Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цвет в интерьерах — композиционное средство первостепенной важности, один из главных элементов, определяющих их эмоциональную окраску.
Цветовая гамма дома Морозовой богата и многообразна. Она далека от сдержанной праздничности колорита архитектуры классицизма, от пестроты эклектики, хотя и сохраняет приверженность последней к мрачноватым богатым тонам — темно-синему, темно-коричневому, темно-вишневому, темно-зеленому. С общим настроением погруженного в полумрак вестибюля с темными деревянными панелями в полтора человеческих роста гармонируют расписанные трафаретом стены: на фоне цвета увядшей травы крупный, редко и симметрично расположенный узор — написанные золотом корзина с перевернутым стилизованным репьем над нею. Тот же несколько измененный мотив на стенах аванзала (синих) и столовой (малиновых) — расположенные в шахматном порядке золотые бурбонские лилии. Цвет и рисунок так выразительны, так впечатляют плакатной монументальностью, так богаты и праздничны, что трудно определить, что же это: окраска стены или декоративная роспись» Не менее знаменита другая работа Ф. Шехтеля — особняк Рябушинского в Москве. Здесь уже нет стилизации «под готику», это — чистый модерн, стилизующий только природные формы — растений, животных, струй воды, женских волос. В этом доме, как пишет Е. Кириченко, «спокойная, сдержанная гамма теплых, кремовато-коричневых тонов. Деревянные панели стен и дверей то черно-коричневые, то золотистые. С ними красиво сочетается блеск медных дверных ручек и другой арматуры... Витражи, решетки, широкое использование изобразительного искусства...— все направлено к тому, чтобы оторвать интерьер от обыденности... Архитектор стремится увести мысли выше, дальше повседневности. Поэтому так велики размеры и активна форма окон, поэтому фриз здания украшают прелестные ирисы, а входящего в дом в вестибюле встречает поэтично-задумчивый пейзаж на витраже. Голубоватый свет витража лестницы создает в холле мечтательное настроение; изыскан и прихотлив рисунок его орнаментального узора; необычна пронизанная экспрессией и вихревым движением масса лестницы» В интерьерах выдающихся мастеров Европы Антонио Гауди, Хенри ван де Вельде, Виктора Орта, Чарлза Макинтоша преобладает темная и теплая гамма — в ней доминируют темная древесина, полированная медь и латунь, черное кованое железо, золотисто-желтые керамические плитки. Хроматические цвета декоративных тканей и росписей так же усложнены и смягчены, как в живописи и графике этого стиля. Так, например, изысканными считались тона плесени, истлевающих листьев, вянущей розы, полынный, банановый, цвет лососины и т. д. Часто интерьеры этого стиля выполнялись с определенным сюжетом, наподобие театральной декорации: «небеса и преисподняя», «морское дно», «купе вагона», «мусульманский рай», «джунгли». Таковы работы французского художника-декоратора Поля Пуаре. О них мы читаем в книге Р. Розенталя и X. Ратцкой: «В обстановку одного из первых интерьеров, демонстрировавшихся им в магазине «Мартина», входила кушетка, буквально заваленная подушками из бархата, шелка и парчи, под балдахином и с драпировками по бокам. В ванной комнате стены были выложены черной плиткой, ванну и раковину украшала золотая мозаика. На стилизованных деревьях, изображенных по стенам, росли каплеобразные выпуклости в форме лимонов и апельсинов» Общее для всех интерьеров сецессии, модерна, югенд-стиля и т. д.— романтизм, принципиальная декоративность, противопоставленная конструктивности, стремление к сложности и утонченности, к нюансам и полутонам. Следует отметить «дороговизну» этого стиля, требующего ювелирной тщательности отделки и не признающего массовых стандартных деталей и изделий. Тип шестой — функционально-конструктивный, геометрический, «машинный». Пионерами этого стиля были Адольф Лоос, Ле Корбюзье, Л. Мис ван дер Роэ, Алвар Аалто, художники «Баухауза», а в России — художники, объединенные вокруг ВХУТЕМАСа — ВХУТЕИНа. Функционализм вызревал постепенно в недрах модерна, а в 20-х гг. оформился как самостоятельный стиль. Идеологические принципы этого стиля прекрасно сформулированы Ле Корбюзье в 1924 г.: «Дом — это машина для жилья» В 1925 г. он поясняет, почему машина может служить образцом для архитектуры: «Машина идет от геометрии. Геометрия — великое создание человека. Машина сверкает перед нами полированными стальными дисками, сферами, цилиндрами. Все детали сделаны с безукоризненной, теоретически рассчитанной точностью, которую природа нам никогда не показывает. Это зрелище вызывает в нас душевное волнение, а одновременно в нашем сознании возникает множество ассоциаций: эти доски и сферы чем-то напоминают нам божества Древнего Египта или Конго. Геометрия и боги сосуществуют. Машина завораживает человека, она удовлетворяет одновременно и примитивные и самые возвышенные его запросы. Урок, заключенный в машине, состоит в абсолютно ясной логической связи между причиной и следствием, в чистоте, экономии и мудрости. Возникает новое желание: эстетика чистоты форм, точности, волнующих соответствий. Здесь вступают в действие математические способности нашего разума: наслаждаясь зрелищем, мы одновременно находим в нем выражение законов мироздания» В этих словах Ле Корбюзье сказано самое главное об архитектуре функционализма, понятой как явление искусства. Последнее важно подчеркнуть, так как и в те годы и теперь широко бытует мнение, выводящее этот стиль за рамки искусства, отказывающее ему в этом высоком звании. «На протяжении многих лет, — отмечают Р. Розенталь и X. Ратцка, — противники чистых поверхностей и употребления стекла и стали с презрением говорили о «больничном», «пароходном стиле», «бесстыдном нудизме»... Их заповедью было: «Господи, ты сотворил нас нагими и предал свое создание проклятию! Но если мы поняли тебя правильно, то именно одежды порождают прекрасное» Функционалисты в свою очередь смотрели на украшательство как на «татуировку» и утверждали, что «декор обращается лишь к недоразвитому и примитивному в человеке» Функциональный стиль обнажает стены и конструкции мебели, очищает их от всяких украшений, и так же точно он обнажает и очищает от наслоений «технологию» жизни семьи в доме. Усилия художника в системе эклектики или модерна были направлены на оформление «надстроечной» части жизни, ее так сказать «цветов». Функционализм же в первую очередь заботится о «корнях» жизни — о достаточности жизненного пространства, о воздухе, свете и солнце, об удобной и рациональной планировке, об эргономичном оборудовании, физической и психической гигиене. Ле Корбюзье пишет: «Жилище — это возможность свободно двигаться, стоять, лежать; наслаждаться прохладой или теплом; отдыхать, погружаться в раздумье; возможность испытывать или вызывать присутствие среды: солнце — хозяин всего живого, движение воздушных струй, чарующее глаз и несущее душевное равновесие, зрелище трав, цветов, деревьев, неба, пространства. Жилище — это возможность иметь семью, составляющую звено вечной цепи жизни; это пространство, необходимое для семейных радостей. Родиться, есть, одеваться, ощущать узы привязанности и дружбы. Проблема жилища — первая из всех проблем. (...) Жилище — это ключ ко всему» Естественно, колорит «функционального» жилища в корне противоположен колориту стилей XIX в. Прежде всего, он светлеет. Появляются белые стены, легкая мебель, не отбрасывающая тени, большие светлые окна. «В период потрясений, когда смешались все понятия, многие свыклись с темным фоном наших интерьеров, — пишет Корбюзье.— Но творения нашей эпохи, столь дерзкой, опасной, столь воинственной и побеждающей, казалось бы, ждут от нас, чтобы мы научились жить и мыслить на светлом фоне белых стен». Стены и мебель в жилище «очищаются» от декорации, а цвет очищается от примесей, от двусмысленностей и странностей, от нюансов и полутонов. Колорит жилого интерьера в домах Корбюзье — это море белого, в котором высятся островки чистого и ясного цвета. Этими «островками» могут быть картины Леже, Мондриана, самого Ле Корбюзье (Ш. Жан-нере), окрашенная в яркие цвета скульптура; удобные и легкие кресла-шезлонги своей темной обивкой подчеркивают белизну стен; носителями цвета служат также керамическая посуда, живые цветы и фрукты, книги, одежда. В своих эскизах Корбюзье рисовал обширные, просторные интерьеры с большими свободными поверхностями пола, обязательно светлыми. Лишь в некоторых местах (у стола, возле кресел) на полу лежат небольшие коврики. В интерьерах Корбюзье легко дышится, в них появляется удивительное ощущение свободы, подвижности, независимости. Концепция жилища, выдвинутая Ле Корбюзье, послужила основой для работ «Баухауза» и ВХУТЕМАСа, а последние, в свою очередь, задали направление в «жилищном дизайне» от 30-х гг. и до наших дней. В современном массовом жилище находят себе место все стилевые тенденции прошлого (и далекого, и близкого). Все они так или иначе переплавляются, перефразируются, приспосабливаются к возможностям производства и к требованиям экономики — и получается то, что потомки назовут «стиль второй половины XX в.». Является ли современное массовое жилище произведением искусства? Какова роль художника в его создании? Ответим сначала на второй вопрос. Художник (прикладник или дизайнер) создает буквально все, что наполняет квартиру, — от водопроводных кранов до ковров. Кроме того, художник создает прототипы компоновки всех этих вещей заводского производства в единый ансамбль и тем самым существенно влияет на вкус потребителя и его выбор. Человек далеко не свободен в устройстве своего жилища: ему «навязываются» образцы в виде экспозиции или картинок в салоне-магазине, через выставки мебели, журналы и даже газеты, с экранов кино и телевизоров. Автор всех этих образцов — художник. Стало быть, потребитель в известной мере лишь копирует некоторый прототип, заданный художником. Теперь ответим на первый вопрос. Массовое жилище может стать произведением искусства постольку, поскольку в нем преодолена «массовость» и достигнута индивидуальность, будь то выражение индивидуальности жителей квартиры или какая-либо «особенная» поэтическая идея. Сделать жилище художественным — это значит придать его лицу «необщее выраженье». Эта задача может быть успешно решена путем умелого применения цвета, материалов и фактур. Приведем пример проектирования цветовой схемы жилища. 1. Составим цветовую карту — портрет хозяев дома. Вот, к примеру, портрет Манилова и его семьи: голубенький вроде серенького, белесый (это он сам), тепло-розовый и кремовый (его жена), желто-зеленый и оранжевый (детки), мутно-серый с черным (учитель). Пусть цветовая карта состоит из 10—12 цветов: белый, светлый теплый, светлый холодный, древесина, темный теплый, темный холодный, коричневый, желтый. 2. Центральное место квартиры — гостиная. Запроектируем цвет в гостиной. Пол — паркетный, светлый дуб. Обои — светло-голубые со светлосерым в полоску, на столе лимонно-желтая скатерть, такие же шторы на окнах. Мебель — крашеная, кремового цвета с позолотой, обивка — из белесого гобеленного материала, с букетами цветов. На стенах мелкие портреты и картинки в овальных и прямоугольных рамках. Ковер — серо-зелено-черный. Основой цветовой схемы служит цветовая карта — коллективный портрет обитателей жилища. Она состоит из 10—12 цветов, в которые должны входить по 3—4 цвета теплого и холодного рядов, а также белый и 2—3 акцентных.
Технологический процесс составления цветовой карты квартиры следующий: 1. Сочиняем колорит центральной комнаты, например гостиной (или общей жилой комнаты). Решаем, например, что эта комната будет в теплой желто-коричневой гамме. 2. «Раскладываем» доминирующие цвета по остальным помещениям так, чтобы их колорит чередовался в определенной логической последовательности, создавая разнообразие и вместе с тем не выходя за пределы единства. Например, в прихожей доминанта может быть сине-белой или сине-коричневой; в спальне — бело-зеленой, или бело-голубой, или белой с золотом; в кабинете — зелено-коричневой или серо-зеленой; в кухне — желто-белой или бело-голубой (если эта гамма уже не использована для спальни). 3. Цвет в передней может быть более насыщенным и контрастным, чем в жилых комнатах. В спальне — самый спокойный и светлый, в кабинете допустим спокойный и темный колорит. Кухня и санузел оформляются с учетом происходящих там технологических процессов. На кухне нежелательны яркие и возбуждающие цвета, не следует допускать и «запретных» цветов, напоминающих о грязи, гниении и порче. В последние годы на кухню перестали смотреть как на лабораторию. К ней больше не предъявляется требование обязательной стерильной белизны. В отделке кухни применяется фанеровка под древесину, различные текстуры, декоративная посуда и пр. Но все же рабочие места и их окружение остаются белыми (если они не выполнены из нержавеющей стали или цветных металлов). 4. Цветовая гамма детской комнаты составляется с учетом возрастных цветовых предпочтений детей. Цвет полов во всей квартире (кроме кухни и санузла) может быть общим. То же относится и к цвету древесины мебели. Обивка мягкой мебели может быть разной в разных комнатах. Проходя последовательно по всем помещениям квартиры, мы должны почувствовать динамику развития цветовой идеи от прихожей до кухни. Перед нами разворачивается во времени некая цветовая соната со своим вступлением, первой и второй частью и финалом. Мелодия этой сонаты гармонирует с «внутренней музыкой» обитателей жилища, с композицией квартиры, с окружающим ландшафтом. Если художник проектирует жилище для анонимного заказчика, все равно он должен представить себе его образ и воссоздать этот образ в своем произведении. Тогда его произведение можно будет назвать художественным.
|