Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура и социальные функции религии. Современный научный подход к изучению любого объекта предполагает в обязательном порядке анализ его структуры




Современный научный подход к изучению любого объекта предполагает в обязательном порядке анализ его структуры, зна­ние которой дает исследователю представление о внутренних и внешних связях объекта, его сложности, функциональных осо­бенностях; по изменению структуры объекта во времени можно судить о направлении его эволюции.За период существования социологии религии сформировалось много моделей структуры религии. Сравнив их, можно выделить наиболее часто встречающиеся элементы: • священное (сакральное). Священное — это предмет религиозной веры и связанная с ним сфера. Священное всегда отделено от обыденного (профанного) и требует особого отношения в силу своего необычного свойства (чудесности), которое связывается чаще всего со сверхъестест­венным существом или силой. Э. Дюркгейм отмечал, что любая религия существует на грани обыденного и священного, каждая религия обладает «священными вещами».Отношение верующего к священному задается состоянием ве­ры, предметом которой выступает нечто, не свойственное материальному миру, непостижимое обыденной рассудочностью (чаще всего это «нечто» обозначается как сверхъестественное). Религи­озная вера носит личностный, заинтересованный, гносеологический (вера дает знание), оценочный и эмоциональный характер. •вероисповедание и религиозное сознание. Вероисповедание — совокупность догматов, представлений и убеждений, в которые верит (которые исповедует) человек как представитель конкретной религии. Верования функционируют в форме религиозного мировоззрения, которое объясняет мир, дает жизненные ориентиры, предписывает нормы и правила поведения и мышления. •культ (ритуальная практика, или теопраксия). Культ — система действий (обрядов, ритуалов) верующего, направленных на священное, на предмет веры, относительно свя­щенного. Культ можно определить и как поведение относительно сакрального. Религиозный культ представляет собой форму объективации религиозного сознания в действиях верующего субъекта (группы или индивида). Культовая система — это совокупность обрядов. Обряд — совокупность стереотипных действий, символизирующих определенные ценности, идеи, состояния. Обряд всегда описывает образец (стандарт) поведения, отношения к святыне: ритуал не имеет религиозного смысла, но приобретает религиозное значение как стратегия связи верующего со священным, как индикатор изменения обыденного поведения в сторону религиозного. Ритуал носит символический характер: его цель и содержание заключаются не в самих действиях, а в том идеальном содержании, которое стоит за этими действиями. Смысл обрядовых действий всегда зашифрован в их материально-вещественном выражении и опосредованно связан с утилитарно-практическими целями.Обряд, или ритуал, в ходе религиозной практики выполняет коммуникативную роль, символизирует определенные значения и установки, играет существенную роль в воспитании (аккумуляция и передача опыта), контроле, осуществлении духовной власти. Является единством этического и эстетического, причем последнее иногда преобладает, так как призвано усилить эмоциональные переживания верующего.• нормы и ценности обыденного (некультового) поведения. Нормы и ценности внекультового поведения верующих фор­мируют представление (модель) о праведном образе жизни, который является идеальным для верующего с позиции требований вероучения. Праведный образ жизни формируется посредством специальных максим — заповедей. • религиозные организации. Религиозные организации — формы коллективов верующих (религиозных общин).В современной социологии религии выделяют (преимущественно на примере христианства) четыре типа религиозных организаций как объединений верующих: церковь, секту, деноминацию и культ. Приведем: их основные характеристики. Церковь — религиозная организация, имеющая связь с широ­кими слоями общества и действующая внутри него. Церковь еще можно определить как тип религиозной организации со сложной, строго централизованной и иерархизированной системой взаимо­действий между священнослужителями (клиром, духовенством) и верующими (прихожанами, мирянами), осуществляющей вы­работку, передачу и сохранение религиозной информации (прежде всего вероучения), регулирование религиозной деятельности и контроль поведения верующих.Церковь — организационная основа развитых религий. Она является высшим типом в развитии религиозных организаций. На сегодня ее можно рассматривать как конечный продукт организационной эволюции религии.Церковь функционирует как бюрократическая организация, которая формировалась столетиями и имеет определенный иммунитет к изменениям внешних условий существования (по этому поводу Э. М. Ремарк заметил, что церковь есть единственная диктатура, которая пережила века).Помимо бюрократичности для церковной организации характерно: 1) большое число последователей; 2) отсутствие постоянного, строго фиксируемого и контролируемого членства; 3) членство по традиции (семейной, национальной), а не как сознательный выбор личности; 4) предъявление к своим членам умеренных требований. Критерии членства не жесткие; нарушение церковных норм не всегда карается исключением (спектр санкций по степени жесткости довольно широк); 5) тесные неконфликтные связи с обществом: церковь не про­тивопоставляет себя государству, культуре, сфере мирского — она вписана в общество и сама стремится к универсальности; член церкви должен быть членом общества. Секта — тип религиозной организации, которая отвергает ценности остального (глобального) общества и функционирует как контркультура. Секта требует обращения в свою веру и исполнения культа. Причины возникновения сект разные. Самая известная — церковный раскол (схизма), когда от церкви отходит группа недовольных по тем или иным причинам (догматическим, организационным и др.).Для секты характерны (особенно на начальном этапе ее разви­ия) следующие черты: 1) сравнительно небольшое количество приверженцев; 2) добровольное, сознательное членство (не по традиции); 3) постоянно контролируемое, жестко фиксируемое членство; 4) неприятие мира, стремление к изоляции; 5) претензии на исключительность, убежденность в богоизбранности; 6) отсутствие разделения на клир и мирян, формальное равенство членов; 7) нетерпимость к инакомыслию; 8) аскетизм и суровость нравов, жесткость санкций за проступки. Со временем, как правило, секта утрачивает некоторые черты: она становится терпимее к миру. Первое поколение секты еще помнит и подчеркивает свое добровольно-сознательное обращение, второе — уже следует семейной традиции. Секта традиционализируется и обюрокрачивается. Судьба сект не одинакова: одни распадаются (флагелянты, адамиты, альбигойцы, николаиты и др.), другие — прозябают (например, скопцы и молокане в Сибири), третьи находят ресурсы для устойчивого самовоспроизводства за счет исключения колеб­лющихся, запрета на браки с иноверцами (например, квакеры, определенные баптистские общины) и т. п. Некоторые секты со временем перерастают в деноминации. Деноминация — тип религиозной организации, направленной на привлечение новых участников путем пропаганды и активной религиозной и общественной деятельности. Часто в самоназвании деноминаций встречается слово «церковь» — «Церковь живых камней» или «Церковь христовых братьев» и т. п. Как переходный тип деноминация заимствовала от секты добровольность в выборе веры, постоянный контроль членства, некоторую претензию на исключительность; от церкви — иерархию и централизованное управление, отказ от изоляции, нормальные отношения с государством и светской культурой, признание воз­можности постепенного духовного возрождения. Культ — аморфная религиозная организация, которая держится исключительно на энтузиазме своих членов, без опоры на формальную организацию. В социологии религии понятием культа как типа организации обозначают, во-первых, крайнюю форму сектантства и религиозного радикализма, культ личности харизматического религиозного деятеля (харизматический культ). Харизматический культ схож с сектой, но его особенность заключается в механизме образования: культ складывается в форме группы приверженцев какой-либо личности (харизматического вождя, учителя истины) как носителя особых качеств (чаще всего — мессианских). Механизм возникновения большинства нетрадиционных религий XX века — харизматический культ (поклонение «живому богу»). Социальная функция религии — это характер и направление воздействия религии на общество и его подсистемы. Система соци­альных функций религии описывает ее роль в обществе и культуре. Обобщающая модель функций религии описывает систему общих функций любой религии как общественной подсистемы. С точки зрения этого подхода функции религии можно разделить на две группы: психологические и социальные (с вариантами их переплетения). 1) Психологические функции: • мировоззренческая (смыслополагающая) — религия дает систему взглядов на мир и человека, задает координаты мысли и поступка, дает оценочный масштаб относительно окружающего природного и социального мира, т. е. формирует у человека кар­тину мира; • компенсаторная — религия дает душевный комфорт (утеше­ние, чувство единства, оправдания, защищенности, уверенности, информированности и знания (богопознание) и др.).2) Социальные функции: • интегративно-коммуникационная — объединение верующих в группы (религиозные организации различных видов), общение на базе разделяемых ценностей и убеждений, укрепление соци­альных связей и отношений между единоверцами; • контрольная — отслеживание и санкционирование девиант-ного поведения как в среде верующих, так и в среде неверующих, когда их действия совершаются по отношению к верующим; • нормативная (функция социализации) — воспитание, навя­зывание культурных образцов поведения и мышления; • легитимирующая — обоснование и узаконивание существу­ющего ценностно-нормативного порядка (чаще всего через его со­ответствие религиозным нормам и ценностям), признание дей­ствующих социальных норм; • культурная (светская) — просвещение, благотворительность, искусство (музыка, живопись, архитектура и др.). поддержание традиции (через привлечение к участию в ритуалах, обрядах).

 


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал