Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Власти: понятие, структура, функции и типология.
Современная теория политической системы начала формироваться в 50-е годы под влиянием достижений в биологии, кибернетике и новых открытий в политике, а также благодаря появлению общей теории систем. В соответствии с общей теорией систем, которая ускорила становление системного подхода в политологии, универсальными признаками существования любой системы являются взаимосвязанность групп элементов и образование ими самостоятельной, устойчивой целостности, способной к самосохранению и развитию, вступлению в отношения со средой и другими системами. Политическая система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе. Центрирующим стержнем этой системы является политическая власть. То есть политическая система представляет собой не что иное, как совокупность процессов функционирования политической власти и отношений по поводу участия во власти. Понятие политическая система позволяет выделить политическую жизнь как относительно самостоятельную сферу общественной жизни. В настоящее время в политической науке достаточно чётко прослеживается употребление термина «политическая система» в двух взаимосвязанных значениях. В первом значении под политической системой имеют в виду «искусственно созданный теоретический, мыслительный конструкт, инструмент, позволяющий выявлять и описывать системные свойства различных политических явлений». Эта категория применима к любому относительно целостному политическому образованию: партии, государству, профсоюзу и другим, она не отражает саму политическую реальность, а является средством системного анализа политики. Во втором значении, более конкретном, под понятием «политическая система» подразумевают «реальный, сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе», включающий в себя государство, политические партии, средства массовой информации, политические ассоциации и объединения различных политических субъектов и их взаимоотношений, политическое сознание, и культуру, политические нормы1. Политическая система общества характеризуется рядом особенностей: 1. Верховенством над другими системами. 2. Она обусловлена социально-экономической структурой общества. 3. Имеет относительную самостоятельность. Эти особенности, а также большая ёмкость таких основных категорий политологии как власть и политика, породили множество подходов к понятию «политическая система общества»: Институциональный. Исследованию подвергаются элементы политической системы (государство, партии, общественно-политические объединения, а также нормы, регулирующие деятельность и взаимодействие этих институтов) и взаимодействия политических институтов Функциональный - предполагает рассмотрение политической системы по функциям её отдельных институтов. Регулятивный подход предполагает изучение политической системы как регулятора внутренней жизни. Коммуникативный - основан на анализе связей и отношений между элементами политической системы. Т. Парсонс – создатель теории социальной системы – считает, что любая система, в том числе и политическая, имеет определённые характеристики: во-первых, система состоит из многих частей; во-вторых, части составляют единое целое; в-третьих, любая система имеет границы. Он определяет политическую систему как подсистему общества, основное предназначение которой в определении коллективных целей, мобилизации ресурсов и принятии политических решений. Модель политической системы Истона построена по типу кибернетической системы, функционирующей по замкнутой схеме. Основное внимание Истон сосредоточил на отношениях системы со средой, которая состоит из комплекса других систем (экономической, культурной, религиозной, экологической, биологической, психологической и др.), входящих в глобальную систему. Отношения между политической системой и средой он представил как «вход» со стороны среды, который даёт импульс системе в виде требований и поддержки (функции входа осуществляют различные неправительственные ассоциации: группы интересов, партии, СМИ и др.), и «выхода» как решений и действий - реакции системы на импульс среды (функции выхода Политические субъекты должны следить за требованиями и не допускать перегрузок, так как их последствия могут быть непредсказуемыми. Однако в системе Д. Истона мы не видим структуры, выполняющей политические функции. Это - «черный ящик», закрытый для всех. Но такой подход не устраивал многих. В отличие от Д. Истона, Г. Алмонд рассматривает политическую систему как множество взаимодействий, поведений как государственных, так и негосударственных органов, которые необходимо исследовать. Утверждая, что любая политическая система имеет собственную структуру, что она многофункциональна, Алмонд отмечал, что все политические системы выполняют одни и те же функции в культурном смысле. Он считал, что политические структуры следует выделять, и признавал за единицу политической системы «роль». По его мнению, «политическую систему можно определить как комплекс взаимодействующих ролей или как структуру ролей». Преимущество своей концепции Алмонд видел в том, что понятие «роль» значительно шире и более открытое, чем понятия «институты», «организации» или «группы». Понятие «роль» включает в себя такие формальные и неформальные учреждения, как семья, электорат, толпа, временные и постоянные группы, имеющие отношение к политической системе. А если это так, то вопрос об институциональной структуре теряет актуальность. Чем же объяснить столь радикальный отход от традиции в политической науке, концентрировавшей основное внимание на официальных политических институтах? Дело в том, что традиционный подход не затрагивал динамику, деятельность, процесс. Поэтому бихевиористы сосредоточили своё внимание на ролях, функциях, взаимодействиях и оставляли в стороне все структуры политической системы, её институты. Даже краткий обзор взглядов сторонников системного подхода свидетельствует о том, что поднимаемые ими вопросы важны. Но они составляют лишь часть общей проблемы, в то время как при исследовании политической системы центральное место должна занимать сама политическая система, её институты, структурные элементы, то есть исследование всего «черного ящика». Каково же значение системного подхода в анализе политики? 1. Он позволяет представить политическую жизнь как систему поведения людей, установить механизмы влияния их политических действий, поступков на характер политических институтов и структур. 2. Даёт понимание политики как целостности, позволяет анализировать способы, формы и методы её взаимодействия с окружающей средой. 3. Политическая система выступает средством социальной интеграции. Так как политическая система представляет собой многофункциональную структуру, при её анализе принято выделять ряд подсистем. Основными подсистемами являются: 1. Институциональная подсистема, представляющая собой совокупность социально-политических институтов и учреждений. Это государство и его органы, политические партии, общественные движения, организации, объединения, органы представительной и непосредственной демократии. Институциональная подсистема является наиболее динамичной и активной частью политической системы общества. Любой вид политической деятельности, направленной на достижение определённых целей, требует организации совместных действий людей, которые регулируются определёнными правилами и нормами, принятыми в данном обществе. Благодаря организации осуществляется перевод идеологической или моральной силы в материальную, идеи становятся правилами поведения. Поэтому организация и выступает важнейшим средством формирования единой воли. Государство и партии являются собственно политическими организациями, так как осуществляют политическую власть в полном объёме или стремятся к ней. Косвенно в политической жизни принимают участие профессиональные и молодёжные политические организации. Эти добровольные объединения граждан способствуют развитию политической, социальной, трудовой активности и самодеятельности своих членов. Они действуют в соответствии с конституциями и записанными в их уставах целями и задачами, в рамках государственных законов. Их политическая деятельность является лишь одним из аспектов деятельности. Неполитические организации в политической власти почти не участвуют. Их политизация происходит только на определённых этапах жизни страны. Стержнем институциональной подсистемы является государство. Вокруг него группируются другие институты, идёт борьба за завоевание государственной власти и рычагов государственного управления. Государство представляет собой сложную многофункциональную систему, внутренне дифференцированную целостность. От других политических форм его отличает формальность, наличие определённых правил, регулирующих его жизнедеятельность. Оно отличается наивысшей концентрацией власти, наибольшей способностью к решению общественных проблем, существенно влияет на течение всех политических процессов. Государство является важной политической силой, обеспечивающей организованность общества, наличие в нём определённого порядка. Общественная сущность государства выражается во взаимосвязи с ним социальных групп и человека и характеризуется понятием гражданства, которое определяет политический и социальный статус человека, его права и свободы, а во многом и материальное и моральное благополучие. Государство обладает таким свойством как принудительность, располагает исключительным правом на навязывание своей воли с помощью аппарата насилия – армии, служб охраны порядка и безопасности. Именно государство призвано обеспечить единство и целостность многочисленных институтов, выполняющих разнообразные функции управления. Нельзя представить себе политические партии, избирательную систему, систему представительства в отрыве от государства. Через государство осуществляется реализация отношений власти и контроль в обществе. Поэтому можно утверждать, что государство является базисной структурой правления и порядка в обществе. В системе государственных органов власти особое место принадлежит Министерству внутренних дел, которое в целом отвечает за внутреннюю безопасность страны. В МВД входит милиция, внутренние войска и другие структурные элементы. Задачи и принципы деятельности милиции определены законом «О милиции» от 18 апреля 1991 г. Милиция как орган исполнительной власти призвана защищать жизнь, здоровье, права и свободы человека, собственность, интересы общества или государства от преступных и иных противоправных посягательств. Она наделена правом применения мер принуждения. Её деятельность строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности. В соответствии с законом «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 24 сентября 1992 г. они призваны защищать интересы личности, общества и конституционные права и свободы граждан от преступных и иных противоправных посягательств. На внутренние войска возложены задачи по оказанию содействия органам внутренних дел России в охране общественного порядка, обеспечении безопасности и правового режима чрезвычайного положения, охрана важных государственных объектов и специальных грузов, участие в территориальной обороне Российской Федерации. Вокруг системы органов власти формируется политическая инфраструктура - партии, группы давления, а также другие организации, способные оказывать воздействия не только на власть, но и на властные структуры: профсоюзы, ассоциации, средства массовой информации и др. Значительную роль в жизни общества играют религия, церковь. Известно, что положение церкви в различных государствах неоднозначно. В одних их влияние на политическую жизнь почти незаметно, в других - они играют весьма важную, а иногда и ведущую роль. Что такое церковь? Это особый вид религиозной организации, объединяющий верующих на основе общности религиозных взглядов и обрядов. Как форма общественного сознания, распространенная в массах, она нередко довлеет над всеми другими. Религии нередко выражают взгляды определенных социальных групп, хотя стремятся это всячески скрывать (они защищают интересы существующих социальных порядков и институтов). Связь политики и религии прослеживается во всей истории человечества, но если ранее она носила открытую форму, то сейчас идет поиск более утонченных связей. Поиск идет по самым различным направлениям: модернизируются религии, вводятся новые обряды, в её деятельности появляется больше элементов демократии (обратите внимание - Алексий IIблагословил иеромонаха Романа на пение авторских песен на религиозные темы). Таким образом, институциональная подсистема – это совокупность взаимодействующих конкретных организаций и учреждений, осуществляющая политическую власть в обществе. 2. Функциональная подсистема. Она складывается из совокупности тех ролей и функций, которые осуществляются как отдельными социально-политическими институтами, так и их группами (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления политической власти, средства воздействия на политическую жизнь и т.д.) Функциональная подсистема включает в себя высшие органы государственной власти (глава государства и его аппарат), правительства, парламенты, судебные органы. Они принимают решение общенационального значения, имеют свою структурно-функциональную определенность и известную самостоятельность (принцип разделения властей). 3. Регулятивная подсистема выступает как совокупность политико-правовых норм и других средств регулирования взаимоотношений между субъектами политической системы. Политические и правовые нормы являются весьма существенными элементами политической системы. Эти нормы существуют в виде действующих конституций, уставов и программ политических партий, политических традиций и процедур, регулирующих политические процессы. Принципы и нормы, лежащие в основе функционирования политической системы, прямо зависят от сущности политического режима. Составляя нормативную основу, правовые принципы и нормы регулируют политические отношения, определяют дозволенное или недозволенное, желательное или нежелательное с точки зрения укрепления данной политической системы. Нормативно-регулятивная подсистема включает в себя нормы поведения гражданина в обществе (участие в политическом процессе, артикуляция интересов, осуществление власти и т.д.). С помощью политических принципов и норм происходит формирование политического сознания и поведения субъектов политической жизни, вырабатываются установки, соответствующие целям и принципам политической системы. 4. Коммуникативная подсистема, является важной составной частью политической системы общества - это совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы (социальных групп, личностей, социальных институтов) в процессе принятия политических решений и их реализации (сбор информации, выработка решений, распределение информации и т.д.). Одним из важных социальных институтов общества являются средства массовой информации (СМИ). Этот институт, в свою очередь, состоит из целого ряда органов и элементов, выполняющих функции информирования населения о происходящих в каждой стране и мире событиях. Так как СМИ достаточно самостоятельны, они имеют возможность собирать и доводить до населения политическую информацию, формировать общественное мнение, оказывать влияние на политические процессы, формировать взгляды, заниматься в определенном направлении политическим просвещением масс. Именно это и лежит в основе того, что СМИ нередко называют «четвертой властью». Кого она представляет, кому служит и как работает, зависит от многих факторов. Прежде всего, надо знать, кто является учредителем данных СМИ, на какие слои общества информация направляется, кто финансирует их деятельность. Так как каждая политическая сила заинтересована в том, чтобы не всякая информация доходила до населения, её нередко искажают, умалчивают. Поэтому общество заинтересовано в наличии разнообразных источников информации. Многообразные политические отношения, которые характеризуют коммуникативную подсистему, принято делить на три группы в зависимости от их субъектного состава. К первой группе относят отношения между классами, крупными социальными группами, нациями и государствами. Именно межклассовые, межгрупповые, внутриклассовые и межнациональные отношения составляют основу политической системы. Эти отношения отражаются в функционировании соответствующих политических организациях и их взаимоотношениях. Вторую группу политических отношений составляют вертикальные отношения, складывающиеся в процессе осуществления власти, воздействия высших и местных органов руководства и управления на социально-экономические, политические и культурные процессы. Отношения, которые складываются между политическими организациями и учреждениями, относят к третьей группе. 5. Культурная подсистема представляет собой комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) политических представлений, ценностей, ориентаций и политического поведения. Политическое сознание и политическая культура, которые представляют собой ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки, оказывают сильнейшее воздействие на их поведение и всю политическую динамику. 6. Идеологическая подсистема представляет собой совокупность политических идей, теорий и концепций, на основе которых возникают, формируются, развиваются общественно-политические институты как элементы политической системы (политическое сознание, политическая и правовая культура, политическая социализация). Изложенное позволяет сделать вывод, что политическая система представляет собой совокупность государственных и негосударственных институтов, осуществляющих организацию политической жизни общества. Практическая значимость теории политической системы состоит в том, что она: во-первых, позволяет вырабатывать рекомендации по совершенствованию структуры политической системы и улучшению деятельности всех её структурных элементов. Во-вторых, способствует укреплению экономических, социальных и политических основ существующего общества. В-третьих, служит для определения стрессовых ситуаций и уровня политической стабильности в той или иной стране и способствует выработке мер по устранению стрессовых ситуаций и повышению уровня стабильности.
|