Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и основные характеристики технологий активного обучения
К настоящему моменту накопился огромный опыт в области активизации учебного процесса путем внедрения технологий активного обучения. К ним относятся деловые игры, анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование, проблемные и другие виды нетрадиционных лекций, дискуссий и т.п. Опыт активного обучения во всех звеньях системы профессионального образования показывает, что с его помощью можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, трудно достижимых в традиционном обучении: · · формировать познавательные и профессиональные мотивы и интересы; · · давать целостное представление о профессии; · · развивать системное мышление специалиста; · · учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения; · · овладевать методами моделирования, в том числе математического, инженерного и социального. Активные технологии обучения - это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.
Выделяют ряд отличительных особенностей активного обучения: 1. Принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания. 2. Достаточно длительное время вовлеченности обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия). 3. Самостоятельная творческая выработка решений, повышение степени мотивации и эмоциональности обучаемых. 4. Постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей посредством прямых и обратных связей. Значительный интерес в профессиональном образовании. 5. Активность обучаемых (все ее виды), сопоставимая с активностью преподавателя. 6. Приобретение и развитие профессиональных, интеллектуальных, поведенческих навыков и умений в сжатые сроки. 7. Наличие предпосылок для поэтапной оценки успешности и полноты усвоения учебного материала. Можно выделить следующие основные пути повышения активности студентов и эффективности всего учебного процесса: 1. усилить учебную мотивацию студентов за счет внутренних и внешних мотивов (мотивов-стимулов); 2. создать условия для формирования новых и более высоких форм мотивации (например, стремление к самоактуализации своей личности, или мотив роста, по А. Маслоу; стремление к самовыражению и самопознанию в процессе обучения, по В. А. Сухомлинскому); 3. дать студенту новые и более эффективные средства для реализации своих установок на активное овладение новыми видами деятельности, знаниями и умениями; 4. обеспечить большее соответствие организационных форм и средств обучения его содержанию; 5. интенсифицировать умственную работу студентов за счет более рационального использования времени учебного занятия, интенсификации общения ученика с учителем и учеников между собой; 6. обеспечить научно обоснованный отбор подлежащего усвоению материала на основе его логического анализа и выделения основного (инвариантного) содержания; 7. полнее учитывать индивидуальные особенности студентов. В конкретных вариантах технологий активного обучения акцент делается на одном или нескольких из перечисленных выше приемов повышения эффективности обучения, но ни одна из известных технологий не может в равной степени использовать все приемы. Многообразие технологий активного обучения представлено на рисунке 3., их краткая характеристика представлена в таблице 4. В настоящее время вряд ли можно назвать учебное заведение, в котором не использовались бы активное обучение. Подробную характеристику технологиям активного обучения дадим в Главе 3.
Рис. 3. Классификация основных технологий активного обучения
Таб.4. Обобщенная характеристика видов активных методов обучения, используемых в учебном процессе
|