Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3. Психодиагностика интеллектуального
РАЗВИТИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Актуальность проблемы изучения интеллектуального развития. Соотношение понятий «умственное развитие», «интеллект», «обучаемость». Основные концепции интеллекта, разработанные в зарубежной психологии: концепция «генерального фактора» и иерархическая модель интеллекта Ч. Спирмена, мультифакторная модель интеллекта Л. Терстоуна, концепция двух видов интеллекта («флюидного» и «кристаллизованного») Р. Кеттелла, концепция «социального интеллекта» и трехмерная модель интеллекта Дж. Гилфорда. История психодиагностики интеллектуального развития. Разработка индивидуальных тестов интеллекта. Ф. Гальтон – создатель первых тестов для измерения интеллекта как врожденной способности. Работы А. Бине в области изучения интеллекта. Шкала Бине-Симона как первая батарея интеллектуальных тестов. Понятие «умственный возраст». Шкала Стэнфорд-Бине как модификация шкал Бине-Симона. Ее основные отличия. Понятие «коэффициент интеллекта» (IQ). Неправомерность отождествления IQ с интеллектом. Особенности использования теста Стэнфорд-Бине. Шкала интеллекта Векслера-Белльвью. История создания, теоретические основы, основное назначение, структура теста (основные субтесты). Основные модификации векслеровских шкал: для взрослых (WAIS), для детей от 6 до 15 лет (WPPSI), для дошкольников и младших школьников от 4 до 6, 5 лет (WISC). Их особенности. Специфика процедуры проведения и интерпретации тестовых показателей. Адаптированные в СССР и России варианты тестов Д. Векслера (WAIS и WISC). Разработка групповых тестов интеллекта. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. История создания, теоретические основы, основное назначение, структура теста (основные субтесты). Специфика процедуры проведения и интерпретации тестовых показателей. Адаптированные в СССР варианты теста Р. Амтхауэра. Разработка тестов интеллекта для измерения межкультурных различий. Проблема создания тестов, «свободных от влияния культуры». Армейские тесты «Альфа» и «Бета». Интеллектуальный тест, свободный от влияния культуры Р. Кеттелла. Прогрессивные матрицы Дж. Равена. История создания, теоретические основы, основное назначение, структура теста (основные серии). Основные модификации матриц Дж. Равена: для взрослых, детей, лиц с высоким интеллектом. Специфика процедуры проведения и интерпретации тестовых показателей. Теоретические вопросы тестирования интеллекта.
Тема 4. ПСИХОДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Разработка тестов умственного развития отечественными психологами: работы научных коллективов под руководством К.М. Гуревича, Л.А. Венгера, В.И. Лубовского. Школьный тест умственного развития (ШТУР): теоретические основы, структура теста (основные субтесты). Принципиальные отличия ШТУР от традиционных тестов интеллекта. Теоретические вопросы тестирования интеллекта. Диагностические подходы, ориентированные на статистическую норму и на социально-психологи- ческий норматив: сопоставительный анализ. Критериально-ориентированное тестирование как перспективное направление психодиагностики умственного развития. Понятие критериально-ориентированного теста (КОРТа) и его виды. Основные этапы разработки КОРТа: подбор ключевых заданий, спецификация теста, проверка. Анализ опыта разработки КОРТов в отечественной психодиагностике: КОРТ для диагностики математического мышления Е.И. Горбачевой, КОРТ для диагностики естественнонаучного мышления Г.А. Берулавы.
|