Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы и программа социологического исследования.






Конкретные социологические исследования в своей сущности представляют собой целостную систему теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем. Прикладное социологическое исследование имеет ряд этапов: 1. Подготовительный этап. Обсуждение вопросов СИ с заказчиком. Разработка программы СИ – ответ на вопрос «что и как будет изучаться». Разработка организационного плана («кто участвует и за что отвечает»). Подготовка СИ не может быть сведена только к одному ее элементу. Она завершается, если разработаны все ее элементы в отдельности и одновременно выяснены все ее взаимосвязи. 2. Полевой этап или этап сбора первичной социологической информации. Составление графика работ, который осуществляет взаимодействие между исполнителями в пространстве и во времени. Решение организационно-технических проблем (финансы, инструментарий). Инструктаж руководителей опросной сети и интервьюеров. Сбор информации (может осуществляться разными методами). Контроль за работой интервьюеров (логический контроль инструментария и телефонный). 3. Этап обработки информации. Подготовка информации к обсчету (выбраковка, кодировка, ремонт выборки). Ввод информации в ЭВМ. Основные вычислительные работы (одномерное распределение, группировки, классификации, вычисление зависимостей между признаками переменных). Проверка вычислений (для исключения ошибок ввода). Дополнительные вычисления на основе результатов обработки информации (неопределенное количество раз). 4. Анализ информации и подготовка итоговых документов. Качественный анализ информации. Написание текстов. Техническое оформление итоговых документов (информационная справка – разведывательное исследование, информационная записка – описательное исследование, аналитическая записка и отчет о НИР – аналитическое исследование). В ходе анализа делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, противоречия, парадоксы, новые социальные проблемы. Аналитическая записка и отчет должны содержать выводы и рекомендации по разрешению той проблемы, изучению которой было
посвящено социальное исследование.После уточнения темы и определения вида исследования на подготовительном этапе разрабатывается программа исследования. Это один из важнейших социологических документов. Программа представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования: сбора, обработки и анализа информации. Программа как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. Программы различных СИ не являются трафаретными. Уникальность программы определяется:

  • Специфическим содержанием изучаемой проблемы.
  • Теоретическим и практическим опытом социолога.
  • Приоритетами социолога к методам научного поиска и приверженности к определенным школам.
  • Своеобразным видением проблемы и индивидуальным научным знанием.
  • Изменением объекта во времени.

Программа социологического исследования — это систематизированное изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции исследовательского проекта в соответствии с основными целями и задачами предпринимаемой работы, методических и процедурных основ ее выполнения, выдвигаемых гипотез и логически последовательных операций для их проверкиПрограмма социологического исследования состоит из 2 основных частей: методологической и процедурной.1. Методологический раздел программы имеет ряд важных структурных элементов.

Анализ проблемы и определение проблемной ситуации. Проблемная ситуация — это реально существующее в социальной действительности противоречие, способы разрешения которого в настоящее время еще не известны или неясны. Случаи появления социальной проблемы:

  1. Недостаточная осведомленность о реальной социальной ситуации, вследствие чего невозможно использовать имеющиеся знания для регистрирования социальных процессов.
  2. Обнаружение таких явлений и процессов природа которых теоретически неконкретна, а следовательно нет соответствующих алгоритмов для их описания, прогнозирования и воздействия со стороны общества.
  3. Социальная проблема может существовать и не осознаваться как общественная потребность, поскольку провоцируемые ее последствия не достигли того уровня, на котором они станут очевидными.
  4. Будучи осознанной, социальная проблема не обязана становиться предметом анализа и целенаправленных действий, т.к. для этого нужны активная заинтересованность и готовность к практическим преобразованиям. Именно такая заинтересованность и готовность образуют основу социального заказа.

Определение объекта исследования и его предварительный анализ. Объект — это совокупность явлений, процессов или определенная сфера социальной действительности, выступающие в качестве факторов проблемной ситуации, на которые направлена познавательная деятельность социолога. Определение предмета исследования и его предварительный анализ. Предмет исследования — это определенная сторона или свойство (свойства), особенности объекта заданные для непосредственного изучения именно в данном прикладном исследовании. Определение целей и задач исследования. Цель — это важнейшее методологическое требование к программе. Задачи исследования — это совокупность конкретных целевых установок, в которых формулируются основные и дополнительные требования к анализу и решению проблемы. Формулирование гипотезы. Гипотеза является формой предположения или допущения об изучаемом объекте, его структуре, особенностях, тенденциях развития, взаимосвязях с другими объектами. По содержанию предположений относительно изучаемого объ­екта гипотезы подразделяются на описательные, объяснительные и прогнозные. Описательные гипотезы - это предположения о свойст­вах объекта, характере связей между его отдельными элементами (структурные), о степени тесноты взаимодействия (функциональные). Объяснительные - это такие гипотезы, которые содержат пред­положения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых яв­лениях и процессах. Прогнозные - это такие гипотезы, которые рас­крывают тенденции развития изучаемых объектов. По степени общности гипотезы делятся на гипотезы основания и гипотезы следствия. Гипотезы-основания несут в себе предположе­ния широкой общности, гипотезы-следствия - предположения менее широкой общности. Вычленение основных понятий, их интерпретация и операционализация. Интерпретация — логический анализ основного понятия, его теоретическая трактовка. Операционализация — дальнейшее членение и детализация понятия до уровня однозначно понимаемых терминов, нахождение их аналогов в реальной жизни (эмпирических индикаторов). Конечной целью всей этой работы является выработка таких понятий, которые доступны учету и регистрации. Понятия, обозначающие такие элементарные фрагменты социальной реальности, называются понятиями-индикаторами. При этом социолог должен стремиться обеспечить максимальное описание изучаемого предмета в понятиях-индикаторах.2. Методико-процедурный раздел включает:

Определение общего плана исследования. Построение требуемого планом типа выборки. Определение основных процедур сбора и анализа исходных данных. Программа конкретного социологического исследования выполняет 3 основные функции:

1. Теоретико-методологическая функция призвана определить требующую своего разрешения научную проблему и наметить основные принципы ее решения.

2. Методическая функция заключается в определении способов сбора эмпирических
данных, описания и интерпретации ожидаемых результатов.

3. Организационная функция состоит в планировании деятельности
исследовательского коллектива с определением видов предлагаемых результатов
по каждому из намеченных этапов.

 

29. Основные методы сбора первичной социологической информации.

Научный метод (метод – с греч. «путь») – система правил в теоретической и практической деятельности, а также способ обоснования и построения системы знаний. Разрабатывается на основе знания закономерностей изучаемого объекта, т.е. у каждой науки есть свои, специфические методы. Объект изучения социологии – общество, которое изучают на макро и микроуровне, поэтому используют две группы методов: теоретические и эмпирические. Изначально социологами применялись теоретические методы. Конт, Дюркгейм, Маркс, Спенсер использовали логический, исторический, сравнительный, структурный методы. В ХХ веке Парсонс использует структурно-функциональный метод. Во второй половине ХХ века с развитием кибернетики появляются системный метод, метод моделирования социальных явлений, метод социального прогнозирования. Сейчас теоретические методы используются в комплексе с эмпирическими. Эмпирические – считалось, что социология должна быть строгой, доказательной наукой. Конт впервые применяет наблюдение, эксперимент (как и в естественных науках – физики, биологии). Далее в социологии используется метод анализа документов, а Маркс и Энгельс впервые применяют метод опроса. Наблюдение – метод прямой регистрации событий очевидцем в процессе их протекания. Наблюдение отличается от простого созерцания. Научное наблюдение имеет четко поставленную цель, ведется по разработанному плану, его результаты фиксируются. Основные виды наблюдения: включенное – наблюдатель сам является участником событий (например, участвует в митинге), невключенное – наблюдает со стороны. Сильные стороны наблюдения – его непосредственный характер (не с чьих-то слов), точность, оперативность. Недостатки – влияние наблюдателя как на наблюдаемое явление, так и на его результаты; сложность наблюдения и одновременного фиксирования результата; локальность, фрагментарность. Часто наблюдение в социологии используется вместе с другими методами. Эксперимент – метод выявления причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями посредством внесения целенаправленных изменений в изучаемые объекты. В социологии эксперимент применяется нечасто, т. к. является одним из самых сложных методов. Сильная сторона – объективность. Недостаток – проблема чистоты эксперимента, т. к. участниками эксперимента в социологии являются люди, они должны знать об этом, о целях эксперимента, участвовать в нем добровольно. Это оказывает влияние на ход эксперимента. Важное значение имеет типологизация социальных экспери­ментов, которая проводится по различным основаниям. В зависимо­сти от объекта и предмета исследования различают экономические, социологические, правовые, психологические, экологические экспе­рименты. По характеру экспериментальной ситуации эксперименты в социологии подразделяются на полевые и лабораторные, контроли­руемые и неконтролируемые (естественные). Полевой социологический эксперимент представляет собой та­кую разновидность экспериментального исследования, в котором воз­действие экспериментального фактора на изучаемый социальный объект происходит в реальной социальной ситуации при сохранении обычных характеристик и связей этого объекта (производственного коллектива, студенческой группы, политической организации и т.п.). По степени активности исследователя среди полевых экспери­ментов выделяют контролируемые и естественные. В случае проведе­ния контролируемого эксперимента исследователь изучает отноше­ние факторов, составляющих в своей совокупности социальный объ­ект, и условий его функционирования, а затем вводит в действие не­зависимую переменную в качестве гипотетической причины предпо­лагаемых в будущем изменений. Естественный эксперимент - это такая разновидность полево­го эксперимента, в которой исследователь заранее не выбирает и не подготавливает независимую переменную (экспериментальный фак­тор) и не вмешивается в ход событий. Л абораторный эксперимент — это такая разновидность экспе­риментального исследования, при которой экспериментальный фак­тор введен в действие в созданной исследователем искусственной си­туации. Искусственность последней состоит в том, что исследуемый объект переводится в нее из своей обычной, естественной среды в обстановку, которая позволяет отвлечься от случайных факторов, увеличить возможность более точной фиксации переменных. Вслед­ствие этого вся исследуемая ситуация становится более повторяемой и управляемой. По характеру объекта и предмета исследования, особенностям применяемых процедур различают реальные и мысленные экспери­менты. Реальный эксперимент - это такая разновидность эксперимен­тальной исследовательской деятельности, которая осуществляется в сфере функционирования реального социального объекта путем воз­действия экспериментатора через введение независимой переменной (экспериментального фактора) в реально существующую и привыч­ную для исследуемой общности ситуацию. Мысленный эксперимент — специфическая разновидность экс­перимента, проводимого не в социальной реальности, а на основе ин­формации о социальных явлениях и процессах. В последнее время все более широко используемой формой мысленного эксперимента является манипулирование на математических моделях социальных про­цессов, осуществляемое с помощью компьютеров. По характеру логической структуры доказательств исходных гипотез выделяются параллельные и последовательные эксперимен­ты Параллельный эксперимент - эта такая разновидность исследова­тельской деятельности, при которой выделяются экспериментальная и контрольная группа, а доказательство гипотезы опирается на сравне­ние состояний двух исследуемых социальных объектов (эксперимен­тального и контрольного) в одном и том же временном отрезке Экс­периментальной в таком случае называется группа, на которую ис­следователь воздействует независимой переменной (эксперименталь­ным фактором), т.е. га, в которой реально осуществляется экспери­мент. В качестве контрольной выступает та группа, которая является идентичной первой по своим основным характеристикам (размеру, составу и т.п.), подлежащим исследованию, на которую не влияют вводимые исследователем в изучаемую ситуацию экспериментальные факторы, т.е. в которой эксперимент не проводится. Сравнение со­стояния, деятельности, ценностных ориентации и т.п. обеих этих групп и дает возможность найти доказательства выдвинутой исследо­вателем гипотезы о влиянии экспериментального фактора на состоя­ние изучаемого объекта. Последовательный эксперимент обходится без специально вы­деленной контрольной группы. Одна и та же группа выступает в нем в качестве контрольной до введения независимой переменной и в ка­честве экспериментальной - после того, как независимая переменная (экспериментальный фактор) оказала на нее предусмотренное дейст­вие. В такой ситуации доказательство исходной гипотезы опирается на сравнение двух состояний исследуемого объекта в разное время: до и после воздействия экспериментального фактора. Метод анализа документов подразделяется на два вида: традиционный – изучается время появления, авторство, надежность источника; контент-анализ – метод извлечения информации из больших текстовых массивов с помощью выделения смысловых единиц, к которым относятся определенные понятия, имена и т. п. Суть метода состоит в переводе качественных показателей информации в количественные. Опрос – метод сбора первичной социологической информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (респондентам). Ключевой метод социологии (используется в 90% случаях). Варианты опроса: анкетирование, интервью, социометрический опрос, экспертный опрос. Социологические опросы в совре­менном понимании этого метода стали явно использо­ваться в науке во второй половине XIX века. Известно, что одними из первых их стали использовать К. Маркс и Ф. Энгельс при подготовке своих работ о положении ра­бочего класса. Но особенно широкое распространение этот метод получил в начале XX века с развитием эмпи­рической (прикладной) социологии. В настоящее время он настолько широко используется в социологическом исследовании, что в какой-то мере стал даже своеобраз­ной визитной карточкой самой этой науки.Этот метод эффективен при получении информации как объективного (о фактах и продуктах жизнедеятельности людей), так и субъективного характера (о мотивах деятельности, мнениях, оценках, ценностных ориентациях) в сжатые сроки и при сравнительно небольших организационных и материальных затратах.Роль и значение опроса тем больше, чем слабее обеспеченность изучаемого явления статистической и документальной информацией и они меньше доступны непосредственному наблюдению. Виды опроса: По способу получения информации и её интерпретации: анкетный опрос; социологическое интервью; экспертный опрос. По степени охвата генеральной совокупности: сплошные опросы; выборочные опросы. По процедуре проведения: индивидуальные опросы; групповые опросы. По форме проведения: устные (интервью); письменные опросы (анкетирование). По способу коммуникации: контактные (интервью и некоторые виды анкетных опросов); бесконтактные опросы (почтовые и прессовые). По частоте проведения: разовые (по определенным проблемам); повторные (мониторинг, лонгитюдные исследования).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал