Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1.3. Современные теоретические направления в психологии.






Родина бихевиоризма -Америка. Основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей его среде. На первое место в проведении исследований данного направления ставит­ся решение практических задач, обусловленных общественным и экономическим развитием. За одно десятилетие бихевиоризм распространился по всему миру и стал одним из влиятельных направлений психологической науки.

Появление и распространение бихевиоризма ознаменовалось тем, что в психологию были введены совершенно новые факты - факты поведения, которые отличаются от фактов сознания в интроспективной психологии.

Поведение - внешние проявления психической деятельности человека. В этом отношении поведение противопоставляется со­знанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов, в результате чего факты поведения в бихевиоризме и факты сознания в интроспектив­ной психологии разводятся по методу их выявления. Одни выявляются путем внешнего наблюдения, а другие - путем самонаблюдения.

Помимо практической направленности стремительное развитие бихевиоризма определяли и другие причины: здравый смысл. Уотсон считал, что важнее всего в человеке для окружающих его людей поступки и само поведение этого человека. Переживания человека, особенности его сознания и мышления - психическая индивидуальность человека, в качестве внешнего проявления отражается в поступках и поведении этого человека. Но в чем нельзя согласиться с Уотсоном, так это в том, что он, доказывая необходимость заниматься изучением поведения, отрицал необходимость изучения сознания. Тем самым Уотсон разделил психиче­ское и его внешнее проявление - поведение.

Вторая причина кроется в том, что Уотсон считал, что психология должна стать естественнонаучной дисциплиной и ввести объективный научный метод. Стремление сделать психологию объективной и естественнонаучной дисципли­ной привело к бурному развитию эксперимента, основанного на отличных от интро­спективной методологии принципах, что принесло практические результаты в виде экономической заинтересованности в развитии психологической науки.

Основная идея бихевиоризма основывалась на утвержде­нии значимости поведения и полном отрицании существования сознания и необ­ходимости его изучения. Уотсон писал: «Бихевиорист...ни в чем не находит дока­зательства существования потока сознания, столь убедительно описанного Джемсом, он считает доказанным только наличие постоянно расширяющего потока поведения». Поведение (по Уотсону) - это система реакций. Реакция - это новое понятие, которое было введено в психологию в связи с развити­ем бихевиоризма. Поскольку Уотсон стремился сделать психологию естественно­научной, то с естественнонаучной позиции необходимо было объяснить причины поведения человека. Для Уотсона поведение или поступок человека объясняются наличием какого-либо воздействия на человека. Он считал, что за любым дей­ствием стоит причина в виде внешнего агента или стимула. Появилась формула «S - R» (стимул - реакция). Для бихевиористов соотношение S - R стало единицей поведения. С точки зрения бихевиоризма основные задачи психологии сводятся к следующему: выявление и описание типов реакций; исследование процессов их образования; изучение законов и комбинаций - образование сложных реакций. В качестве общих и окончатель­ных задач психологии бихевиористы выдвигали две следующие задачи: прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул.

Решение поставленных задач осуществлялось бихевиористами в двух направлениях: теоретическом и экспериментальном. Создавая теоретическую базу бихевиоризма, Уотсон попытался описать типы реакций. Он выделил врож­денные и приобретенные реакции. К числу врожденных реакций относятся те поведенческие акты, которые есть у новорожденных детей: чихание, икание, сосание, улыбка, плач, движение туловища, конечностей, го­ловы и т. д.

Следует отметить, что если с описанием врожденных реакций у Уотсона серь­езных затруднений не было, поскольку достаточно наблюдать за поведением но­ворожденных детей, то с описанием законов, по которым приобретаются врож­денные реакции, дела, обстояли хуже. Для решения данной задачи ему необходи­мо было оттолкнуться от какой-либо из уже имеющихся теорий, и он обратился к работам И. П. Павлова и В. М. Бехтерева. В их работах содержалось описание механизмов возникновения условных, или, как говорили в то время, «сочетанных», рефлексов. Ознакомившись с работами российских ученных, Уотсон при­нимает концепцию условных рефлексов в качестве естественнонаучной базы сво­ей психологической теории. Он говорит, что все новые реакции приобретаются путем обусловливания.

Для того чтобы понять механизм обусловливания, рассмотрим следующий пример. Мать гладит ребенка, и на его лице появляется улыбка. Через некоторое время появление матери перед ребенком вызывает у него улыбку, даже если мать его не поглаживает. Почему? Данное явление, по мнению Уотсона, обусловлено следующим: поглаживание — это безусловный стимул, а улыбка на лице ребен­ка — это безусловная врожденная реакция. Но перед каждым подобным контак­том появлялось лицо матери, которое являлось нейтральным условным стимулом. Сочетание в течение определенного времени безусловного и нейтрального стиму­лов привело к тому, что со временем воздействие безусловного стимула оказалось не нужным. Для того чтобы ребенок заулыбался, ему было достаточно одного нейтрального стимула, в данном случае лица матери.

В этом примере мы сталкиваемся с простой безусловной реакцией ребенка. А как же образуется сложная реакция? Путем образования комплекса безуслов­ных реакций - отвечает на этот вопрос Уотсон. Например, один безусловный сти­мул вызывает определенную безусловную реакцию, другой - вторую безуслов­ную реакцию, и еще один - третью безусловную реакцию. И когда все три без­условных стимула будут заменены на один условный стимул, то впоследствии при воздействии условного стимула будет вызван сложный комплекс реакций.

Все человеческие действия (по Уотсону) - сложные цепи, или комплексы, реакций. Следует подчеркнуть, что на пер­вый взгляд умозаключения Уотсона кажутся верными и не вызывающими сомне­ния. Определенное внешнее воздействие вызывает у человека определенную от­ветную безусловную (врожденную) реакцию или комплекс безусловных (врож­денных) реакций, но это только на первый взгляд. В жизни мы сталкиваемся с явлениями, которые не могут быть объяснены с этой точки зрения. Например, как объяснить катание медведя на велосипеде в цирке? Ни один безусловный или условный стимул не может вызвать подобную реакцию или комплекс реакций, по­скольку катание па велосипеде не может быть отнесено к разряду безусловных (врожденных) реакций. Безусловной реакций на свет может быть мигание, на звук - вздрагивание, на пищевой раздражитель - слюноотделение. Но никакое сочета­ние подобных безусловных реакций не приведет к тому, что медведь будет катать­ся на велосипеде.

Значимым для бихевиористов было проведение экспериментов, с по­мощью которых они стремились доказать правоту своих теоретических выводов. В этой связи стали известны эксперименты Уотсона по исследованию причин возникновения страха. Он пытался выяснить, какие стимулы вызывают у ребенка реакцию страха. Например, Уотсон наблюдал за реакцией ребенка при его контакте с мышью и кроликом. Мышь не вызвала реакции страха, а по отноше­нию к кролику у ребенка проявлялось любопытство, он стремился с ним играть, брать на руки. В конце концов, было установлено, что если очень близко от ребен­ка ударить молотком, но железному брусу, то он резко всхлипывает, а затем разра­жается криком. Итак, установлено, что резкий удар молотком вызывает у ребенка реакцию страха. Затем эксперимент продолжается. Теперь экспериментатор уда­ряет по железному брусу в тот момент, когда ребенок берет кролика на руки. Че­рез некоторое время ребенок приходит в состояние беспокойства лишь при одном появлении кролика. По мнению Уотсона, появилась условная реакция страха. Заключение Дж. Уотсона показывает, как можно излечить ребенка от этого страх Он сажает за стол голодного ребенка, который уже очень боится кролика, и дает ему есть. Как только ребенок прикасается к еде, ему показывают кролика, но только издалека, через открытую дверь из другой комнаты, - ребенок продолжает есть. В следующий раз показывают кролика, также во время еды, немного ближе. Через несколько дней ребенок уже ест с кроликом на коленях.

Обнаружилась ограниченность схемы «S-R» для объяснения поведения людей. Один из представителей позднего бихевиоризма Э. Толмен ввел в эту схему поправку. Он предложил поместить между S и R среднее звено или «промежуточные переменные» - V, в результате схема приобрела вид: «S - V - . «Промежуточные переменные» (по Э. Толмену) - внутренние процессы, которые опосредуют действие стимула. К ним относились такие образования: цели, намерения, гипотезы, познавательные карты (образы ситуаций). И хотя промежуточные переменны» были функциональными эквивалентами сознания, выводились они как «конструкты», о которых следует судить исключительно по особенностям поведения и тем самым существование сознания по-прежнему игнорировалось.

Другим шагом в развитии бихевиоризма было изучение особого типа условных реакций, которые получили название инструментальных или оперантных. Явление инструментального или оперантного обусловливания состоит в том, что если подкреплять какое-либо действие индивида, то оно фиксируется и вос­производится с большей легкостью.

Согласно теории бихевиоризма, классическое (павловское) и оперантное обусловливания являются универсальным механизмом научения, общим и для животного и для человека. Процесс научения - автоматический, не требующий проявления активности человека. Достаточно ис­пользовать одно подкрепление для того, чтобы «закрепить» в нервной сис­теме успешные реакции независимо от воли или желаний самого человека. Бихевиористы делали выводы о том, что с помощью стимулов и подкрепления можно «лепить» любое поведение человека, «манипулировать» им, что поведение человека жестко «детерминировано» и зависит от внешних обстоя­тельств и собственного прошлого опыта.

Как мы видим, и в данном случае игнорируется существование сознания - игнорируется существование внутреннего психического мира человека, что лишено здравого смысла. С течением времени это стало понятно и представителям бихевиористского направления, и с конца 60-х гг. даже на родине бихевиоризма, в Америке, наблюдается постепенное возвращение к изучению сознания - высшей формы психического отражения объективной действительности.

Заслуги бихевиоризма в развитии психологии значимы. Во-первых, он привнес в психологию дух материализма, благодаря чему эта наука стала развиваться по пути естественнонаучных дисциплин. Во-вторых, он ввел объективный метод, основанный па регистрации и анализе внешних наблюдений, фактов, процессов, благодаря чему в психологии получили широкое распростра­нение инструментальные приемы исследования психических процессов. В-треть­их, была расширена область психологических исследований: стало интенсивно изучаться поведение младенцев и животных. В работах бихевиористов были продвинуты отдельные разделы психологии: про­блемы научения, образования навыков. Распространение бихевиористских взглядов способствовало изучению психических явлений с естественнонаучных позиций.

Гуманистическая психология - направление в современной западной психологии. Гуманистический подход ориентирован на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60 - х гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название третьей силы. Представители данного направления: А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард и другие.

Основной областью практического приложения гуманистической психологии выступает психотерапевтическая практика: не директивная психотерапия К. Роджерса (Человеко - центрированный подход в психотерапии) и логотерапия В. Франкла относятся к числу популярных и распространенных психотерапевтических систем.

Другая важная область практического приложения гуманистической психологии - гуманистическая педагогика, которая основана на принципах не директивного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности.

Третья область практического приложения гуманистической психологии - социально - психологический тренинг, одним из зачинателей которого был К. Роджерс.

Сегодня гуманистическая психология занимает важное и устойчивое место в западной психологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с другими школами и направлениями: психоанализом и необихевиоризмом.

Гуманистическая психология, появившаяся как направление, альтернативное психологическим школам середины века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную концепцию личности и ее развития.

Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих положениях:

1. Человек целостен и должен изучаться в его целостности.

2. Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения.

3. Человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире - главная психологическая реальность.

4. Человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека.

5. Человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы.

6. Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе.

7. Человек - активное, интенциональное, творческое существо.

Основные положения нового направления - гуманистической школы психологии личности, которая и является в настоящее время одной из значительных психологических школ, сформулировал Гордон Олпорт.

Г. Олпорт рассматривал создаваемую им концепцию личности как альтернативную механицизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному подходу психоаналитиков. Олпорт возражал и против переноса фактов, связанных с больными людьми, невротиками, на психику здорового человека. Хотя он и начинал свою карьеру как врач-психотерапевт, но очень быстро отошел от врачебной практики, сосредоточившись на экспериментальных исследованиях здоровых людей. Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся. Человек - социальное существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. Отсюда неприятие Олпортом положения психоанализа об антагонистических, враждебных отношениях между личностью и обществом. Олпорт утверждал, что общение личности и общества является не стремлением к уравновешиванию со средой, но взаимообщением, взаимодействием. Он резко возражал против общепринятого в то время постулата, что развитие - это адаптация, приспособление человека к окружающему миру, доказывая, что человеку свойственна как раз потребность взорвать равновесие и достигать все новых и новых вершин.

Абрахам Маслоу - духовный отец гуманистической психологии. Его интересовала проблема наивысших достижений человека, поэтому он начал с изучения небольшой выборки людей неординарных, способных на выдающиеся результаты в различных областях деятельности.

Каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации. Подобное активное стремление к раскрытию своих способностей и задатков, развитию личности и скрытого в человеке потенциала является наивысшей человеческой потребностью. Большая часть работ Маслоу посвящена исследованию людей, достигших в жизни самоактуализации, тех, кто может считаться здоровыми в психологическом отношении. Таким людям присущи следующие характеристики:

1. Объективное восприятие реальности.

2. Полное приятие своей собственной натуры.

3. Увлеченность и преданность какому-либо делу.

4. Простота и естественность поведения.

5. Потребность в самостоятельности, независимости и возможности где-нибудь уединиться, побыть одному.

6. Интенсивный мистический и религиозный опыт, наличие высших переживаний.

7. Доброжелательное и сочувственное отношение к людям.

8. Нонконформизм (сопротивление внешним давлениям).

9. Демократический тип личности.

10. Творческий подход к жизни.

11. Высокий уровень социального интереса (эта идея была позаимствована у Адлера).

Это люди среднего возраста и старше; они не подвержены неврозам. Такого рода люди составляют один процент населения.

Карл Роджерс известен благодаря своему популярному в психотерапии методу - личностно - ориентированная терапия. Личностно-ориентированная терапия отличается тем, что ответственность за происходящие перемены возлагается не на терапевта, а на самого клиента. Концепция Роджерса основывается на доминировании одного главного мотивирующего фактора.

Главным мотивом деятельности человека является стремление к самоактуализации. Это стремление носит врожденный характер, но его развитию могут способствовать (препятствовать) детские переживания и научение. Роджерс подчеркивал значение взаимоотношений мать-дитя, поскольку это существенным образом влияет на рост самосознания ребенка. Если мать удовлетворяет потребности ребенка в любви и ласке - Роджерс называл это позитивным вниманием, - то у ребенка больше шансов вырасти здоровым в психологическом смысле. Если же мать ставит проявления любви в зависимость от хорошего или плохого поведения ребенка (в терминологии Роджерса условно позитивное внимание), то подобный подход интериоризируется в психике ребенка, и последний будет чувствовать себя стоящим внимания и любви лишь в определенных ситуациях. В этом случае ребенок будет стараться избегать ситуаций и поступков, вызывающих неодобрение матери. В итоге же личность ребенка не получит полного развития. Он не сможет полностью проявить все аспекты своего «Я», поскольку некоторые из них отвергаются матерью.

Самоактуализация - наивысший уровень психического здоровья личности. Концепция Роджерса похожа на понятие самоактуализации у Маслоу. Различия между этими двумя авторами касаются разного понимания психического здоровья личности.

Психическое здоровье или полное раскрытие личности характеризуется следующими чертами (по Роджерсу):

1. Открытость по отношению к опыту любого типа.

2. Намерение жить полной жизнью в любой момент жизни.

3. Способность прислушиваться больше к собственным инстинктам и интуиции, чем к рассудку и мнениям окружающих.

4. Чувство свободы в мыслях и поступках.

5. Высокий уровень творчества.

К. Роджерс описывает достигшего полного раскрытия человека больше как актуализирующегося, чем уже актуализировавшегося, подчеркивая процессуальный, длящийся характер этого действия. Он всячески подчеркивает постоянный рост человека.

Гештальтпсихология как направление психологической науки возникло в первой половине XX в. и получило развитие в трудах М. Вертхаймера, В. Келера, К. Коффки, К. Левина и другие. В его основу легли исследования зрительного восприятия, доказавшие, что люди склонны воспринимать окружающий мир в виде упорядоченных целостных конфигураций. Такие конфигурации называются гештальтами. На базе исследований восприятия были сформулированы два основополагающих принципа гештальтпсихологии.

Принцип взаимодействия фигуры и фона гласит, что каждый гештальт воспринимается как фигура, имеющая четкие очертания и выделяющаяся в данный момент из окружающего мира, представляющего собой по отношению к фигуре размытый и недифференцированный фон. Формирование фигуры проявление интереса к чему-либо и сосредоточение внимания на данном объекте с целью удовлетворения возникшего интереса.

Второй принцип - закон прегнантности или равновесия базируется на том, что человеческая психика, как и любая динамическая система, стремится к максимальному в наличных условиях состоянию стабильности. В контексте первого принципа это означает, что, выделяя фигуру из фона, люди стремятся придать ей наиболее «удобоваримую», с точки зрения удовлетворения изначального интереса, форму. Форма такого рода характеризуется простотой, регулярностью, близостью и завершенностью. Фигура, отвечающая данным критериям, называется хорошим гештальтом.

Впоследствии эти принципы были дополнены теорией научения К. Коффки, концепцией энергетического баланса и мотивации К. Левина и принципом «здесь и сейчас», согласно которому первостепенным фактором, опосредствующим поведение и социальную функциональность личности, является не содержание прошлого опыта (в этом кардинальное отличие гештальтпсихологии от психоанализа), а качество осознавания актуальной ситуации. На этой методологической базе Ф. Перлзом, Е. Полстером и рядом других гештальтпсихологов была разработана теория цикла контакта, ставшая базовой моделью практикоориентированных подходов в гештальтпсихологии. Согласно данной модели весь процесс взаимодействия индивида с фигурой - от момента возникновения спонтанного интереса до полного его удовлетворения включает в себя шесть стадий: ощущение, осознавание, энергия, действие, контакт и разрешение.

На первой стадии спонтанный интерес к объекту носит характер смутного, неопределенного ощущения, беспокойства, вызывая начальное напряжение. Потребность понять и конкретизировать источник ощущения побуждает индивида к сосредоточению внимания на вызвавшем его объекте (переход на стадию осознавания). Целью осознавания является насыщение фигуры значимым содержанием, ее конкретизация и идентификация. Процесс выделения фигуры из фона сводится к двум первым стадиям контакта.

В процессе осознавания происходит мобилизация энергии, связанной с изначально возникшим напряжением и необходимой для сосредоточения и удержания внимания. Если выделенная в результате осознавания из фона фигура оказывается значимой для субъекта, то изначальный интерес стимулируется, напряжение возрастает, постепенно приобретая характер «заряженной энергией озабоченности». В результате наступает третья стадия цикла, на которой энергия системы достигает своего пика, а фигура в субъективном восприятии максимально «приближается» к индивиду. Создаются условия для перехода к стадии действия.

На этой стадии индивид переходит от восприятия или перцептивного поведения к попыткам активно воздействовать на вызвавшую интерес фигуру, что должно привести к адаптации фигуры к физическому или психологическому «присвоению», или ассимиляции. Ассимиляция (по Ф. Перлзу) - избирательная интеграция не целостного, сохраняющего изначальную структуру объекта, как это имеет место в классическом понятии интроекции, а тех его компонентов, которые реально отвечают потребностям индивида. Для этого необходимо расчленение фигуры на составляющие, образно говоря, ее «пережевывание», что и является квинтэссенцией действия в рассматриваемой схеме. Например, в контексте социальных отношений, вступая в контакт с определенным человеком, индивид должен не только осознать свои потребности, но и определить, какие из них данный партнер объективно может и субъективно готов удовлетворить.

В результате действия, направленного на вызвавшую интерес фигуру, возникает максимально насыщенное переживание, в рамках которого интегрируются впечатления, полученные от сенсорного осознавания и моторного акта. В логике данной модели контакт - точка максимально возможного в наличествующих условиях удовлетворения исходного интереса или потребности.

Завершающая стадия разрешения (завершения) предполагает рефлексию опыта, полученного на стадии контакта, и его интеграцию на внутриличностном уровне. Именно так в логике гештальтпсихологии происходит научение.

По завершении цикла контакта фигура перестает быть актуальной и привлекать к себе внимание - гештальт завершается. В результате возникает возможность нового ощущения и возобновления цикла. Вся жизнь человека - непрерывная цепь таких циклов.

На основании представленной модели Ф. Перлзом и его последователями была разработана оригинальная система психотерапии, нашедшая широкое применение. В социальной психологии данная схема и психотехники, связанные с таким подходом, применяются для исследования стилей коммуникации, групповых норм, межличностного и межгруппового взаимодействия. Они нашли применение в сфере организационного консультирования, коучинга и профессиональной подготовки практических социальных психологов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал