Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Право на забастовку, порядок подготовки и проведения забастовки. Порядок признания забастовки незаконной и ее правовые последствия.⇐ ПредыдущаяСтр 47 из 47
Забастовка - временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей в целях разрешения коллективного трудового спора. Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут ответственность. Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие. Решение об объявлении забастовки принимается собранием работников организации по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора. Решение об участии работников данного работодателя в забастовке, объявленной проф.союзом, принимается собранием работников данного работодателя без проведения примирительных процедур. О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за десять календарных дней. Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. Забастовку возглавляет представительный орган работников. Орган, возглавляющий забастовку, имеет право приостановить забастовку. Работодатель должен быть предупрежден о возобновлении забастовки не позднее чем за три рабочих дня. Участие работника в забастовке не рассматривается в качестве нарушения трудовой дисциплины. Запрещается применять к работникам, участвующим в забастовке, меры дисциплинарной ответственности, за исключением случаев, если эти забастовки являются незаконными. На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность. Работодатель имеет право не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в забастовке, за исключением работников, занятых выполнением обязательного минимума работ. Работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ее проведением не имевшим возможности выполнять свою работу и заявившим в письменной форме о начале в связи с этим простоя, оплата простоя не по вине работника производится в порядке и размерах, которые предусмотрены ТК РФ. Работодатель имеет право переводить указанных работников на другую работу. Забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных ТК РФ. Решение о признании забастовки незаконной принимается судами по заявлению работодателя или прокурора. Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда. Забастовки являются незаконными и не допускаются: а) в периоды ЧП б) в организациях, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения, в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей. Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.
78. Международно-правовое регулирование труда: понятие, значение, субъекты, источники. Международная организация труда (МОТ): функции и задачи Международное регулирование труда - это система закрепленных в международных актах и соглашениях стандартов правового регулирования труда. В актах, разработанных на основе обобщения опыта многих стран, закреплены основополагающие принципы и права субъектов трудовых отношений, универсальные трудоправовыс нормы, объективный характер и эффективность которых обеспечиваются на национальном уровне. Среди субъектов международно-правового регулирования труда ведущее место занимает Международная организация труда. Среди всех источников международно-правового регулирования труда по сфере регулирования, по числу и значению большое место занимают конвенции МОТ. Конвенции и рекомендации МОТ приняты по многочисленным вопросам регулирования трудовых, профессиональных, социально-экономических отношений. Конвенции являются юридическими документами, имеющими силу международного договора, правовой статус которого определяют порядок заключения, действия, изменения и прекращения международных обязательств, условия их действительности. Конвенция вступает в силу при условии ее ратификации не менее чем двумя государствами — членами МОТ. Что касается каждого государства — члена МОТ, то конвенция приобретает юридическую силу с момента ратификации ее высшим органом государственной власти. На территории Российской Федерации подлежат применению не только ратифицированные конвенции МОТ. В настоящее время действует Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда от 18 июня 1998 года, которая опубликована для официального применения (" Российская газета", 16 декабря 1998 года). В п. 2 названной Декларации говорится о том, что все государства – члены МОТ, даже если они не ратифицировали соответствующие конвенции МОТ, имеют обязательства, вытекающие из самого факта их членства в МОТ, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих конвенций. Вторую группу источников международно-правового регулирования труда составляют договоры и соглашения. В соответствии с нормами международного права каждое государство оформляет ратификацию договоров и соглашений ратификационной грамотой. Договоры могут быть как двусторонними, так и многосторонними. Устав МОТ предусматривает принятие рекомендаций в области международно-правового регулирования труда. Рекомендации вырабатываются МОТ в тех случаях, когда вопрос не считается достаточно разработанным для принятия твердых, конвенционных обязательств или когда требуется детализировать, дополнить положения принимаемой конвенции, а также когда вырабатываемые нормы подвержены частым изменениям. Рекомендации МОТ не являются международным договором, а следовательно, не требуют ратификации. Рекомендация представляет собой обращенное к государствам пожелание, своего рода совет ввести соответствующие нормы в национальное законодательство. В отличие от конвенции рекомендация является источником информации, а также возможной моделью для дальнейшего совершенствования национального законодательства. Представители трудящихся и правительства ряда стран, как правило, выступают за принятие конвенций, дополненных рекомендациями. Функциональное назначение конвенций и рекомендаций МОТ состоит в том, чтобы служить дополнительным стимулом развития и совершенствования национального законодательства в социально-трудовой области и совершенствования системы социальной защиты трудящихся. Различие между конвенциями и рекомендациями МОТ состоит в том, что конвенции возлагают на ратифицирующее их государство международно-правовые обязанности, а рекомендации таких обязанностей не создают. Международная организация труда (МОТ) – одна из старейших и наиболее крупных международных организаций. Создана в соответствии с Версальским мирным договором при Лиге Наций как международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда; с 1946 г. стала первым специализированным учреждением Организации Объединенных Наций. К началу 2000 г. принято 182 конвенции и 190 рекомендаций МОТ, образующих своего рода международный трудовой кодекс, который служит ориентиром для стран в национальной политике, в законодательстве и практике. Основными задачами МОТ являются: 1) разработка международной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем; 2) создание и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций в целях осуществления данной политики; 3) помощь странам-участницам в решении социально-трудовых проблем, так называемое техническое сотрудничество; 4) защита прав человека (права на труд, на объединение, защита от принудительного труда, от дискриминации и т. п.); 5) борьба с бедностью за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения; 6) разработка программ улучшения условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охрана и восстановление окружающей среды; 7) содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений; 8) разработка мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся: женщин, молодежи, инвалидов, пожилых людей, трудящихся-мигрантов. В программах деятельности МОТ последних лет эти приоритеты можно свести в основном к следующим: - поддержка процесса демократизации, с тем чтобы он способствовал развитию трипартизма в каждом государстве; - продолжение борьбы с бедностью и особенно за счет увеличения занятости, в частности, путем организации широкой переподготовки рабочей силы; - защита трудовых и гражданских прав трудящихся во всех ее формах. Распространение ее принципов на все еще зависимые, ранее колониальные страны было признано задачей всего цивилизованного мира. Задачи МОТ находят отражение в конкретных программах, которые она принимает. Особенность деятельности МОТ состоит в том, что ее решения и рекомендации принимаются на основе трипартизма. Трипартизм — основной метод работы МОТ, его отличительная черта от всех международных организаций. Решение всех социально-трудовых проблем может быть успешным только в результате согласованных действий правительств, трудящихся и предпринимателей. Функции МОТ можно определить как основные направления деятельности Организации для реализации уставных целей и задач. Принято выделять следующие функции МОТ: 1) нормотворческая функция; 2) контрольная функция; 3) функция технического сотрудничества; 4) научно исследовательская функция. Авторы, анализировавшие деятельность международных организаций предлагают и иные классификации функций311. Нормотворческая функция МОТ. Она выражается в заключении договоров и принятия конвенций и рекомендаций Организацией. В соответствии со ст. 39 Устава Организации имеет все права юридического лица и, в частности, право заключать международные договоры, право приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, право возбуждать судебные дела. Основным средством достижения целей указных в Уставе и в Филадельфийской декларации МОТ является разработка и принятие конвенций и рекомендаций. Такое гибкое сочетание правовых актов Организации позволяет, с одной стороны, принимать конвенцию на согласованных условиях как международный договор и, следовательно, имеет характер нормативного договора, а если их согласовать не удается, то возможно принятие рекомендации, которая не носит обязательного характера и представляет собой один из видов решений МКТ.
|