Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 2. Туристский рынок.
Индустрия туризма многогранна. Множество предприятий, фирм и организаций участвует в обслуживании туристов.Туристский рынок —это экономическая система взаимодействия четырех основных элементов: 1) туристского спроса; 2) предложения туристского продукта; 3) цены; 4) конкуренции. Особенностью туристского рынка является профессиональная разобщенность производителя туристских услуг, их потребителя — туриста и исполнителей купленной услуги. Субъектами туристского рынка выступают организаторы и продавцы туров (туроператоры и турагенты), их контрагенты — исполнители услуг (гостиницы, рестораны, компании-перевозчики, экскурсионные бюро и т.д.) и покупатели (потребители) туристских услуг. Под рынком принято понимать совокупность потребителей и производителей, заинтересованных в определенном виде товаров или услуг и имеющих возможность продать либо купить их. Таким образом, туристский рынок может быть определен как система социально-экономических отношений, связывающих производителей и потребителей туристских услуг. Туристский рынок имеет сложную структуру: — во-первых, непосредственные производители туристских услуг принадлежат к разным сферам деятельности, — во-вторых, отношения между производителями и потребителями отдельных туристских услуг опосредованы предприятиями, специализирующимися на формировании и реализации турпродукта Туристский рынок выполняет следующие функции: · реализацию стоимости и потребительной стоимости, заключенных в туристском продукте; · организацию процесса доведения туристского продукта до потребителя (туриста); В процессе выполнения туристским рынком первой функции происходит движение стоимости, которое отражается посредством обмена: деньги — туристский продукт. Завершение этого обмена означает законченность акта товарно-денежных отношений, реализацию стоимости, заключенной в туристском продукте, и общественное признание его потребительной стоимости. В результате этого обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туристской индустрии. Функция организации процесса доведения туристского продукта до потребителя проявляется через создание сети турагентов и туроператоров по его реализации. При характеристике рынка туризма учитывается следующее: основным предметом купли-продажи являются услуги; кроме покупателя и продавца в механизм туристского рынка включается значительное количество посреднических, звеньев; спрос на туристские услуги отличается рядом особенностей: большим разнообразием участников поездок по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам; эластичностью; индивидуальностью и высокой степенью дифференциации; отдаленностью по времени и месту от туристского предложения; туристское предложение характеризуется рядом особенностей: продукты имеют тройственный характер (природные ресурсы, созданные ресурсы, туристские услуги); высокая фондоемкость туристской индустрии; низкая эластичность; комплексность. В зависимости от того, в каком состоянии находится туристский рынок, существуют и различные его формы. В ряде случаев туристский рынок может быть уже сформированным, то есть круг производителей и потребителей уже определен. Такой рынок называют готовым, илизахваченным. В других случаях рынок приходится создавать, то есть необходимо формировать спрос на туристскую продукцию. Потенциальные покупатели должны быть осведомлены о существовании новых мест назначения, их достопримечательностях и сервисе. Они должны быть убеждены, что извлекут пользу, получат удовольствие от посещения данного места или участия в турне или круизе. Туристским услугам присущи четыре характеристики, которые отличают услугу от товара: неосязаемость, неразрывность производства и потребления, изменчивость и неспособность к хранению. Однако туристские услуги наряду со специфическими характеристиками услуг имеют и отличительные особенности: — выделение достаточно четко выраженных туристских зон (например, " солнце - море" - Кипр, Турция; " отдых-лечение " - Карловы Вары, Ессентуки; " спорт" - Домбай, Чехия, Швейцария и т.д.); — преодоление покупателем расстояния, отделяющего его от туристской услуги и места ее потребления; — значительное влияние на качество туристской услуги оказывают внешние факторы, имеющие форсмажорный характер, т.е. не зависящие от воли и действий продавца и покупателя: погода, природные условия, политика, международные события и т.д.
|