Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие социологического исследования и его виды.






Социология – это наука, которая занимается проведением прикладных исследований, сбором первичной социологической информации, на основании которой делаются выводы. Социологическое исследование представляет собой тщательно продуманное и хорошо организованное изучение и решение актуальной социальной проблемы. Часто социологическим исследованием называют любой непрофессиональный анкетный опрос, но это не так. С оциологическое исследование – это система методологических, методических и организационно-технических процедур, взаимосвязанных единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в научной или практической деятельности. Характеристики социологического исследования: Достоверность – истинность знания об объективной действительности, которая должна быть обеспечена на всех этапах: сборе информации, выборе инструментария и т.д. Объективность – стремление воспроизвести и объяснить процесс или явление, отвлекаясь от ценностной точки зрения социолога, его теоретической предубежденности, отказ от социологизма. Надежность – уверенность в том, что исследователь имеет дело с подлинными фактами и они сгруппированы по определенным правилам, а не собраны случайно. Факторы, влияющие на надежность (валидность): методологическая доброкачественность, профессионализм технических работников, качество обработки первичной информации, собранные данные должны быть в рамках выбранной темы, выводы должны быть обоснованы. Правдивость. Относительная обоснованность – выражение точности результатов в отношении преследуемой цели. Проверяемость. Репрезентативность (представительность) – достаточно точное отражение генеральной совокупности выборкой по данному составу и состоянию репрезентируемых признаков. Способность отражать реальную ситуацию в объекте исследования. Действенность. Потребительская ценность. Готовность выхода на обратную связь и т.д. Специалисты считают, что единой схемы СИ, годящегося на разные случаи жизни, не существует. Выбор вида исследования диктуется характером поставленной цели и выдвинутых задач. Иными словами, глубиной требуемого анализа социальной проблемы, масштабом охвата событий. Выделяют несколько видов эмпирического исследования – по критерию, положенному в основание классификации. 1. По степени сложности решаемых задач, в зависимости от глубины анализа социальной проблемы и масштаба охвата событий: Разведывательное (пробное) – для предварительного ознакомления с явлением. Близкое к нему – пилотажное – применяется для испытания методики, анкеты. Разведывательные (зондажные, пилотажные, пробные) – наиболее простой вид конкретного социологического анализа, поскольку решает весьма ограниченные задачи. Оно основывается на простой проблеме и сжатому инструментарию. Инструментарий (в прикладной социологии) – методический инструмент, с помощью которого осуществляется сбор первичной социологической информации (анкета, опросный лист, бланк интервью). Описательное – дает системное описание изучаемого явления. Описательные – более сложный вид КСИ. По целям и задачам предполагает получение эмпирических сведений, которые дают относительно целостное представление об изучаемом явлении и его структурных элементах. Описательное исследование проводится по подробно разработанной программе и на базе методически строгого инструмента. Оно должно быть надежно оснащено методологически и методически → группировка и классификация элементов исследуемого объекта по тем характеристикам, которые выделяются в качестве существенных в изучаемой проблеме → структура и взаимосвязь элементов. Аналитическое – кроме описания, дает понимание причин и факторов, определяющих развитие данного явления. Аналитические (объяснительные) – самый углубленный вид социального анализа. Цель – не только описание структурных элементов явлений или процессов, но и выяснение причин, которые лежат в основе и обуславливают характер явлений исследуемого процесса. Аналитические СИ имеют большую практическую ценность. Методы имеют комплексный характер. Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками данного явления или процесса, то в ходе аналитического выясняется, носит ли связь причинный характер. Поскольку на любое социальное явление и процесс воздействует множество социальных обстоятельств, в аналитическом исследовании изучается множество факторов. Из этого множества выделяются основные и неосновные, временные и постоянные, управляемые и неуправляемые, контролируемые и неконтролируемые факторы. Подготовка АИ требует значительного времени, тщательной программы и инструментария. Для этого часто при помощи разведывательного или описательного исследования собираются предварительные сведения. Они дают представление об отдельных сторонах изучаемого явления и позволяют выбрать оптимальные пути их дальнейшего анализа. 2. По характеру изучения объекта, т.е. в зависимости от того, изучается ли интересующий исследователя объект в статике или в динамике:

  1. Точечное (разовое) – дает информацию о состоянии или характеристиках социального явления на момент изучения.
  2. Повторные исследования — это совокупность нескольких исследований, проведенных по единой программе и инструментарию последовательно через определенные промежутки времени и призванных получить результаты, характеризующие динамику изменения объекта. Они представляют собой средство сравнительного анализа. К ним относят следующие виды исследований (к практическому занятию):

· лонгитюдные — длительное изучение одной совокупности лиц;

· когортные - изучение лиц одного возраста (поколение) на про­тяжении длительного времени (цель: анализ изменений в образе жизни, ориентация людей одного поколения; объекты исследования меняются, но люди сохраняются);

· трендовые - на одной и той же генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно одинаковой методики (цель — установление тенденций (трендов) социальных изменений; пример — переписи населения);

  • панельные - исследования по единой программе и методике на одной и той же выборке через определенный интервал времени (цель - анализ динамики событий; люди могут меняться, но объекты исследования — цех, предприятие — сохраняются).

3. По масштабу исследования: 1) Локальные (определенный объект, район) 2) Региональные (область, несколько областей)3) Отраслевые (преобладали в советской социологии) 4) Общегосударственные (общенациональные) 5) Международные
4. В зависимости от применяемого метода сбора данных (опрос, наблюдение, анализ документов).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал