Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коллизионные принципы в области международных трудовых отношений;






В отличие от российского, законодательство зарубежных стран содержит специальные коллизионные нормы, регулирующие международные трудовые отношения:

— закон государства, на территории которого следует выполнять работу (Указ Президиума ВНР 1979 г. № 13 «О международном частном праве»);

в венгерском законодательстве:

• личный закон назначающего органа власти или избирающего коллектива — для трудовых отношений, возникающих при выборах или назначении соответствующего работника;

• личный закон работодателя — при выполнении работы на территории нескольких государств;

• венгерский закон — при командировке венгерских трудящихся за границу;

• закон флага — для трудовых отношений, возникающих в процессе осуществления международной перевозки водным или воздушным транспортом;

• личный закон перевозчика — при регулировании трудовых отношений, возникающих в сфере международных перевозок;

• закон государства места работы — lex loci laboris (законодательство Австрии, Венгрии, Испании, Чехии, Европейская конвенция относительно права, применяемого к договорным обязательствам, 1980 г. и др.);

• закон места заключения трудового контракта;

• закон гражданства (или домицилия работника);

• закон места деятельности предпринимателя;

• закон перевозчика, закон флага, закон места регистрации транспортного средства (применяются при регулировании международных перевозок);

• принцип «автономии воли». Например, в законодательстве Польши: стороны имеют право подчинять трудовые отношения выбранному ими закону, при условии, что такой выбор будет обоснованным (правопорядок будет иметь связь с регулируемыми им отношениями).

Другой вариант

В области трудовых отношений сложились следующие основные коллизионные принципы.

1. Свобода выбора права (автономия воли-1ех voluntaris). Этот принцип применяется в Великобритании, Италии, Канаде, ФРГ, Польше. Например, согласно ст. 32 Закона Польши 1965 г. о международном частном праве «стороны могут подчинить трудовые правоотношения выбранному им закону, если он находится во взаимосвязи с этими правоотношениями».

2. Закон места работы (lex loci laboris). В соответствии с этим принципом к иностранцам применяется закон страны места работы. Он закреплен в законодательствах Австрии, Албании, Венгрии, Испании, России, Швеции и др. стран. Например, в соответствии с § 51 венгерского Закона о международном частном праве 1979 г. к трудовому правоотношению, если нормативный акт не предусматривает иного, применяется закон того государства, на территории которого следует выполнять работу.

3. Закон места нахождения работодателя. В соответствии с этим коллизионным принципом, если согласно трудовому договору работу следует выполнять на территории нескольких государств, то к трудовому отношению следует применять закон места нахождения, места жительства или места коммерческой деятельности работодателя.

4. Закон флага судна (lex flagi). Трудовое соглашение работника, исполняющего службу на водном или воздушном транспорте, регламентируется законом страны, где регистрировано транспортное средство. Например, согласно ст. 57 КТМ РФ порядок приема на работу членов экипажа судна (в т. ч. иностранцев), их права и обязанности, условия труда и оплаты труда, а также порядок и основания их увольнения определяются законодательством Российской Федерации о труде и КТМ РФ.

5. Закон гражданства работодателя (lex patriae, lex nationalis). Например, если работники венгерского работодателя выполняют работу за границей по командировке или на более длительной зарубежной службе, то к правовому отношению следует применять венгерский закон. Данный принцип применяется также и тогда, когда место работы определить точно невозможно (например, ввиду командировок) или работа подлежит исполнению в двух или более странах.

6. Закон страны заключения контракта о найме (lex loci contarctus). Например, по законодательству Англии и США к трудовым отношениям, заключенным в этих странах, применяется местное право.

По мнению российских ученых экстратерриториальное применение трудового права допустимо в трех случаях: а) с помощью заключения социального соглашения; б) допустимо дополнение трудового права какой-либо страны путем заимствования определенных элементов из иностранного права; в) иностранное право применяется во всех случаях, когда коллизионные нормы прямо отсылают к иностранному закону '.

Любое государство вправе запретить на своей территории применение норм иностранного трудового права, если они противоречат публичному порядку.

Некоторые государства стремятся расширить экстратерриториальное действие своего трудового законодательства.

К таким актам, например, относятся Законы США о справедливых условиях труда, об инвалидах, о запрете дискриминации пожилых трудящихся. Эти законы действуют не только на территории США, но распространяются на трудовые отношения проживающих за рубежом американских граждан с американскими компаниями, функционирующими за пределами США.

В Российской Федерации применение законодательства о труде государств-членов СНГ возможно лишь на базе соответствующих межгосударственных соглашений

 

Регулирование трудовой деятельности иностранцев в России. Вопросы социального обеспечения;

Основным принципом в области регулирования трудовой деятельности иностранцев в России является принцип национального режима. Этот принцип закреплен в Федеральном законе 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Смысл этого принципа состоит в том, что иностранные граждане (а также лица без гражданства) имеют на территории России такие же права в сфере трудовых отношений, что и граждане Российской Федерации. Содержанием этих прав является возможность свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию, требовать обеспечения безопасных условий труда, предоставления права на отдых при осуществлении трудовых обязанностей, вознаграждения за труд (причем не ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом Российской Федерации).

Будучи юридически наделенными всем объемом прав для реализации своих профессиональных знаний, иностранные граждане могут быть фактически ограничены в осуществлении некоторых прав, например права на своевременное получение заработной платы. Однако этот негативный момент связан не с дискриминацией работников по признаку иностранного гражданства, а с экономическим кризисом, наступившим в России в конце 90-х годов. Разумеется, что иностранным работникам в некоторых ситуациях может быть гораздо сложнее отстаивать свои интересы по сравнению с отечественными «коллегами».

Иностранцы могут реализовывать свое право на труд различными способами: путем осуществления трудовой деятельности в качестве работников коммерческих и некоммерческих организаций, а так же у индивидуальных предпринимателей; осуществлять предпринимательскую деятельность; работать в дипломатических и консульских учреждениях своего государства; в филиалах и представительствах иностранных юридических лиц, создаваемых на территории Российской Федерации. Работодатели могут приглашать иностранцев в качестве домашних работников, воспитателей детей и учителей. При этом ответственность за соблюдение российского законодательства в части регистрации, обеспечения работой, медицинской помощью и жильем, а также за своевременный выезд из России будут нести работодатели.

Распространяя национальный режим на иностранцев при осуществлении ими трудовых отношений, российский законодатель предусмотрел ряд изъятий из этого принципа. Иностранцы не имеют возможности реализовывать свое право на труд в «закрытых» для них сферах. Например, в соответствии со статьей 3 Федерального закона 1995 г. «Об основах государственной службы РФ» (утратил силу) и ст.13 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 2004 г. государственным служащим может быть только гражданин России. В ряде нормативных актов установлены специальные нормы, позволяющие иностранным гражданам осуществлять определенные виды деятельности при соблюдении некоторых оговорок. Так, иностранные граждане, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку не в России, могут быть допущены к медицинской деятельности только после сдачи соответствующего экзамена.

В 1993 г. был принят Указ Президента РФ, утвердивший Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы. Этим Положением было предусмотрено лицензирование деятельности по привлечению иностранной рабочей силы. Но следует помнить, что порядок привлечения иностранцев к трудовой деятельности регулируется прежде всего Федеральным законом о правовом положении иностранных граждан, в соответствии с которым работодатель обязан оформить соответствующим образом разрешение на привлечение и использование иностранных работников и только потом предоставить им приглашения для въезда в Россию.

В 2002 г. постановлением Правительства РФ было утверждено Положение о порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу. Учитывая, что привлечение иностранных граждан для осуществления ими трудовой деятельности на территории России находится под контролем органов исполнительной власти, ежегодно устанавливаются квоты, определяющие число иностранных работников. Эти квоты устанавливает федеральный орган исполнительной власти. При приеме иностранных граждан на работу учитываются приоритетные виды трудовой деятельности, а также те регионы, которые наиболее всего заинтересованы в привлечении иностранной рабочей силы. Перечень российских регионов, обладающих приоритетным правом найма иностранных работников, и список приоритетных профессий ежегодно должны утверждаться Правительством Российской Федерации.

По общему правилу иностранцы, постоянно проживающие в России, могут заниматься трудовой деятельностью в таком же порядке, какой предусмотрен и для российских граждан, за исключением занятия определенных должностей, которые могут занимать только российские граждане. Что касается иностранцев, временно проживающих в России, то для них согласно статье 13 упомянутого Федерального закона предусмотрены специальные ограничения по осуществлению трудовой деятельности. Эта категория иностранцев не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого иностранцам разрешается временное проживание.

Изъятия из принципа национального режима в сфере регулирования трудовых отношений содержатся в различных законах, однако все они базируются на общем Федеральном законе 2002 г., закрепляющем правовой статус иностранцев в Российской Федерации, пришедшим на смену союзному Закону о правовом положении иностранных граждан в СССР 1981 г.

Согласно Закону 2002 г. иностранный гражданин не может:

• находиться на государственной или муниципальной службе;

• замещать должности капитана, старшего помощника капитана, старшего механика и радиоспециалиста в составе экипажа судна, плавающего под государственным флагом России (данное ограничение установлено ст. 56 КТМ РФ на которую в Законе дается ссылка);

• быть командиром воздушного судна гражданской авиации Российской Федерации;

• быть членом экипажа военного корабля России или другого эксплуатируемого вне коммерческих целей судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

• быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации (их перечень утверждается Правительством РФ).

Перечень изъятий, установленных Законом, остается открытым, поскольку сопровождается обобщающим предложением о том, что иностранцам запрещается заниматься иной деятельностью, замещать иные должности, допуск к которым ограничен федеральным законом. В качестве примера к данному положению можно назвать Закон 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», в соответствии с которым частным детективом может быть только гражданин Российской Федерации.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал