Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и классификация трудовых споров. Подведомственность трудовых споров. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах.
Трудовой спор — это разногласия между работодателем (или его представителями) и работником (работниками) по вопросам регулирования трудовых отношений, поступивших на разрешение специального юрисдикционного органа. Все трудовые споры можно классифицировать по трем основаниям: по спорящему субъекту; по характеру спора; по виду спорного правоотношения. По субъекту: индивидуальные и коллективные. В индивидуальных спорах оспариваются и защищаются субъективные права конкретного работника, его законный интерес, а в коллективных спорах — права, полномочия и интересы всего трудового коллектива (или его части), права профсоюзного органа как представителя работников данного производства по вопросам труда, быта, культуры. По характеру спора: 1) споры о применении норм трудового законодательства, установленных им, коллективным или трудовыми договорами, социально-партнерскими соглашениями о правах и обязанностях. Эти споры могут возникать из трудовых и из всех других производных от них (например, из отношений по материальной ответственности). В некоторых зарубежных странах их называют «споры о правах»; 2) споры об установлении новых или изменении существующих социально-экономических условий труда и быта, не урегулированных законодательством. Они могут возникать из четырех правоотношений: а) из трудового — об установлении работнику в локальном порядке новых условий труда (нового срока отпуска по графику отпусков, нового тарифного разряда); б) профсоюзного органа с работодателем, его администрацией (например, спор при утверждении ими графика отпусков, распределении жилья); в) трудового коллектива (его органов) с работодателем, его администрацией (например, спор СТК с администрацией при решении определенных вопросов управления предприятием); г) профсоюзов как представителей работников с представителями работодателей, их ассоциаций на различных уровнях социально-партнерских отношений. Их называют «споры об интересах». По правоотношениям, из которых может возникнуть спор: › трудовых (их абсолютное большинство); › по трудоустройству (например, не принятого по брони инвалида или другого лица, с которым работодатель обязан заключить трудовой договор); › по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда; › по подготовке кадров и повышению квалификации работников на производстве; › по возмещению материального ущерба работником предприятию; › по возмещению работодателем ущерба работнику в связи с повреждением его здоровья на работе или нарушением его права трудиться; › профсоюзного органа с работодателем по вопросам труда, быта, культуры; › коллектива работников с работодателем; › социально-партнерских правоотношений на четырех более высоких уровнях. По способу разрешения индивидуальные трудовые споры делятся на: ≈ споры, разрешаемые в общем порядке, когда спор разрешается в комиссии по трудовым спорам, а затем в суде; ≈ споры, разрешаемые в судебном порядке, когда в комиссию по трудовым спорам обращаться не нужно; ≈ споры, разрешаемые в особом порядке, когда спор разрешается в вышестоящем в порядке подчиненности органе либо в суде. Приведенная классификация трудовых споров позволяет правильно определить подведомственность трудового спора (индивидуальный это или коллективный спор, спор о применении трудового законодательства или об установлении новых условий труда, изменении существующих, и из какого правоотношения он возник).
|