Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическая элита и политическое лидерство.






Власть никогда не бывает безличной. Она всегда находится в руках конкретных людей, которые ее осуществляют. Сколь бы ни был широк доступ к власти, весь народ одновременно не может управлять обществом. Реальная, непосредственная власть обычно находится в руках небольших групп людей, которые принято называть носителями власти. К ним относят правящую элиту и политических лидеров.

Термин «элита» в переводе с французского означает «лучшее», «отборное», «избранное». Этот термин истолковывается двояко. Первое значение отражает обладание какими-то максимально выраженными чертами, наивысшими по той или иной шкале измерений. Т.е. слово «элита» употребляется часто для того, чтобы подчеркнуть высокое качество, превосходство чего-либо. Например, «элитное зерно», «элитные лошади», «спортивная элита», «элитные войска» и т.п. Уже начиная с XVII в. термин «элита» употреблялся для обозначения товаров наивысшего качества.

Во втором значении слово «элита» относится к лучшей, наиболее ценной для общества группе, стоящей над массами и призванной в силу обладания особыми качествами управлять ими. Такое понимание слова отражало реальности рабовладельческого и феодального общества, элитой которого выступала аристократия (аристократия – «власть лучших»). Так, в Оксфордском словаре, изданном в Англии в 1823 г., элитой были названы высшие социальные группы.

В политической науке термин «элита» употребляется в первом, этически нейтральном, значении. В самой общей форме, это приятие характеризует носителей наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств и функций. Теория политической элиты стремится исключить нивелировку, усредненность в оценке влияния людей на власть, отражает неравномерность ее распределения в обществе, конкуренцию в области политической жизни, ее иерархичность и динамизм.

Первоначально в политической науке термин «элита» получил распространение в начале XX в. благодаря трудам Сореля и Парето, хотя идеи политического элитизма возникли в глубокой древности. Еще во времена разложения родового строя появляются взгляды, разделяющие общество на высших и низших, благородных и чернь, аристократию и простой люд. Наиболее последовательное обоснование и выражение эти идеи получили у Конфуция, Платона, Макиавелли, Ницше. Однако такого рода элитарные теории сколько-нибудь серьезного социологического обоснования еще не получили, Первые современные, классические концепции элит возникли в конце XIX – начале XX в. Они связаны с именами Гаэтано Моски, Вильфредо Парето и Роберта Михельса. Их концепции дали толчок широким теоретическим, а впоследствии (преимущественно после второй мировой войны) и эмпирическим исследованиям групп, руководящих государством или претендующих на это.

Современные теории элит разнообразны. Исторически первой группой теорий, не утративших современной значимости, являются концепции макиавеллистской школы (Моска, Парето, Михельс и др.). Их объединяют следующие идеи:

1. Особые качества элиты, связанные с природными дарованиями и воспитанием и проявляющиеся в её способности к управлению или хоти бы к борьбе за власть.

2. Групповая сплочённость элиты.

3. Признание элитарности любого общества, его неизбежного разделения на привилегированное властвующее творческое меньшинство и пассивное, нетворческое большинство. Такое разделение закономерно вытекает из естественной природы человека и общества. Хотя персональный состав, элиты изменяется, ее господствующее отношение к массам в своей основе неизменны. Так, например, в ходе истории сменялись вожди племен, монархи, дворяне, народные комиссары и партийные секретари, министры и президенты, но отношения господства и подчинения между ними и народом сохранялись всегда.

4.Формирование и смена элит в ходе борьбы за власть.

5.Конструктивная, руководящая и господствующая роль элиты в обществе. Она выполняет необходимую для социальной системы функцию управления, хотя и не всегда эффективно, Стремясь сохранить и передать по наследству свое привилегированное положение, элита имеет тенденцию к вырождению, утрате своих выдающихся качеств.

Макиавеллистские теории элит подвергаются критике за преувеличение значения психологических факторов, антидемократизм и недооценку способностей и активности масс, недостаточный учет эволюции общества и современных реальностей государств «всеобщего благоденствия», циничное отношение к борьбе за власть.

Преодолеть слабости макиавеллистов пытаются ценностные теории элиты. Они, как и макиавеллистские концепции, считают элиту главной конструктивной силой общества, однако, стремятся приспособить элитарную теорию к реальной жизни современных государств. Многообразные ценностные концепции элит существенно различаются по степени защиты аристократизма, отношению к массам, демократии и т.д. Однако они имеют и ряд общих черт:

1. Принадлежность к элите определяется обладанием высокими способностями и показателями в наиболее важных для всего общества сферах деятельности. Элита – наиболее ценный элемент социальной системы, ориентированный на удовлетворение ее важнейших потребностей. В ходе развития у общества отмирают многие старые и возникают новые потребности, функции и ценностные ориентации. Это приводит к постепенному вытеснению носителей наиболее важных для своего времени качеств новыми людьми, отвечающими современным требованиям.

2. Элита, относительно сплочена на основе выполняемых ею руководящих функций. Это – сотрудничество лиц, заботящихся прежде всего об общем благе.

3. Взаимоотношения между элитой и массой имеют не столько характер политического или социального господства, сколько руководства, предполагающего управленческое воздействие, основанное на согласии и добровольном послушании управляемых и авторитете власть имущих.

4. Формирование элиты – следствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей. Поэтому общество должно' стремиться совершенствовать механизмы такой селекции.

5. Элитарность — условие эффективного функционирования общества. Она основана на естественном разделении управленческого и исполнительского труда, закономерно вытекает из равенства возможностей и не противоречит демократии.

Основные положения ценностной теории элит лежат в основе концепций демократического элитизма (элитарной демократии), получивших широкое распространение в современном мире. Они исходят из предложенного Йозефом Шумпетером понимания демократии как конкуренции между потенциальными руководителями за доверие избирателей.

Сторонники демократического элитизма утверждают, что реальная демократия нуждается как в элитах, так и в массовой политической апатии. Элиты необходимы прежде всего как гарант высокого качественного состава руководителей, избранных населением. Сама социальная ценность демократии решающим образом зависит от качества элиты. Руководящий слой не только обладает необходимыми для управления свойствами, но служит защитником демократических ценностей и способен сдержать часто присущий массам политический и идеологический иррационализм, эмоциональную неуравновешенность и радикализм.

Установки ценностной теории о ценностно-рациональном характере отбора элит в современном демократическом обществе развивают концепции множественности, плюрализма элит, являющиеся наиболее распространенными в сегодняшней элитарной мысли. Плюралистической концепции элиты присущи следующие постулаты:

1. Трактовка политических элит как элит функциональных. квалификационная подготовленность к выполнению функций управления конкретными общественными процессами – важнейшее качество, определяющее принадлежность к элите.

2. Отрицание элиты как единой привилегированной относительно сплоченной группы. В современном демократическом обществе власть распылена между разнообразными группами и институтами. Существует множество элит. Влияние каждой из них ограничено специфической для нее областью деятельности.

3. Деление общества на элиту и массу относительно. Между ними существуют скорее отношения представительства, чем господства или постоянного руководства. С помощью разно образных демократических механизмов – выборов, референдумов, опросов, прессы, групп давления и т.д. – можно ограничить или вообще предотвратить действие «закона олигархических тенденций» и удержать элиты под влиянием масс.

4. В современных демократиях элиты формируются из наиболее компетентных и заинтересованных граждан, которые весьма свободно могут входить в состав элиты, участвовать в принятии решений. Главный субъект политической жизни – не элиты, а группы интересов.

5. В демократических государствах элиты выполняют важные общественные функции, связанные с управлением. Говорить же об их социальном господстве неправомерно.

Концепции плюрализма элит широко используются для теоретического обоснования современных западных демократий. Однако эти теории во многом идеализируют действительность.

Идейным антиподом плюралистического элитизма выступают леволиберальные теории элиты. Представитель этого направления Чарльз Райт Миллс еще в 50-х гг. XX в. пытался доказать, что США управляются не многими, а одной властвующей элитой. Леволиберальный элитизм, разделяя некоторые положения макиавеллистской школы, имеет и специфические черты:

1. Главный элитообразующий признак – не выдающиеся индивидуальные качества, а обладание командными позициями, руководящими должностями. Именно занятие ключевых позиций в экономике, политике и других институтах обеспечивает власть и тем самым конституирует элиту.

2. Групповая сплоченность и разнообразие состава властвующей элиты. Внутри правящей элиты существуют сложные иерархические отношения.

3. Глубокое различие между элитой и массой. Выходцы из народа могут войти в элиту, лишь заняв лишь заняв высокие посты в общественной иерархии. Однако реальных шансов на это не много.

4. Рекрутирование элиты осуществляется преимущественно из своей собственной среды на основе принятия ее социально-политических ценностей. Важнейшими критериями отбора являются обладание ресурсами влияния, а также деловые качества и конформистская социальная позиция.

4. Первейшая функция властвующей элиты в обществе – обеспечение своего собственного господства.

В западной политологии основные положения леволиберальной концепции элиты подвергаются острой критике, особенно утверждения о закрытости властвующей элиты, непосредственном вхождении в нее крупного бизнеса и др. В марксистской же литературе, напротив, это направление из-за его критической направленности оценивалось весьма положительно.

Черты и аспекты элиты рассмотренные выше в разнообразных теориях позволяют дать ее общее определение.

Наиболее авторитетные, влиятельные и политически активные члены господствующего слоя общества, которые непосредственно осуществляют политическую власть, обеспечивают руководство государственными и общественными делами называют правящей элитой. Правящая элита имеет сложный состав [см. схему]. В нее обычно включаются группы, действующие в какой-либо одной сфере общественной жизни. В частности, одним из центральных элементов правящей элиты выступает элита политическая. Политическая элита – это составляющая меньшинство общества внутренне дифференцированная, неоднородная, но относительно интегрированная группа лиц, в большей или меньшей степени обладающих качествами лидерства и подготовленных к выполнению властно-управленческие функции.

Элиты присущи всем обществам и государствам, их существование обусловлено действием следующими факторами:

1) психологическим и социальным неравенством людей;

2) законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как условия его эффективности;

3) высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;

4) широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий;

5) практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля, за политическими руководителями;

6) политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых обычно лежат вне сферы политики.

Все эти и другие факторы обуславливают элитарность общества. Сама политическая элита внутренне дифференцирована, имеет свои особенности на разных исторических этапах и в конкретных странах. Входящие в ее состав лица выполняют различные роли в политическом управлении обществом, обладают определенными полномочиями, санкционированными государством или общественными объединениями.

Структура политической элиты (классификация польского политолога В. Милановски) такова:

• «правящая элита» – группа, управляющая обществом от имени государства;

• «потенциальные элиты» – группы, стремящиеся к власти;

• «селекторат» – группы, подготовленные к выполнению управленческих задач;

• «самодеятельные элиты» – группы, проигравшие выборы, но активно готовящиеся к очередным выборам (оппозиция и сторонники политического режима);

• «элиты в политике» – авторитетные представители интеллигенции, способствующие укреплению позиций правящей элиты;

• «группы вето» – группы в составе правящей элиты, от которых зависит окончательное принятие политических решений;

«связанная группа» – неформальное (анонимное, теневое) объединение, оказывающее активное влияние на политику властных институтов государства.

В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на: 1) наследственные, например аристократия, 2) ценностные – лица, занимающие высокие общественные и государственные позиции, 3) властные – носители власти и 4) функциональные – профессионалы-управленцы.

Среди элит различают правящую, непосредственно обладающую государственной властью и оппозиционную (контрэлита).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал