Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Паретто, дюйберг, спенсер
Известный итальянский социолог и экономист Вильфредо Парето (1848 -1923) был первым признанным мыслителем-социологом новейшей эпохи в Италии Его место в истории социологии слишком своеобразное По оригинальнис во и нетрадиционность мыслей, которые не были восприняты тогдашними представителями социологической науки, его иногда сравнивают с Марксом, Ницше, Фрейдом. В Парето был ярким представителем психологического направления в социологии Характерной особенностью его социологической ориентации было сосредоточение внимания на психологических, преимущественно иррациональных аспекта ах социальной жизни: чувствах, инстинктах, эмоциях и др. Его научные взгляды формировались в русле достижений точных и прикладных наук Об определении роли социологии в познании социальной действительности Парето выводит ее от философских представлений и определяет ее метод (который хорошо себя зарекомендовал в астрономии, физике, химии, биологии) как логико-экспериментальный Этот метод требует систематического спос тереження явлений и раскрытия их возникновения, а также с помощью логических операций распространение полученного знания на области (процессы, явления), которые не были предметом непосредственного наблюденияження. Одной из основных методологических принципов Парето был тезис о противоречии между нелогичным характером большинства человеческих поступков и логическим характером научного знания о них По мнению ученого, люди способность тные действовать логично, рационально, но в основном этого не делают в связи с тем, что в основе человеческой природы заложены инстинкты При этом логику, рациональные соображения они используют для ис довування или сокрытия своих истинных намерений Как считает В Парето, большинство социологов, не понимая этой истины, стремятся найти в человеческих действиях логику, рациональность, когда только необходимо четко в указать людям на нелогичность их поведения и изучать ее такой, какой онана є. Важное место в социологической концепции Парето принадлежит анализу \" лингвистической\" (словесной) действия людей на их поведение в социальной сфере Ученого интересовало, \" влияют слова на социальное поведение, и и каким образом одни люди могут благодаря общению навязывать свою волю другим? иступають элементами его методологический инструментарийю. Эмиль Дюркгейм (1857 — 1918). Дюркгейм был приверженцем классического научного метода в социологии. Основные принципы классической методологии сводятся к следующему: социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности; социология должна строиться по образу естественных «позитивных» наук; метод социального исследования должен быть точным и строгим. Социальные явления должны быть описаны количественно; важным критерием научности является объективность. Что означает, что социология не должна содержать субъективных впечатлений и умозрительных выводов. Наиболее четко эти принципы научности Дюркгейм сформулировал в работе «Правила социологического метода». В этой работе он излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы социологии существовать в качестве науки: Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещь». Это означает, что социальные факты: а) внешние для индивидов, б) они материальны, наблюдаемы и безличны, в) существующие между фактами отношения причинности позволяют сформулировать законы функционирования общества. Второе правило состоит в том, чтобы социология не должна подчиняться никакой идеологии, личным пристрастиям и предрассудкам, которыми обладают индивиды. Третье правило состоит в признании примата (приоритета) целого над составляющими его частями. Это означает, что: а) источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивида, б) общество есть автономная система, управляемая своими законами, не сводимыми к сознанию или действиям каждого индивида. Теоретическая концепция Дюркгейма носит название социологизма или социального реализма. Типология обществ Дюркгейма базируется на закономерности структурной организации общества. Он обращается к понятию «орда», «клан», которым характерно отсутствие дифференциации на общности, индивиды здесь расположены рядом словно атомы — это простые общества. Простые полисегментарные общества возникают вследствие объединения простых обществ. Дюркгейм очень высоко оценивал роль разделения труда. Он выделял следующие признаки болезни общества: аномию, т.е. такое состояние общества, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения индивида (безнравственность); социальное неравенство; неадекватное разделение труда. Далекий от материалистического понимания причин кризиса общества Дюркгейм видел их в отставании культуры от развития экономики, в несовершенстве моральных норм, регулирующих поведение членов общества. Можно сказать, что концепция Дюркгейм строилась на принципах научной рациональности, но не раскрывала всей сложности социального объекта в его статике и динамике. Неклассический тип научной социологии разработан немецким мыслителем Макс Вебером (1858 — 1918). В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно, признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология же — пограничная наука, которая должна заимствовать у них лучшее. У естественных наук — приверженность к точным фактам и причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук — метод понимания. Поэтому социологию Вебера называют понимающей. В качестве предмета социологии Вебер рассматривал не понятия «народ», «общество» и т.д. Наблюдая цепочку реальных действий индивида, социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действий. Государство по Веберу бывает нескольких видов: Легальное, в котором господство обусловлено интересами, т.е. рациональными соображениями повинующихся. Господство государства Вебер определял как «шанс встретить повиновение определенному приказу». Бюрократия является чистым типом легального государства. Этот тип государства представлен в Англии, Франции, США. Традиционное, он обуславливается просто нравами, привычками к определенному поведению. Этот тип господства схож с семьей, он патриархален, тут есть господин, лично зависящие от него слуги и аппарат управления. Традиционные господство в свою очередь подразделяется на две форме: чисто патриархальную и сословную структуру управления. Первая форма проявилась, например, в Византии, вторая — в феодальных государствах Западной Европы. Харизматическое господство. Харизматические качества — это особые способности, не столько приобретенные, сколько дарованные свыше, которые выделяют лидера из среды современников. Ими обладали, по Веберу, Будда, Иисус, Магомет, Цезарь, Наполеон и другие великие субъекты. Здесь особенно велика роль авторитарности, по сути, отрицается традиция, право, рациональность, велика роль случайности.
|