Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конт, спенскр, маркс - основатели
Конт Огюст— французский социолог, основатель школы позитивизма, один из основоположников социологии как науки. В области социальных знаний Конт утверждал, что с помощью науки можно познать скрытые законы, управляющие всеми обществами. Такой подход он назвал сначала социальной физикой, а затем социологией. Согласно его представлениям, социология должна объединять все знания об обществе как о едином организме и дать им строгую научную оценку. Строгая научная оценка предполагала, что новая наука должна основываться на изучении и проверке фактов, а не на умозрительных построениях. Такой подход позднее был назван позитивизмом, и должен был, обеспечивать практическую основу для нового, более устойчивого общественного порядка. В своих работах " Курс позитивной философии", " Система позитивной политики" Конт полагал, что социология должна быть отделена от философии и от любой науки, не базирующейся на опытном знании. Социология согласно Конту занимает 1-ое место, она опирается на биологию и призвана открывать и описывать единые универсальные законы развития общества. Конт считал, что необходимо разграничивать социальную динамику и социальную статику. 1-ая—изучает законы общественного развития в тесном сотрудничестве с историческими дисциплинами. 2-ая—исследует социальную структуру общества. Изучение динамики важно, т.к. она способствует реформам и помогает исследовать естественные изменения. Спенсер (Герберт)—британский социолог, является одним из основателей социологии. Автор работ: " Основные начала", " Основания биологии". Эволюция для ученого—универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения, как природной всеобщности, так и социальных и личностных феноменов. Спенсер выдвигает идею о том, что общество есть организм и сравнивает животный организм с организмом общественным. Это сложный организм, состоящий из взаимосвязанных клеток и органов. Эти клетки и органы связаны в единую систему и выполняют специфические функции в составе организма. Задача социологии, по Спенсеру, —изучение типичных массовых явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей. Он ввел в научный оборот термины: " социальная система", " социальный институт", " социальный контроль", " структура и функции". 1. Маркс внес большой вклад в теорию стратификации общества, т.е. расслоение общества, в основе которого лежит владение собственностью, т.е. экономический фактор. Экономика и экономический фактор доминируют все социальные отношения в обществе. 2. Любое общество разделено на имущие и не имущие классы. Между этими классами существует непримиримые противоречия. 3. Эти противоречия могут быть устранены в результате классовой борьбы, которая является движущей силой развития общества. 4. Равенство людей, а следовательно справедливое общественное устройство, может быть достигнуто в результате социальной революции. Задача, которой перераспределение собственности, через передачу его во владение государству. 5. История показала, что эта схема Маркса утопична, а социальное неравенство невозможно устранить, его можно только сгладить. Общество, как и любая сложная самоорганизующаяся система, изменяется и развивается, проходя определенные исторические стадии. Основными можно считать 2 подхода к анализу истории человечества: формационный и цивилизационный. Маркс представлял историю как смену общественно-исторических формаций. Формационный подход называется так же стадиальным и прогрессистским. Впервые его сформулировал К. Маркс, выдвинув идею о 5 последовательно сменяющихся общественно-экономических формациях: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическое (или социалистическая). Согласно марксисткой традиции, формация определяется способом производства, т.е. тем как используются и контролируются экономические ресурсы. Общественно-экономические формации включают в себя все явления, которые имеются в обществе: материальные, духовные, политические, социальные, семейные и т.д.). Стержнем формации является способ производства материальной жизни. Общественно-экономическая формация — это исторически конкретное общество на данном этапе его развития и вместе с тем — это определенная ступень в развитии исторического процесса по восходящей линии. Причем, согласно Марксу, каждая последующая формация является более прогрессивной по сравнению с предыдущей. Но у Маркса есть и деление истории на 3 формации: первичная формация (первобытное общество), вторичная формация (рабство, феодализм, капитализм) и третичная формация (коммунизм). Им была разработана классовая теория стратификации общества; концепция отчуждения труда; материалистическая концепция развития общества (основывается на приоритете экономических факторов в развитии общества — исторический материализм).
|