![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация учебного процесса. Различные типы обучения.
Способы получения образования в мировой и отечественной практике: § успешное обучение в условиях конкретной образовательной системы в коллективе учащихся (или студентов) и завершение всего цикла обучения в рамках данного учебного заведения успешной сдачей выпускных экзаменов (дневная и вечерняя форма обучения); § индивидуальное обучение на дому самостоятельно или с помощью педагогов и сдача экзаменов и других форм отчетности государственной экзаменационной комиссии при конкретном учебном заведении (экстернат); § дистантное (от англ. distanse — расстояние) обучение с помощью обучающих программ на компьютере; § заочная форма обучения с помощью переписки, отдельных консультаций у преподавателей образовательного учреждения, отчетных письменных контрольных работ, обобщающих лекций по всему курсу, зачетов и экзаменов. Формы организации образовательного процесса: § урок (35 или 45 минут) — основная форма обучения в школе; § лекция (90 или 120 минут, с перерывом или без) — основная форма обучения в вузе; § семинар — практическое занятие всей учебной группы; § лабораторный практикум — практическое занятие с применением техники, специальной аппаратуры, проведением эксперимента, опыта, исследования; § учебная экскурсия на природу, предприятие, в музей, на выставку и пр.; § групповые или индивидуальные консультации с преподавателем по отдельным учебным темам или вопросам, проводимые по инициативе преподавателя или по просьбе учащихся (их родителей) в школе или студентов в вузе; § иные формы организации. Догматическое обучение характеризуется такими особенностями: преподаватель сообщает студентам определенную совокупность знаний в готовом виде без объяснения; студенты усваивают знания без осознания и понимания и почти дословно воспроизводят завчене; от студентов не требуется применение знаний на практике. Этот тип обучения способствует в определенной степени развития механической памяти, но не создает условий для развития интеллектуального потенциала личности, не обеспечивает подготовку человека к практической деятельности на основе приобретенных знаний. Разъяснительно-иллюстративный тип обусловлен более высоким уровнем общественно-производственных отношений. Он характеризуется такими особенностями: преподаватель сообщает студентам определенную сумму знаний, объясняет сущность явлений, процессов, законов, правил и др. с использованием иллюстративного материала; студенты должны сознательно усвоить предлагаемую долю знаний и воспроизвести ее на уровне глубокого понимания, применить знания на практике в различных видах. Проблемное обучение характеризуется такими особенностями: преподаватель создает определенное познавательное задачи, помогает студентам выделить и осознать его, организует их на его решения; студенты самостоятельно осваивают должной суммой знаний и умений, которые являются предпосылкой успешной познавательной деятельности; преподаватель предлагает широкий спектр использования приобретенных знаний на практике. Включение студентов в систему проблемного обучения способствует созданию оптимальных условий для интеллектуального развития личности, овладению ею инструментами (методами) учебной деятельности, формированию познавательных мотивов учения, социально-психологической подготовки к практической деятельности.
|