Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и критерии педагогических технологий
Термин «педагогическая технология» связан с большим разнообразием толкований в докладах и статьях и даже в педагогических монографиях и учебных пособиях. Так, в учебнике для педагогических вузов читаем: «В настоящее время понятие «педагогическая технология» прочно вошло в теорию научного образования, но пока остается неясным его место и взаимосвязи в тезаурусе педагогики…»[13]. Вот несколько примеров определения: Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько). Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков). Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов). Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и педагога (В.М. Монахов). Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Г. Луканкин и П. Пидкасистый [15] пишут «Мы рассматриваем понятие «технология» в педагогической деятельности как синтез теоретического, прикладного и процессуального. Главной и специфической целью теории являются знания, а целью технологии – осуществление педагогического процесса и получение соответствующих результатов, или, как сейчас принято говорить, продуктов деятельности. Педагогическая наука стремится познать природу и закономерности педагогического процесса, педагогическая же технология призвана производить продукты этого процесса». М.М. Левина отмечает: «Дидактическая стыковка профессиональных, предметно-научных и психолого-педагогических знаний должна осуществляться в технологии обучения. Перевод предметного знания в систему управления учебной деятельностью осуществляется на языке дидактики и называется технологией обучения. Когда мы обращаемся к технологии, мы имеем в виду предписание, некий императив, инструкцию о содержании, составе и порядке педагогических действий по управлению учебной деятельностью» [13]. Ю.Г. Фокин [31] дает такое определение: «Технология обучения в высшей школе – прикладная педагогическая наука, изучающая закономерности и способы преобразования положений теории обучения и требований программы учебной дисциплины в процессуальные рекомендации преподавателю, реализация которых обеспечивает решение наперед поставленной конкретной дидактической задачи при объективном диагностировании результатов ее решения». Данные определения характеризуют педагогическую технологию, в первую очередь, как стандартный набор действий по уже известным нормативам и образцам. Существует также подход, по которому технология в образовании понимается как использование техники и материальных носителей информации в процессе обучения. [12]. Несмотря на многообразие представленных определений, можно отметить, что в целом понятие «технология» может рассматриваться как категория синтетического типа, в отличие от аналитических категорий «цели», «содержание», «форма», «методы», «средства». Теоретическая и практическая значимость образовательной технологии состоит в том, что она выступает как еще один системообразующий фактор обучающего процесса, обеспечивая его целостность, личностную и социально-экономическую полезность. Как результат - освобождаются ресурсы для более глубокой и целенаправленной духовной ориентации всего образования. Вообще говоря, категория «педагогическая технология» (и как ее часть «технология обучения») не требует отмены использования терминов «метод обучения» или «форма организации обучения».
Метод обучения – способ целенаправленной взаимосвязанной деятельности педагога и обучающегося, направленный на достижений целей обучения. Форма организации обучения – внешнее выражение согласованной деятельности педагога и обучающихся, характеризующееся временным режимом обучения, численностью обучающихся, порядком их работы.
Педагогическая технология может осуществляться на уровне отдельного метода обучения, конкретного занятия, ряда занятий, изучения дисциплины, всей организации учебного процесса в вузе и характеризует, по сути, внутренний порядок, последовательность действий субъектов обучения. Главное в понятии педагогической технологии ее процессуальность, продуманность, алгоритмичность. Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям, так называемым критериям технологичности. Приведем их краткую характеристику [25]: Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов. Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. Воспроизводимость подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. К основным компенетам технологии обучении как системной категории В.С. Кукушкин относит [26]: - цели обучения; - содержание обучения; - средства педагогического взаимодействия; - организация учебного процесса; - обучающаяся, педагог; - результаты деятельности. Итак, технология обучения в высшей школе – системная совокупность и порядок функционирования способов взаимодействия педагога и студента, реализация которых обеспечивает решение диагностично поставленной и гарантированно достигаемой дидактической цели.
|