![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 7. Психодиагностика черт
Понятие черты в психологии. Классификация черт: конституциональные, индивидные (социально обусловленные), личностные (рефлексивно-ситуационные). Иерархическая и континуально-иерархическая модели черт. Их следствия для психодиагностики черт. Психодиагностика конституциональных черт (темперамента). Темперамент и его природные основы. Тест-опросник Я. Стреляу: история создания, теоретические основы, основное назначение, структура (основные шкалы), специфика процедуры проведения и интерпретации тестовых показателей. Тест-опросник Г. Айзенка: история создания, теоретические основы, основное назначение, структура (основные шкалы), специфика процедуры проведения и интерпретации тестовых показателей. Адаптированные в СССР варианты тест-опросника Г. Айзенка. Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова: теоретические основы, основное назначение, структура (основные шкалы), специфика процедуры проведения и интерпретации тестовых показателей. Варианты ОСТа: для взрослых и детей. Опросник формально-динамической структуры индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова. Психодиагностика социально обусловленных черт (характера). Характер и проявление его черт в стратегиях поведения. 16-факторный личностный тест-опросник Р. Кеттелла (16 РF): история создания, теоретические основы, основное назначение, структура (основные шкалы), специфика процедуры проведения и интерпретации тестовых показателей. Адаптированные в СССР варианты тест-опросника 16 РF. Патохарактерологическая диагностика. Миннесотский многофакторный личностный опросник (MMPI) и его отечественные модификации (ММИЛ Ф.Б. Березина и др., СМИЛ Л.Н. Собчик, Минимульт В.П. Зайцева): история создания, теоретические основы, основное назначение, структура (основные шкалы), специфика процедуры проведения и интерпретации тестовых показателей. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко и Н.Я. Иванова: теоретические основы, основное назначение, структура (основные шкалы), специфика процедуры проведения и интерпретации тестовых показателей. Психодиагностика ситуационно-рефлексивных черт личности: квазиобъективные тест-опросники, контрольные списки прилагательных, репертуарные решетки. Необходимость разработки универсальных («кросситуационных») и локальных (ситуационных) методик. Проблема перевода объективной диагностической информации на язык субъективно-рефлексивных черт личности. Анализ трудностей при построении и использовании личностных тест-опросников.
Тема 8. ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Сфера межличностных отношений как объект психодиагностики. Возможные классификации методик диагностики межличностных отношений: по объекту психодиагностики, по задачам исследования, по методическому принципу и др. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений: социометрия Дж. Морено и ее модификации. Возможности и ограничения. Методики косвенной оценки межличностных отношений. Методики наблюдения и экспертной оценки интерпретации. Схема наблюдения Р. Бейлса. Наблюдение за игровым имитированием определенной ситуации: групповая дискуссия без лидера, игра «Дилемма узника» и др. Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения: калифорнийский психологический опросник личности (СРI), батарея для диагностики межличностных отношений индивида Т. Лири. Методики исследования субъективного отражения межличностных отношений: ТАТ, RЕР-тест Дж. Келли, тест цветовых отношений (ЦТО) А.М. Эткинда, методики изучения внутрисемейных отношений. Сопоставительный анализ возможностей и ограничений каждого класса методик.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – СПб., 2001. – 688 с. 2. Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе / Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова. – М., 2003. – 256 с. 3. Общая психодиагностика / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – СПб., 2002. – 440 с. 4. Психологическая диагностика / под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М.; Воронеж, 2001. – 368 с. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб., 2002. – 528 с. 2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика / Л.Ф. Бурлачук. – СПб., 2003. – 352 с. 3. Гайдар К.М. Практикум по психодиагностике / К.М. Гайдар, И.В. Романов. – Воронеж, 1999. – Ч. 1: Психодиагностика мотивационно-потребност- ной сферы личности. – 16 с. 4.Гайдар К.М. Практикум по психодиагностике / К.М. Гайдар, И.В. Романов. – Воронеж, 1999. – Ч. 2: Психодиагностика межличностных отношений. – 16 с. 5.Гайдар К.М. Практикум по психодиагностике / К.М. Гайдар, Н.И. Вьюнова. – Воронеж, 1999. – Ч. 3: Психодиагностика личностной готовности ребенка к школьному обучению. – 16 с. 6.Гайдар К.М. Практикум по психодиагностике / К.М. Гайдар. – Воронеж, 2000. – Ч. 4: Психодиагностика черт и состояний личности. – 20 с. 7.Гайдар К.М. Практикум по психодиагностике / К.М. Гайдар, Н.И. Вьюнова, Л.В. Темнова. – Воронеж, 2001. – Ч. 5: Психодиагностика интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. – 62 с. 8. Гамезо М.В. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – М., 2000. – С. 235-238. 9. Гуревич К.М. Статистическая норма или социально-психологический норматив? / К.М. Гуревич, М.К. Акимова, В.Т. Козлова // Психол. журн. – 1986. – Т. 7, № 3. – С. 136-142. 10. Горбачева Е.М. Критериально-ориентированное тестирование в диагностике умственного развития школьников / Е.М. Горбачева // Вопр. психологии. – 1988. – № 2. – С. 51-57. 11. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб., 1999. – 356 с. 12.Елисеев О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. – СПб., 2000. – 560 с.
13. Нормативные предписания к разработчикам и пользователям психодиагностических методик // Вопр. психологии. – 1987. – № 5. – С. 176-181. 14.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р.В. Овчарова. – М., 1996. – С. 93-119, 276-310. 15. Основы психодиагностики / под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону, 1996. – 544 с. 16. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. – М., 1988. – 141 с. 17. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А.А. Крылова. – СПб., 1997. – 308 с. 18. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2000. – С. 167-191. 19. Реан А.А. Психология изучения личности / А.А. Реан. – СПб., 1999. – 288 с.
Электронный каталог Научной библиотеки Воронежского государственного университета. – (http // www.lib.vsu.ru/). Социальные и гуманитарные науки. Философия и социология: Библиогр. база данных. 1981-2001 гг. / ИНИОН РАН. – М., 2002. – (CD-ROM).
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Введение в частную психодиагностику (6 часов) Вопросы для обсуждения 1. Предмет общей и частной психодиагностики. 2. Психодиагностические задачи и ситуации. 3. Этические принципы в психодиагностической работе психолога. 4. Общая характеристика психодиагностического обследования. Его этапы. Сфера применения и цели диагностической методики. Инструкция к методике. Материал, используемый для тестирования. Условия проведения психодиагностической методики. Фиксация результатов обследования. Бланк обследования. Обработка полученных данных. Ключи к тесту. Разновидности тестовых оценок, получаемых при обработке данных: «сырые» (первичные), шкальные, профильные. Психологическое заключение: его назначение, основные требования при составлении. 5. Методические руководства к методикам, используемым для психодиагностики профессиональной направленности личности. Сфера их применения и цели диагностики, порядок и условия проведения, инструкция, бланки обследования и фиксации результатов, порядок обработки и интерпретации полученных данных. Преимущества и ограничения этих методик.
Практическое задание – овладение методиками: 1) дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова; 2) анкета интересов А.Е. Голомштока.
Основная литература
1. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – СПб., 2001. – С. 24-35, 583-601. 2. Общая психодиагностика / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – СПб., 2002. – С. 5-10, 13-16, 21-23, 27-30, 32-35. 3. Психологическая диагностика / под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М.; Воронеж, 2001. – С. 281-292.
Дополнительная литература
1. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб., 2002. – С. 23-24, 62-63, 67, 86, 106-111, 119, 212-213, 232-236, 264-265, 267-268, 327, 410-415, 417-419. 2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика / Л.Ф. Бурлачук. – СПб., 2003. – C. 99-104, 139-148. 3. Гамезо М.В. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – М., 2000. – С. 235-238 [1]. 4. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. – СПб., 2000. – С. 424-425. 5. Нормативные предписания к разработчикам и пользователям психодиагностических методик // Вопр. психологии. – 1987. – № 5. – С. 176-181. 6. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р.В. Овчарова. – М., 1996. – С. 289-293, 299-310. 7. Основы психодиагностики / под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону, 1996. – С. 90-104. 8. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А.А. Крылова. – СПб., 1997. – С. 113, 115-117, 119-127, 297-305. 9. Реан А.А. Психология изучения личности / А.А. Реан. – СПб., 1999. – С. 73-76, 80-83.
Тема 2. Психодиагностика психологической готовности
|