![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ребенка к школьному обучению (8 часов)
Вопросы для обсуждения Понятие психологической готовности ребенка к школьному обучению. Ее основные стороны. 2. Основная цель психодиагностического обследования ребенка. Процедурные вопросы определения психологической готовности к школе. 3. Методические руководства к методикам, используемым для психодиагностики психологической готовности ребенка к обучению в школе. Сфера их применения и цели диагностики, порядок и условия проведения, инструкция, бланки обследования и фиксации результатов, порядок обработки и интерпретации полученных данных. Преимущества и ограничения этих методик.
Практическое задание – овладение методиками: 1) ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека; 2) методика «Домик» Н.И. Гуткиной; 3) методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина; 4) методика «Да» и «нет» не говорите» Л. Красильниковой; Методики изучения интеллектуальной готовности к школьному обучению; Беседа об отношении к школе и учению и ее модифицированный вариант Т.А. Нежновой; 7) методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников М.Р. Гинзбург; 8) методики для изучения самосознания («Нарисуй себя» А.М. Прихожан и З. Василиускайте, «Лесенка» Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн);
9) методики для изучения эмоциональных состояний ребенка («Рисунок школы» А.И. Баркана, «Эмоциональный термометр» Г.А. Цукерман); 10) методики диагностики волевой готовности к обучению в школе Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной. Основная литература
1. Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе / Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова. – М., 2003. – С. 29-39, 115-220.
Дополнительная литература 1.Гайдар К.М. Практикум по психодиагностике / К.М. Гайдар, Н.И. Вьюнова. – Воронеж, 1999. – Ч. 3: Психодиагностика личностной готовности ребенка к школьному обучению.– 16 с. 2.Гайдар К.М. Практикум по психодиагностике / К.М. Гайдар, Н.И. Вьюнова, Л.В. Темнова. – Воронеж, 2001. – Ч. 5: Психодиагностика интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. – 62 с. 3. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р.В. Овчарова. – М., 1996. – С. 93-99, 100-102, 103-119. 4. Основы психодиагностики / под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону, 1996. – С. 211-230. 5. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2000. – С. 167-177, 178-180, 181-191.
Тема 3-4. Психодиагностика интеллектуального развития (12 часов) Вопросы для обсуждения 1. Актуальность проблемы изучения интеллектуального развития. 2. Основные концепции интеллекта, разработанные в зарубежной психологии. 3. Методическое руководство к тесту структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Теоретическое обоснование теста, сфера его применения и цели диагностики, порядок и условия проведения, инструкция, тестовые тетради, бланк фиксации результатов, ключи к тесту, порядок обработки и интерпретации полученных данных. Преимущества и ограничения теста Р. Амтхауэра. 4. Методическое руководство к Прогрессивным матрицам Дж. Равена. Теоретическое обоснование теста, сфера его применения и цели диагностики, порядок и условия проведения, инструкция, тестовый буклет, бланк фиксации результатов, ключ к тесту, порядок обработки и интерпретации полученных данных. Преимущества и ограничения теста Дж. Равена.
5. Методическое руководство к тесту социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена. Теоретическое обоснование теста, сфера его применения и цели диагностики, порядок и условия проведения, инструкция, тестовая тетрадь, бланк фиксации результатов, ключ к тесту, порядок обработки и интерпретации полученных данных. Преимущества и ограничения теста Дж. Гилфорда и М. Салливена. Практическое задание – овладение методиками: 1) тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра; 2) Прогрессивные матрицы Дж. Равена; 3) методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена.
Основная литература
1. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – СПб., 2001. – С. 291-293, 344-348. 2. Общая психодиагностика / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – СПб., 2002. – С. 208-213. 3. Психологическая диагностика / под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М.; Воронеж, 2001. – С. 70-81, 88-90.
Дополнительная литература
1. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб., 2002. – С. 14-17, 274-277, 311-312. 2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика / Л.Ф. Бурлачук. – СПб., 2003. – С. 177-197. 3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб., 1999. – С. 16-53, 61-78. 4. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. – СПб., 2000. – С. 388-417. 5. Михайлова (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта. Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена: Руководство по использованию / Е.С. Михайлова (Алешина). – СПб., 1996. – 56 с. 6. Руководство к применению теста структуры интеллекта Рудольфа Амтхауэра. – Обнинск, 1993. – 19 с.
Тема 5. Психодиагностика самосознания личности (14 часов) Вопросы для обсуждения
1. Самосознание как объект психодиагностики. Основные цели психодиагностики самосознания. 2. Классификация методик психодиагностики самосознания. 3. Методические руководства к методике выбора слов и методике С.А. Будасси. Сфера их применения и цели диагностики, порядок и условия проведения, инструкция, бланки обследования и фиксации результатов, порядок обработки и интерпретации полученных данных. Преимущества и ограничения этих методик. 4. Методическое руководство к графической методике Дембо-Рубин- штейн. Сфера ее применения и цели диагностики, порядок и условия проведения, инструкция, бланк обследования и фиксации результатов, порядок обработки и интерпретации полученных данных. Преимущества и ограничения этой методики. 5. Методическое руководство к тесту 20-ти утверждений «Кто Я?» М. Куна и Т. Мак-Партленда. Сфера его применения и цели диагностики, порядок и условия проведения, инструкция, бланк обследования и фиксации результатов, порядок обработки и интерпретации полученных данных. Преимущества и ограничения этой методики. 6. Методическое руководство к Личностному дифференциалу Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинда. Теоретическое обоснование методики, сфера ее применения и цели диагностики, порядок и условия проведения, инструкция, бланк обследования и фиксации результатов, порядок обработки и интерпретации полученных данных. Преимущества и ограничения этой методики. 7. Методическое руководство к методике исследования самоотношения (МИС) Р.С. Пантилеева. Теоретическое обоснование методики, сфера ее применения и цели диагностики, порядок и условия проведения, инструкция, бланк методики и бланк ответов, ключ к МИС, порядок обработки и интерпретации полученных данных. Преимущества и ограничения МИС.
Практическое задание – овладение методиками: 1) методика выбора слов; 2) методика С.А. Будасси; 3) графическая методика изучения самооценки и уровня притязаний личности Дембо-Рубинштейн; 4) тест 20-ти утверждений «Кто Я?» М. Куна и Т. Мак-Партленда; 5) Личностный дифференциал Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинда; 6) методика исследования самоотношения (МИС) Р.С. Пантилеева.
Основная литература
1. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – СПб., 2001. – С. 496-504. 2. Общая психодиагностика / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – СПб., 2002. – С. 346-378. 3. Психологическая диагностика / под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М.; Воронеж, 2001. – С. 186-191.
Дополнительная литература 1. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб., 2002. – С. 77-78, 296, 299-302. 2. Основы психодиагностики / под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону, 1996. – С. 157-167. 3. Пантилеев Р.С. Методика исследования самоотношения / Р.С. Пантилеев. – М., 1993. – 32 с. 4. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. – М., 1988. – С. 123-130. 5. Реан А.А. Психология изучения личности / А.А. Реан. – СПб., 1999. – С. 43-44.
Тема 6. Психодиагностика мотивационно-
|