Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общество как соц система






Если рассматривать общество как социальную систему, то вначале надо коснуться его структуры. Общество как социальная система включает в себя различные элементы системы и связи между ними. Элементами общества являются социальные группы (малые и большие), социальные институты и индивиды, а также связи между индивидами, группами, между индивидом и группой и т.д. Место или позиция, которое занимает социальный элемент, будь то индивид или группа, называется социальным статусом. Функцию, которую выполняет социальный элемент, в социологии называют социальной ролью. Социальные общественные отношения играют роль социальных связей между элементами общественной системы. Социальная связь – это совокупность фактов, обусловливающих интерактивную деятельность индивидов в определённых общностях для достижения каких-либо целей. Общество как социальная система определяет во многом и связи, складывающиеся в социуме, которые отражают политическую, экономическую, культурную специфику конкретного общества. Устойчивые социальные отношения возникают тогда, когда социальные взаимодействия постоянно воспроизводятся, при этом интенсивность их может сильно различаться. Например, после того, как молодой человек (юноша или девушка) покидает дом своих родителей, социальные связи и отношения между ними не прекращаются, хотя непосредственных контактов может и не быть. Однако остаются родственные отношения, память, наличие их образов в сознании молодого человека, что позволяет нам говорить о том, что социальные связи и отношения между ними продолжаются. Общество как социальная система во многом определяет характер такого рода взаимодействий, зависящий от множества факторов, которые можно рассматривать как две группы: к первой мы отнесем объективные, например, социально-культурную специфику конкретного общества, а ко второй – субъективные, в которые включаются личностные особенности индивидов (мировоззрение, ценности, установки, направленность личности и т.п.). Индивид действует в непрерывном взаимодействии с другими людьми. Однако общество как социальная система оказывает огромное влияние на взаимодействующих индивидов, регламентируя их деятельность, поощряя или наказывая их. Кроме этого, сами люди оказывают перманентное влияние друг на друга. Индивид также может в существенной мере воздействовать на свое ближайшее, и не очень, социальное окружение, например, когда подает пример конкретных действий. Если учитывать такие многоплановые, разновекторные и непрерывные воздействия, которые присутствуют повсюду в социальной среде, то можно говорить о системе, которая обладает такими качествами, которыми не характеризуется ни один из её элементов в отдельности. Общество как целостная социальная система имеет свои специфические законы. Например, устойчивость, динамизм и открытость, эмерджентность и синергичность, способность к самосохранению и саморазвитию. При всем многообразии теоретических подходов к рассмотрению общества как социальной системы, можно выделить три теоретические модели общества. Первая модель рассматривает общество как совокупность действующих людей, как результат их совместной деятельности (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс). Вторая модель основывается на том, что в обществе приоритетными являются не индивиды, а их объединения, союзы (К. Маркс, Р. Дарендорф). И, наконец, третья модель связана с неким метафизическим пониманием того, что есть социальное с применением метода сепарации при рассмотрении социальных процессов и явлений (А. Щюц, Дж. Мид, Н. Луман, П. Бурдье).

 

12. культура и её функции

Культура — система норм и правил, регулирующих отношения между членами общества и направленная на сохранение общности как целого. Элементы: 1) материальные (артефакты); 2) духовные. Включает понятийный аппарат, развиваемый в языке, отношения между понятиями и правила, регулирующие поведение людей на основе ценностей. Структура: 1) ценности (разделяемые многими людьми представления о целях); 2) социальные нормы (образцы правильного проявления в привычках (стереотипах поведения в ситуации); манерах (внешних формах поведения); этикете (культурном комплексе манер, привязанных к определенным социальным группам, имеющего символический смысл, обычаях). Язык, знания, верования и мифы — часть культуры, основанная на ценностях. Культурные универсалии — культурные нормы, ценности, правила, традиции, которые присущи всем культурам (возрастная традиция, ношение одежды, язык и т.д.) Элементы культуры, функционирование как единое целое — культурные комплексы (университет и т.д.). Формы: 1) элитарная; 2) народная; 3) массовая; (поп-культура, кич); 4) субкультура; 5) контркультура. Культурная трансмиссия — передача культуры от поколения к поколению. Культурная аккумуляция — пополнение культуры новыми элементами последующими поколениями. Культурная диффузия — взаимное проникновение черт и комплексов из одного общества в другое. Нарушение культурного единства общества — аномия.

1) познавательная. Данная функция проявляется в том, что культура выступает как способ, метод ценностного освоения действительности. Освоение действительности воплощается в практической деятельности людей (в производстве, быту, политической, научной, учебной деятельности). Отсюда логически вытекает другая функция культуры – практически-преобразовательная;

2) практически-преобразовательная. Призвана организовать, определить содержание и направленность практической деятельности людей;

3) регулятивная, нормативная. Культура посредством социальных норм, ценностей, традиций, знаний создает устойчивые социальные условия жизни людей, упорядочивает опыт и регулирует поведение людей в обществе и той или иной социальной группе. Поэтому большинство исследователей случайное, спорадическое не относят к культуре;

4) коммуникативная. Основой ее является язык, общение. Они помогают индивидам, группам, обществам понять друг друга. Проблемы понимания получили глубокую разработку в социально-экономических работах представителей герменевтики (от греч. – истолкование, разъяснение). В социологии эти взгляды были развиты и конкретизированы в «понимающей социологии»;

5) функция социализации человека. Социализация является важнейшим средством его становления как члена общества, субъекта деятельности, общественных отношений. Культура воспитывает ответственность, внутреннее, нравственное ограничение, в процессе социализации формируется индивидуальность, неповторимость личности;

6) гедонистическая. Культура выступает средством развлечения, удовлетворением эстетических и моральных потребностей.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал