![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет 20. Теоретические основы создания и реализации педагогических технологий. Технологии развития творческого потенциала личности.
В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости педагогическим процессом, его проектирование и возможность анализа путем поэтапного воспроизведения. Сущность педагогической технологии состоит в том, чтобы, опираясь на постоянную обратную связь, гарантировать достижение четко поставленных целей. Поэтому технология постановки целей становится важнейшим исходным условием педагогической технологии. Педагогическая технология предполагает точность и предсказуемость результата, осознание путей его достижения. Ясно, что педагогические технологии не могут быть чем-то принципиально иным по сущности, чем другие технологии. Как и любые иные, они имеют свои отраслевые (клановые, профессиональные) особенности и в том, какими методами и средствами оперируют, и в том, с каким «материалом» имеют дело. Их специфика проявляется и в наличии воспитательного компонента (а отсюда их отчасти вероятностный характер), и в необходимости учета философского, психологического, медицинского и экологического аспектов проблемы. Приведем наиболее существенные признаки педагогических технологий: 1. Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора. 2. Технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата. 3. Технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся (на договорной основе) с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения. 4. Элементы педагогической технологии должны, с одной стороны, быть воспроизводимы любым учителем, а с другой — гарантировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками. Педагогическая технология в максимальной степени связана с учебным процессом – деятельностью ученика и учителя, её структурой, средствами, методами и формами. Поэтому, согласно его теории, в структуру педагогической технологии входят: 1. Концептуальная основа; 2. Содержательная часть (цели обучения – общие и конкретные, содержание учебного материала); 3. Процессуальная часть – технологический процесс (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности школьников, методы и формы работы учителя, деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала, диагностика учебного процесса). Таким образом, структура педагогической технологии делится на 3 компонента: концептуальную основу, содержательную часть и процессуальную часть. Рассмотрим ещё одну точку зрения на сущность педагогической технологии.Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. Таким образом, выделяют следующие компоненты педагогической технологии: 1. Аналитическая деятельность (завершающаяся постановкой диагноза). 2. Прогностическая и проективная творческая мыслительная деятельность. 3. Анализ, прогноз и проект - «неразрывная» триада при решении любой педагогической задачи. Органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
|