Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Расцвет русской публицистики в 16 в. Максим Грек и митрополит Даниил.⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17
Укрепление централизованного Русского государства протекает в обстановке напряженной и острой политической борьбы между родовитым боярством и дворянством, которое становится основной опорой власти московского царя. Эта борьба находит яркое отражение в публицистике. В «словах», посланиях, памфлетах идеологи различных групп отстаивают свои интересы, обличают своих противников. Выдающимся деятелем русской культуры 16в. был Максим Грек (1470-1555). Настоящее имя Михаил Тривалис. На Русь он приехал с Афона, а до пострижения в монашество жил долго в Италии, где получал богословское и филологическое образование. Он вызван был в Москву великим князем Василием 3 для переводов и исправления книг его библиотеки. Литературная деятельность Максима Грека весьма многогранна. Важное место в ней занимают переводы, среди которых на первом месте стоят книги священного писания и толкования на них, сочинения древних церковных авторов. Максим Грек оказал огромное влияние на культуру Древней Руси. Обладая большим литературным талантом и будучи очень образованным человеком, он заметно поднял самую культуру письменного слова. Он даёт практические указания, как нужно писать и как отличить человека способного к писательской деятельности от неспособного к ней. Наряду с традиционными поучительными и полемическими " словами" и посланиями Максим Грек пишет эмоционально насыщенные морально-философские сочинения в форме обращения к своей душе или беседы ума с душой, составленные, наподобие платоновских диалогов, в диалогической форме. Выступал в качестве п роповедника, публициста и обличителя разнообразных церковных и общественных непорядков, какие он усматривал в окружающей его русской действительности. В своих взглядах на вещи и в своих суждениях он примыкал к заволжским старцам. Максим Грек обличает религиозный формализм, стяжательство, корыстолюбие, нравственную распущенность духовенства и монашества, злоупотребление суда. --------------------------------------------------- Идейным и литературным противником Максима Грека выступил митрополит Даниил, ревностный идеолог «иосифлян» и сторонник централизованной великокняжеской власти. Как глава официальной церкви Даниил стремился поддержать ее авторитет в глазах русского общества. Перу Даниила принадлежит 16 «слов», посвященных вопросам религиозно-догматическим, обрядовым и бытовым. В отличие от Максима Грека, Даниил не придерживался правил риторики. Для него характерно свободное обращение с языком. Он смело вводит в свои «слова» просторечную лексику, способствуя демократизации литературного языка и стиля. Благодаря использованию разговорных интонаций Даниил достигает в «словах» яркости и образности изображения жизненных явлений. В язвительных и суровых «наставлениях» митрополита созданы яркие сатирические образы пьяницы, развратника, модника, обжоры, тунеядца.
|