Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы наблюдения и эксперимента в социологии.Стр 1 из 18Следующая ⇒
ВОПРОСЫ к экзамену по учебному курсу «Социология» (ОМ «Экономика») 1. Предпосылки возникновения социологии. 2. Объект и предмет познания социологии. Что изучает социология. 3. Законы, категории и структура социологии. 4. Связь социологии с другими науками. 5. Задачи, функции, значение социологии. Понятие общества в социологии и его основные признаки. Общество как социальная система, его структура и основные элементы. Типология обществ. 9. «Современное общество» и основные направления его развития. Понятие социальной структуры и социальной стратификации. Теории социальной структуры и социальной стратификации, их основные различия. Основные измерения стратификации. Исторические системы социальной стратификации. 14. Социальная мобильность: понятие, виды, типы. Социальная структура современного белорусского общества. Понятие социального развития. Кризис как стадия развития социальных систем Особенности социального управления и содержание социальной политики в Республике Беларусь. Социальные институты как понятия социологической науки. Типология социальных институтов и их основные признаки. Функции социальных институтов в обществе. 21. Понятие семьи в социологии: сущность, признаки, особенности 22. Современная семья: специфика, тенденции, проблемы функционирования Социально-демографическая ситуация в Республике Беларусь и пути ее улучшения. Социальный институт религии в структуре общества. Структура и социальные функции религии. Социологические характеристики религиозности населения Беларуси Понятие социологического исследования и его виды. Этапы и программа социологического исследования. Опрос как метод сбора социологической информации. Разновидности опроса. Интервью и анкетирование. Структура анкеты. Методы наблюдения и эксперимента в социологии. 32. Проведение социологических исследований в РБ: история и современность.
1. Предпосылки возникновения социологии. Термин «социология» - производное от двух слов: латинского - societas- общество и греческого – logos - слово, наука. Его автором и основателем новой науки явился французский философ Огюст Конт (1798- 1857). Каждая наука рождается дважды: первый раз в форме идеи, второй – в процессе институционализации. Идея, или проект, новой науки содержит обоснование общественной потребности в соответствующем знании, его функциональной направленности, методологических основаниях, а также доказательства невозможности получения знания из других источников - существующих научных дисциплин, жизненного опыта и др. Институционализация - это общественное признание и правовое закрепление статуса новой науки, после чего становится возможным ее преподавание, подготовка кадров, создание научных подразделений, финансирование исследований и пр.Социология как проект зародилась во Франции в 1842 г., когда вышел из печати очередной том «Курса позитивной философии» Конта, в котором и содержалось оригинальное название новой науки, слово-гибрид: социология (от лат. societas - общество и греч. logos - учение). Процесс институционализации растянулся на 50 лет, его завершением можно считать основание в 1892 г. первого в мире социологического факультета в Чикагском университете, создание в Сорбонне кафедры социологии и присуждение Э. Дюркгейму первого в мире звания профессора социологии.Совсем не случайно социология возникла именно во Франции, в стране, пережившей на рубеже XVIII—XIX вв. несколько глубоких потрясений: революцию с невиданным до того террором; взлеты и падения наполеоновского правления; реставрацию монархии и т.д. Конт пришел к выводу, что ничего, кроме хаоса и анархии, подобные перевороты не приносят, для преодоления возникающих кризисов «достаточно провести разумные перемены в правительстве и финансах». Но для этого нужны другие люди - те, кто способен поставить во главу угла стабильность, индустриализм, модернизацию. Чтобы такие люди появились, следует изменить систему образования, образ мышления и мировоззрение, для чего и нужна социология. Это и есть первая предпосылка необходимости и предназначения новой науки. Ее можно назвать образовательной. Социология нужна для того, чтобы вырастить специалистов, которые смогут грамотно разрешать классовые, трудовые, этнические, конфессиональные конфликты, предохраняя общество от революций, гражданских и религиозных войн. Вторая предпосылка – гносеологическая (познавательная). Суть ее в следующем вопросе: насколько при существующей системе наук и организации исследований общество способно к самопознанию, к грамотному решению возникающих социальных проблем. До появления социологии общественная мысль существовала и развивалась в форме высоких абстракций в отрыве от повседневности. Наиболее жгучие проблемы, такие как оплата труда, жилищный вопрос, миграция, девиантное поведение, распределение и потребление и т. д., почти не анализировались. Общественные науки не располагали методами для проникновения в социальную реальность, и в этом они существенно отставали от «наук о природе». Все это и отразилось в предложенном Контом кратком девизе новой науки: «Знать - чтобы предвидеть, предвидеть - чтобы регулировать». Третья предпосылка - амелиористская (фр. amelioration - улучшение). Все в обществе со временем устаревает, перестает соответствовать новым условиям, и нуждается в улучшении, усовершенствовании, обновлении в целом или в отдельных деталях и аспектах. Проблема в том, что «изношенность» общественных форм и структур заметить гораздо труднее, чем предметов и вещей. Возникла необходимость разрешения вновь возникающих противоречий, диагностики социальных болезней, поиск методов их излечения. На этот запрос была готова ответить зародившаяся наука – социология.Кроме этого, выделяют ряд социально-исторических предпосылок появления социологии, т.к. с середины XVIII века в Европе и Северной Америке развивались процессы, радикально изменившие характер жизни людей. Промышленная революция привела к распаду традиционного образа жизни общин, появлению новые формы взаимодействия, характеризуемые массовостью и обезличенностью. Буржуазные революции также привели к появлению новых форм взаимодействия: массовых политических партий и движений, агитации через прессу, политических забастовок, маршей и т. д. С развитием индустриальной экономики и буржуазной демократии обострились социальные проблемы. Массовая бедность, безработица, бездомность, преступность, проституция, распространение таких болезней, как туберкулез, оспа, вызывали недовольство, протесты и политические дебаты. Для разрешения этих конфликтов требовалось точное знание того, как устроено общество, как устройство общества влияет на жизнедеятельность людей и приводит к этим проблемам. Помимо социально-исторических факторов, формирование социологии было обусловлено интеллектуальными, научными предпосылками. В первую очередь, к ним относятся радикальные изменения в сознании людей. Зашатались традиционные религиозные ценности, происходило разделение науки и философии, и к середине XIX века утвердилось новое научное мировоззрение. В его рамках ученые описывают факты, делают эмпирические обобщения и представляют закономерности как проявляющиеся связи между явлениями. Возникает представление, что с помощью наук люди могут контролировать мир и даже управлять им. Особую популярность приобретают физика, биология, химия. Отнюдь не случайно при своем зарождении социология строилась по образу и подобию естественных наук.Основатель социологии Огюст Конт в 1817-1824 гг. был секретарем графа де Сен-Симона, который разрабатывал концепцию усовершенствования жизни человечества. В 1822 г. в написанном Контом под руководством Сен-Симона «Плане научных работ, необходимых для реорганизации общества» была выдвинута идея создания «социальной физики» — специальной научной дисциплины, базирующейся на наблюдениях и естественно-научных методах. В 1830-1842 гг. Конт опубликовал свое главное произведение — масштабный, в шести томах, «Курс позитивной философии», в котором новую науку об обществе предложил назвать социологией.Конт является основателем нового направления в науке – позитивизма. Позитивная социальная теория должна опираться на научные методы, которые бы позволили результаты одного исследователя перепроверить и подтвердить или опровергнуть, как это имеет место в естественнонаучных теориях. Отсюда он предложил использовать для анализа социальных явлений такие методы как наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический метод. Социологию Конт рассматривал в качестве завершающей части целостной системы позитивного знания, представленной в виде иерархии основных наук: математика — астрономия — физика — химия — биология — социология. Конт полагал, что на каждой последующей ступени иерархии находится наука, чей предмет сложнее предмета предыдущей и чьи законы формулируются на основе законов, открытых на предыдущей ступени системы наук. По аналогии с основными разделами тогдашней физики, которую Конт считал образцом точной науки, он подразделил социологию на два основных раздела: социальная статика и социальная динамика. Социальная статика изучает структурные элементы социальной системы – семью, государство, религию, их взаимодействие, обеспечивающее общественное согласие и порядок. Социальная динамика исследует последовательность этапов, которые общество проходит в процессе социальных изменений и развития. Задача новой науки – быть не просто средством описания и объяснения общества, а служить инструментом формирования и поддержания нового социального порядка — промышленного общества. Социология должна объяснять, каким же образом возможен социальный порядок. Конт считал, что в обществе существует прогресс, который понимался им как развитие и упрочение в обществе социального порядка. Отсюда его знаменитый лозунг: «Прогресс ради порядка». Основной задачей социологии ученый видит прогнозирование социальных явлений. Две идеи, берущие начало в работах Конта, просматриваются в ходе развития социологии: первая – применение научных методов для изучения общества; вторая – практическое использование науки для осуществления социальных реформ.
2. Объект и предмет познания социологии. Что изучает социология. Чтобы дать определение науке нужно выяснить, каков её объект и предмет. Под объектом обычно понимают определенную часть окружающего нас природного или социального мира. У объектов, изучаемых естественными науками и биологией, имеется одно важное свойство: они существуют вне нас, независимо от нашего сознания и воли. Объектом социологии является общество, т.е. люди, объединенные в нем, и протекающие в обществе многообразные процессы между людьми, объединенными в различные группы. Общество, как и физические или биологические явления существует вне сознания людей, т.е. объект социологии в данном смысле объективен. Но в отличие от физического мира, процессы, происходящие в обществе, связаны с сознанием людей. Они осуществляются только через деятельность людей, через их поступки, которые частично совершаются неосознанно, но большей частью осознаются людьми. Именно этим и определяется своеобразие объекта социологии. Своеобразие социологии как самостоятельной науки среди других общественных наук находит свое выражение в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие под специфическим углом зрения - сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений. Для того, чтобы правильно уяснить суть и значение этого положения, необходимо, прежде всего, выяснить, что такое социальное. «Социальное» означает не только часть общественной жизни, включающей все то, что не вошло в сферу политики и экономики, но те явления и процессы совместной жизни людей, которые обусловлены стремлением принадлежать к общности, стремлением к солидарности друг с другом. Понятие «социальное» добавляет к словам иной смысл. Рассмотрим это на примере термина «социальное время». Технологии должны были принести человеку больше свободного времени и свободы, но ритм жизни ускоряется вместе с машинами и делает для человека больше обязанностей. Немецкий социолог Хармут Роза выделяет три формы ускорения западного общества: 1. Техническое (интернет, экспресс-поезда, микроволновки), 2. Социальное ускорение (мы чаще меняем работу, партнеров противоположного пола, вещи – мобильный телефон, компьютер, планшет), 3. Ускорение ритма жизни (мы спим меньше, разговариваем быстрее, меньше общаемся с близкими, одновременно разговариваем, сидя за компьютером при включенном телевизоре, едим за телевизором). По логике – техническое ускорение должно сократить процессы, но оно увеличивает их количество – намного быстрее написать электронное письмо, но мы пишем их десятки, как и сообщений вконтакте, автомобиль увеличивает скорость перемещения, но увеличивает количество поездок (евротуры), часы – «мельница дьявола» (Х.Роза). Выяснив особенности объекта, можно определить, что составляет предмет социологии. Предмет науки – те стороны объекта, которые наука изучает (закономерности, особенности объекта). Если объект социологии находится вне сознания человека, его изучающего, то с предметом дело обстоит иначе. Он находится всецело в голове того человека, который его изучает. Выделение предмета науки может занимать длительный период времени. Так, общество в качестве объекта предстало перед философами античности еще 2, 5 тысячи лет тому назад, и лишь Конт четко сформулировал, что социология должна быть наукой об обществе и социальных отношениях, которые связывают людей друг с другом и обществом в целом. Представления о предмете социологии в истории науки менялись. Дюркгейм отмечал решающую роль «социальных фактов», Маркс – «общественные отношения», Вебер - «социальные действия», Зиммель – «социальные взаимодействия», Сорокин – «социальная структура», Парсонс – «социальная система» и т.д. Суммируя все перечисленное, можно сделать вывод: предметом социологии является исследование взаимодействия личностей и социальных общностей в их структурных взаимозависимостях в определенных условиях их существования и в процессах их изменения и развития в обществе. Социология - наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и общества в целом, о социальных процессах и социальных отношениях между общностями и внутри их. Определив, таким образом, социологию, нам становится понятным, что же она изучает: 1. Личность. Каждый человек имеет черты и свойства, отличающие его от других людей. Но гораздо больше общего, того, что делает их похожими. Эти качества и черты изучает социология. (Индивидуальное является предметом изучения психологии). 2. Социальные общности и группы (то, из чего состоит общество). Каждый человек одновременно входит в несколько групп - социальных, территориальных, этнических, производственных, политических. 3. Социальные институты. Они регулируют определенные сферы жизни общества, обеспечивают его прочность, воспроизводство человеческих отношений.В качестве основных социальных институтов выступают государство, образование, религия и культура, производство, семья. 4. Системы социальных отношений и взаимодействий, которыми связаны друг с другом отдельные индивиды, их общности (отношения кооперации – разделения труда, интеграции - сотрудничества, дивергенции - конфликта). 5. Социальные изменения (развитие общества). 6. Социальные коммуникации в обществе - способы общения, позволяющие передавать и принимать разнообразную информацию. 7. Все общество в целом, общество как систему.
3. Законы, категории и структура социологии. Социологические категории (СК) – основные и наиболее общие понятия социологии, отражающие социальную реальность в ее становлении и развитии. Теоретическая основа науки зависит от объема и глубины разработки категорий. СК имеют следующую специфику: 1) отражают не общество в целом, а отдельные его компоненты, 2) они не всеобщие, как философские категории, а присущи лишь социологии. Условно СК разделяют на методические и процедурные. Методические СК подразделяются на 4 группы: 1) категории, раскрывающие соц. связи (соц. факт, действие, отношение, контроль, институт и т. д.); 2) категории, раскрывающие соц. общности (класс, слой, группа, страта); 3) категории, раскрывающие соц. процессы (соц. мобильность, соц. активность); 4) категории, раскрывающие соц. развитие (соц. изменения, реформы, движения и т.д.). К процедурным относятся категории, действующие при проведении полевых работ, экспериментов и обработки данных – они, как правило, тождественны со статистическими- генеральная совокупность, выборка, репрезентативность, корелляция). Социальный закон – это выражение всеобщих и необходимых связей социальных явлений и процессов, прежде всего связей, возникающих в результате совместной деятельности людей, их групп и объединений. Социальные законы часто проявляются в виде законов-тенденций. Тенденция выражает определенную направленность движения социального субъекта к какому-то конкретному состоянию при наличии отклонений, колебаний. Поведение каждого человека случайно в известной степени, но за счет взаимоуравновешивания случайных факторов в системе обнаруживаются особые системные качества. Социальные законы, таким образом, проявляются чаще всего в приближении, в тенденции, в среднем. Социальные законы складываются в естественном ходе событий. Но в то же время они реализуются в конкретной форме фактического поведения людей, объединенных в социальные группы. Специфика действия социальных законов требует необходимости соотнесения субъективного с объективным. В этом, скорее всего, и состоит суть социологического подхода. С одной стороны, социальные общности (группы), являющиеся предметом социологии, выступают как субъекты сознания и действия, более или менее полно осознающие свои интересы. Но, с другой стороны, эти общности людей занимают объективно сходное положение в системе общественных отношений. Указанная объективность складывается в основном стихийно, как результат взаимодействия групп, столкновения и согласования их интересов В целом выделяют 5 групп СЗ: 1. законы, констатирующие сосуществование социальных явлений – т.е., если есть явление А, то должно быть и явление Б. Например, в любом обществе возникает его деление на 3 группы – богатые, зажиточные (средний класс), бедные (закон стратификации). 2. законы, отражающие тенденции развития. Например, по мере развития индустриального общества в нем растет доля городского населения и падает доля сельского (закон урбанизации). 3. законы, устанавливающие функциональную зависимость между соц. явлениями. Так, чем активнее человек участвует в политической жизни, тем выше его политическая культура. 4. законы, фиксирующие причинную связь между явлениями. 5. законы, утверждающие возможность или вероятность связи между явлениями. В частности, уровень разводов в различных странах зависит от экономических циклов. СЗ подразделяются на общие и специфические. Первые определяют развитие общества как целостной социальной системы, вторые – отдельных элементов этой системы. По характеру и способу проявления СЗ делятся на динамические, выражающие однозначную связь между явлениями, и статические, определяющие социальные процессы не абсолютно, а с определенной долей вероятности. Структура современной социологии определяется в основном тремя видами дифференциации: по критерию предмета (предметная дифференциация), по критерию способа познания (методологическая дифференциация), по критерию цели и использования результатов исследования (прагматическая дифференциация). 1. Предметная дифференциация (ЧТО ИЗУЧАЕМ?) внутри социологии обусловлена, существованием различных научных теорий и уровней изучения объекта. В структуре социологии выделяются общесоциологические теории. Общесоциологическая теория - теоретическая концепция, исследующая, описывающая и объясняющая развитие общества в целом, его основных систем и структур в их взаимодействиях (теория общественно-экономических формаций, обоснованная Марксом; выдвинутая Вебером теория социального действия; структурно-функциональная теория, развитая Парсонсом и Мертоном; теория социальной стратификации, предложенная Сорокиным и др.). Наряду с ними функционируют специальные социологические теории. Специальная социологическая теория - теоретическая концепция, изучающая и интерпретирующая особенности функционирования определенных социальных общностей в процессах их взаимодействия ( социология молодежи, этносоциология, социология социальных движений, гендерная социология и т.п.) Широкое применение в социологии, особенно в последние годы, находят отраслевые социологические теории. Отраслевая социологическая теория - концепция, формирующаяся на стыках социологии с другими науками и изучающая особенности социальных явлений и процессов, тенденции их развития не в обществе в целом, а в его различных сферах (экономическая социология, социология предпринимательской деятельности (бизнеса), социология культуры, социология науки, социология менеджмента и т.п.) Специальные и отраслевые теории часто называют частными теориями или теориями среднего уровня. Этот научный термин введен в оборот в 1947 году американским социологом Робертом Мертоном (1910 - 2003). Эти теории помогают обобщать эмпирические данные в пределах отдельных областей социального знания. С точки зрения уровня изучения объекта выделяются: Макросоциология — это совокупность исследований, изучающих крупномасштабные социальные системы и процессы, происходящиев течение длительного времени. Основное внимание она уделяет структурам общества таким, например, как социальные институты (семья, образование, религия). Макросоциологи изучают взаимосвязи между различными частями общества и динамику их изменений. Подход базируется на идеях М. Вебера: социальную реальность следует интерпретировать, постигая внутренний смысл человеческих поступков. 2. Существующая внутри социологии методологическая дифференциация, т. е. разделение исследовательской работы по критерию способа познания (КАК ИЗУЧАЕМ?), находит выражение в выделении в структуре социологии таких компонентов, как теоретическая и эмпирическая социология. Теоретическая социология — это совокупность исследований, основным содержанием которых является построение концептуальных моделей, т. е. систем логически связанных утверждений, описывающих и объясняющих социальные явления. Особенностью теоретических исследований является то, что они ведутся без обращения к объекту непосредственно в процессе исследования. Эмпирическая социология — это совокупность исследований, основным содержанием которых явяется сбор и анализ фактических данных об объекте. Без данных эмпирической социологии теоретическая социология становится неаргументированной. 3. Прагматическая дифференциация внутри социологии, т. е. разделение по критерию цели и использования результатов исследования (ДЛЯ ЧЕГО, С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ ИЗУЧАЕМ?), разграничивает академическую и прикладную социологию. Академическая социология — это совокупность исследований, целью которых является получение фундаментального научного знания. Основным результатом исследований в рамках академической социологии является развитие социологии как науки, т. е. создание новых теорий, получение новых эмпирических обобщений, разработка и апробация новых методов и приемов сбора и анализа данных. Исследования фундаментального характера ведутся главным образом на базе научно-исследовательских институтов и университетов. Здесь социология развивается как строго научное знание и самостоятельная научная и учебная дисциплина. Прикладная социология — это совокупность исследований, цель которых — получение практически полезного знания. Основным результатом прикладного исследования является выработка с помощью научных средств решения конкретной проблемы за пределами сферы поиска научной истины. Исследования прикладного характера осуществляются главным образом специализированными организациями, действующими на коммерческой основе и образующими своего рода индустрию исследований на заказ. Заказы на проведение прикладных социологических исследований могут поступать из сферы бизнеса (от промышленных предприятий, коммерческих и финансовых организаций), из сферы политики (от государственных структур, политических партий, средств массовой информации, кандидатов, ведущих избирательную кампанию), от общественных организаций (профсоюзов, правозащитных, экологических организаций и движений и т. п.). В настоящее время на проведение социологических исследований, к примеру, в США, ежегодно ассигнуется до 4 миллиардов долларов. Причем примерно половину этой суммы ассигнует правительство США, а половину - частный бизнес. В стране имеется около 100 тысяч специалистов по социологии, которые объединяются в ряд ассоциаций. Правительство и предприниматели рассматривают социологию как важный инструмент преодоления социальных конфликтов и обеспечения социальной стабильности, как инструмент социального контроля и управления, повышающий производительность труда и обеспечение благосостояния граждан. Благодаря развитию эмпирических исследований, разработке фундаментальной методологии, использованию математического и статистического аппарата, моделирования и эксперимента социология в США превратилась в точную науку.
4. Связь социологии с другими науками.
5. Задачи, функции и значение социологии.
З начение социальных знаний: В современных условиях человеку все сложнее и сложнее адаптироваться к реалиям жизни. Но как бы не изменялось общество, какой бы совершенной не становилась техника, все, в конечном итоге, упирается в характер человеческих отношений, в умение и способности людей жить вместе, разделять общие ценности, нормы поведения, находить компромиссы при решении сложных конфликтных ситуаций. Чем более развитым является общество, тем большую роль в нем играет личность и её знания о человеке и обществе. Какими бы узкопрофессиональными проблемами не занимался специалист, он должен учитывать и социальные последствия своих решений. Для этого нужны социологическое мышление и знания. Но каждому из нас необходимо не только хорошо знать свое дело, но ориентироваться в общественной жизни, строить отношения в семье, в коллективе. Социология помогает разобраться в важных проблемах общественной жизни. Социология сама по себе она не решает наши проблемы. Но человек, разбирающийся в проблемах разрешения конфликтов, воспитания детей, семейно-брачных отношений имеет больше шансов на успех в семейной жизни, карьере, общении с окружающими. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм сказал о значении социологии так: «Социология не стоила бы и часа труда, если бы она не позволяла улучшить общество».
|