![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модели консультативной психологии.
Психотерапия и психологическое консультирование - процесс, происходящий между двумя людьми, в котором участвуют в равной мере сознательное и бессознательное начала психотерапевта (психолога-консультанта) и пациента (клиента). При этом к личности психолога предъявляются требования рефлексии, открытости к собственному опыту и другое. Эти требования в разной форме работают в различных школах психотерапии и психологического консультирования. Медицинская модель. Важные моменты, касающиеся различий во взаимодействии с клиентами психологов, придерживающихся медицинской и психологической моделей, связаны со следующими параметрами: 1. Директивность-не директивность психолога. 2. Анонимность-самораскрытие. 3. Возможность - невозможность выражения положительных и отрицательных чувств по отношению к клиенту. 4. Односторонность - двусторонность - степень ответственности психолога (психотерапевта) и клиента (пациента) за эффективность консультирования (психотерапии) встречи. Психологическая (личностно - ориентированная, гуманистическая). Отличия психологической модели от медицинской: 1. Исходит из индивидуальной, а не социальной этики. 2. Воспринимает человека как неделимую целостность, а не сумму органов и механизмов. 3. Исходит из принципа реальности, а не противопоставления объективности и субъективности. 4. Обращается к проблемам и потенциям, а не болезням и недостаткам. 5. Ориентирована на развитие и оптимизацию индивидуального бытия, а не на ликвидацию симптомов и нормализацию социального поведения. 6. Фокусируется на процессе, а не на методике. 7. Концентрируется на настоящем, открывающем дорогу в будущее, а не на прошлом. 8. Предполагает работу психолога «собой» (личностная включенность), а не «техникой» (В. Е. Каган). Педагогическая модель основана на гипотезе о недостаточной компетентности клиента в той области жизненных умений, знаний, навыков, в которой он испытывает трудности. Задачами психолога является анализ проблем и разработка комплекса мер, направленных на их разрешение. В педагогической модели процесс терапии направлен на коррекцию или успешную адаптацию клиента к реальности - целью является научение клиента успешнее справляться с этой реальностью. Психолог выступает в качестве авторитетного (но не авторитарного) и поощряющего учителя, который стремиться научить клиентов быть лучшими консультантами для самих себя. Диагностическая модель предполагает, что психолог выступает в качестве компетентного специалиста, главная задача которого - проведение диагностики и информирование клиента (или заказчика - лица, осознающего наличие проблемы у клиента и обратившегося к психологу) о характере проблемы, путях и прогнозах по ее решению. Эта модель используется в профессиональном консультировании (в школах, в центрах занятости) и направлена на оказание психологической помощи в жизненном и профессиональном самоопределении.
|