Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Девиантное поведение. Социальный контроль.






Девиантное поведение означает такое поведение, которое отклоняется от обычного, нормального, стандартного, шаблонного. Современные социологи обычно выделяют позитивную и негативную девиацию, используя критерий её воздействия на общество. Позитивные девиации оказывают на общество благотворное влияние, ибо они развивают и совершенствуют общественную систему, придают ей пластичность и сохраняют её устойчивость. К таким девиациям относят так называемое социальное творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое. Негативная девиация противоположна первой и, соответственно, дисфункциональна, ибо дезорганизует общественную систему, подрывает и разрушает её устои.

Элементарная структура девиантного поведения проста и включает три основные элемента: 1.Нарушитель, или девиант. 2. Норма, которая является критерием оценки девиации. 3 Группа или организация, реагирующая на девиантное поведение.

Причины девиации. Первое социологическое объяснение девиации было предложено французским социологом Эмилем Дюркгеймом. С его точки зрения, девиантное поведение, а точнее - его рост и распространение, коренятся в особом социальном состоянии - аномии. Аномия - такое состояние общества, когда заметная часть населения относится к социальным нормам равнодушно или негативно.

Подобное состояние усугубляется в периоды радикальных социальных перемен, экономических кризисов и т.п., когда общество дезорганизовано и нарушается «коллективный порядок». На локальном уровне аномия обнаруживается в районах с высокой степенью миграции населения, где социальные связи ещё неоднородны и не обладают устойчивостью и обще значимостью, где пока не укрепились социальные ин-ституты, регулирующие и контролирующие деятельность и жизнь людей.

С точки зрения теории аномии, девиантное поведение можно истолковать как результат неполноценной социализации, её ущербности, когда индивиды так и не приобщаются в полной мере к социальным нормам и ценностям или же усваивают обычаи и традиции криминальной среды и роли девиантов.

В XX веке разработку теории аномии продолжил один из крупнейших американских социологов Роберт Мертон. Согласно его концепции, девиантное поведение возникает из противоречия между индивидом и двумя параметрами господствующей культуры - социально одобряемыми целями («культурные цели») и средствами их достижения («институционализированные средства»). Другими словами, девиация возникает тогда, когда люди (в силу разных причин) не могут адаптироваться к важнейшим, с точки зрения Мертона, аспектам социальной жизни и культуры - их базовым целям и средствам, не принимают их.

Стадии девиантного поведения. На основе рассмотренных выше теорий можно выделить несколько стадий девиации: этап создания социальных норм; первичная девиация; стигматизация; коллективизация девиации.

Социальный контроль. Проблема социального контроля выходит далеко за пределы конкретных видов и типов девиаций, как и проблематики девиантного поведения вообще. Любое человеческое сообщество может существовать только в упорядоченном и организованном виде, а этот порядок поддерживается, поведение людей контролируется в самом общем виде культурой данного сообщества. Уже в ходе социализации происходит упорядочение поведения каждого конкретного индивида, он научается соизмерять свои желания с требованиями общества, соответствовать нормам и предписаниям социума, ориентироваться на общепринятые ценности, самостоятельно действовать в рамках общественных отношений и т.п. Интеграция человека в общество, социальные группы, институты фактически означает его готовность следовать стандартам той общности, с которой он себя идентифицирует. Стремясь взаимодействовать с другими людьми, индивид так или иначе принимает правила этих взаимодействий, образцы и модели поступков, которые делают такие взаимодействия возможными и успешными. Другими словами, человек подчиняется общности и её культуре; в самом широком смысле «контролирует» индивида сама его общественная жизнь.

В результате анализа общества и культуры можно выделить и, гак сказать, более узкие, специализированные механизмы социального контроля. Социальный контроль в этом смысле - совокупность институтов, средств и методов воздействия общества на нежелательные формы человеческого поведения с целью их преодоления или минимизации. Социальный контроль предполагает наличие сознательных и целенаправленных усилий со стороны индивидов и общества в целом. Но действие социального контроля, как и регулирующее воздействие самой культуры, основано на одном важном принципе. Люди, как правило, хотят, желают соответствовать социальным нормам, жить в согласии с окружающими и обществом в целом, стремятся адаптироваться к социальной среде и избегнуть конфликта с нею, люди ориентируются на признание со стороны других людей, которое составляет важное условие сохранения человеческой личности. Без этих стремлений индивида контроль над ним социума невозможен.

В самом общем виде можно выделить две разновидности социального контроля - контроль формальный и неформальный.

Неформальный контроль можно определить как давление, воздействие, влияние социальной группы на индивида с целью изменения его поведения. Отличительная черта неформального контроля состоит в том, что круг «контролёров» чрезвычайно широк, но никто из них не «специализируется» на контроле. Это, прежде всего те люди, с которыми индивид вступает в непосредственные взаимодействия (родственники, друзья, соседи, коллеги по работе и т.п.). Сюда же можно отнести носителей и трансляторов общественного мнения (например, СМИ) и общественное мнение как таковое.

Средства неформального контроля иногда группируются в три категории. Это:

-социальные вознаграждения, с помощью которых стимулируется соответствие норме;

- наказания, направленные против девиантных поступков,

а иногда и против личности девианта как таковой; > > убеждение, нацеленное на формирование у индивида общепринятых ориентаций, ценностей и механизма само-контроля.

Большой силой обладает так называемый косвенный контроль. Он основан на том, что индивид ориентирован на определённые социальные группы (референтные), ценности и нормы, символы и нравы которых он перенимает, мнение которых для него авторитетно. Конечно, всё зависит от того, на какие именно группы ориентируется человек и, следовательно, какая группа оказывает на него давление

Таким образом, девиация в принципе неустранима из общества. Уже само создание норм порождает и девиацию. Другое дело, что обществу необходимо находить и применять эффективные способы и методы борьбы с наиболее опасными видами девиаций.

Заключение.Социализация – самоорганизация и организация человека в социальном пространстве и времени под определяющим воздействием социокультурной среды. Процессы, механизмы и результаты социализации в конечном итоге отливаются и проявляются в личности. Она представляет собой «кольцо» социальных свойств индивида, образующихся и выделяющие его в социальном взаимодействии с другими людьми.

Они сохраняют силу и стиль в любом из обществ в зависимости от конкретных особенностей жизни людей в них. При этом универсальные качества человека не отдают предпочтения никакому типу общества. Наоборот, от типа общества зависит то, какой вид они примут тут, как будут проявляться.

На тип общества влияют не универсальные, а особенные качества людей определённого рода, причём как качества целого народа, а не просто каждого человека по отдельности. Об этом свидетельствует состояние любого, в том числе, и украинского общества.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал