Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Жгучий брюнет, проливной дождь, круглый дурак.
В каждой паре первое слово имеет один и тот же смысл, а именно: оно выражает высокую степень того, что обозначается вторым словом пары, (жгучий в сочетании с брюнет указывает да высокую степень „ “брюнетистости”, проливной (дождь) - на высокую степень дождя: круглый (дурак) - на высокую степень глупости). Задание 1, продолжить ряд. (веский довод, глубокая ошибка, тяжелая рана, кромешная тьма и т.д.) Приведем еще два ряда пар; в каждом ряду первое слово в каждой паре имеет один и тот же смысл: 1. благотворное влияние, удачная покупка, счастливый брак, благоприятные условия. 2. Вызывать раскол, наводить порядок, создавать условия, разбивать сквер, сеять панику. Задание 2. Объясните, каков общий смысл первых слов в каждой паре в ряду 2, а какой - в ряду 3. В каждый ряд добавьте еще по несколько пар, у которых первое слово имеет тот же смысл, что и во всем ряду. Задание 3. Придумайте сами несколько других рядов пар, таких, чтобы в каждом ряду первое слово имело один и тот же смысл (в каждом ряду - свой). * Первые слова в сочетаниях второго ряда имеет значение: „то, что обозначено вторым словом, является хорошим “ (положительная оценка, заманчивое предложение...) Первые слова в сочетаниях третьего ряда имеют общий смысл: “ делать так, чтобы, сшить возникло то, что обозначено вторым словом” (извлекать звук, созвать совещание костюм и т.д.) Как же методически правильно спланировать и построить работу по решению лингвистических задач? Конечно же, некоторые из них можно давать в ходе изучения соответствующего раздела языкознания. Но не будем забывать, что многие задачи требуют комплексного подхода, особенно в старших классах. И здесь учитель должен иметь свою систему работы над таким материалом. На решение лингвистических задач можно в начале каждого урока уделить несколько минут; более трудные задачи можно разбирать на отдельных уроках - уроках решения лингвистических задач. Например, один раз в месяц или два раза в четверть. Учащимся нравятся такие уроки, они учатся наблюдать за происходящими в языке различными явлениями, анализировать их (часто в сопоставлении с другими языками): У школьников развивается интерес к предмету “Русский язык”, тяга к самостоятельному изучению различных разделов русского языка путём чтения научно-популярной литературы, к работе со словарями, справочниками. И тем самым происходит соприкосновение с большой наукой – лингвистикой! В качестве примера использования такого рода средств при углубленном изучении русского языка прилагаем урок на тему: “Решение лингвистических задач” (Приложение №1).Данный урок можно провести как в среднем, так и в старшем звене обучения в зависимости от подготовленности класса. В “Приложении №2” содержится мультимедийная презентация к уроку.
Найти лингвистические задачи можно в неоднократно издававшихся сборниках задач (сборник задач олимпиад с 1965 по 1976 год свободно доступен в интернете, PDF, 5 Мб). Но, конечно, самые свежие задачи ожидают тех, кто 22 ноября придет на очередную Традиционную олимпиаду по лингвистике, которая пройдет в Москве и в Санкт-Петербурге. Полезные ссылки: Александр Пиперски, https://elementy.ru/news/431193
|