Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблемное обучение
Проблемное обучение - это «тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая поисковая деятельность обучаемых с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов обучения построена с учетом принципов целеполагания и проблемности» [17]. Для этого вида обучения характерно, что знания и способы деятельности не даются в готовом виде, а являются в большей степени предметом поиска самими учащимися. Преподаватель раскрывает возможные общие направления такого поиска, отмечает ложные пути, а обучающиеся пытаются сами решить проблему с помощью эвристических подсказок преподавателя.Процесс проблемного обучения уподобляется научному поиску. Но и в настоящее время нет единой теории проблемного обучения. И как следствие этого существуют различные точки зрения на основополагающее понятие этой теории – «проблемная ситуация». А именно: - ситуация, характеризующая определение психического состояния субъекта, возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия новых знаний о предмете [11]. - интеллектуальное затруднение, когда человек не может объяснить явление, факт... известным ему способом действия [17]. - явно или смутно осознанное субъектом затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, способов деятельности [14]. Основой создания проблемной ситуации служит противоречие. Важнейшим условием возникновения ситуации является наличие интереса. В педагогической литературе описано много всевозможных приемов создания познавательного интереса: загадки и хитрые вопросы, элементы историзма, необычное начало занятий и т.д. Этапы организации проблемного обучения [26]: 1. Обнаружение противоречий, неизвестных моментов в подлежащем изучению учебном материале, осознание их как трудностей, возникновение стремление к их преодолению (осознание проблемной ситуации и формулировка проблемной задачи). 2. Анализ условий проблемной задачи, установление зависимостей между данными, между известным и неизвестным. 3. Разбивка основной проблемы на подпроблемы и составление плана, программы решения. 4. Актуализация знаний и способов деятельности или приобретение недостающих знаний и соотнесение их с условием решаемой задачи. 5. Выдвижение гипотезы (или гипотез), поиск решения. 6. Выбор и осуществление системы действий и операций по обнаружению искомого (собственное решение). 7. Проверка решения. 8. Конкретизация полученных результатов, а также установлении связи полученных выводов с известными ранее теоретическими положениями, законами, зависимостями и формулировка возможных следствий, вытекающих из полученных результатов, выявление новых проблем, подлежащих решению В качестве примера можно привести два варианта плана лекции по тепловому излучению в курсе общей физики. Традиционная лекция. Дать и уточнить некоторые физические понятия (абсолютно черное тело), объяснить основные понятия квантовой теории, сообщить основные характеристики (например, распределение интенсивности теплового излучения по частотам), затем вывести основную и производную формулы и показать, какие научно-технические проблемы могут быть решены с помощью этого понятийного аппарата. Проблемная лекция. Лектор рассказывает об ультрафиолетовой катастрофе, ставит проблему расхождения теоретических кривых и кривой, полученной опытным путем, рассказывает о распределении интенсивности излучения в спектре частот. Затем, после небольшого обсуждения поставленных проблем с аудиторией, рассказывает студентам о мучительных научных поисках ученых, которые привели к квантовой теории. Можно предложить студентам вывести самим формулы Больцмана и Вина, являющихся частным случаем квантовой теории.
Примеры проблемных ситуаций • Понимание научной важности проблемы и отсутствие теоретической базы для ее решения. • Многообразие концепции и отсутствие надежной теории для объяснения данных фактов. • Практически доступный результат и отсутствие теоретического обоснования. • Противоречие между теоретически возможным способом решения и его практической нецелесообразностью. • Противоречие между большим количеством фактических данных и отсутствием метода их обработки и анализа. Проблемная ситуация на основе анализа преобразуется в проблемную задачу. Проблемная задача ставит вопрос или вопросы: " Как разрешить это противоречие? Чем это объяснить? " Серия проблемных вопросов трансформирует проблемную задачу в модель поисков решения, где рассматриваются различные пути, средства и методы решения. Итак, проблемный метод предполагает следующие шаги:
проблемная ситуация => проблемная задача => => модель поисков решения => решение. Педагогами раскрыто большое разнообразие приемов создания проблемных ситуаций. При этом наиболее часто высказывается мнение, что основополагающим принципом их создания является соответствие специфике конкретного учебного материала. Но практическое решение определения специфики, а тем более, вопросы соответствия конкретной проблемной ситуации учебному материалу в дидактике остаются открытыми. Как отмечает А.М. Матюшкин, «подбор проблемных ситуаций определяется случайными факторами, происходит только лишь эмпирическим путем и предоставлен, в основном, творческой интуиции преподавателя»[16]. В связи с этим следует сказать об ограничениях использования проблемного обучения: построить всю дисциплину на идее проблемного обучения весьма сложно, это связано с полным пересмотром целей и содержания обучения; - проблемное обучение применимо не на всяком материале, а только на таком, который допускает неоднозначные, порой альтернативные подходы, оценки, толкования; - внедрение требует значительных затрат времени преподавателя на подготовку занятий, высокий уровень его профессионализма; - использование проблемного обучения возможно при наличии должного уровня знаний у обучающихся. Но следует отметить и преимущества проблемного обучения: - оно доказательно, что способствует осознанности знаний, превращению их в убеждения; - учит мыслить научно, диалектически, раскрывает этапы научного поиска, развивает мыслительные способности; - эмоционально, в силу чего повышается познавательный интерес, пробуждаются творческие силы. Особенно перспективно проблемное обучение в высшей школе, при постановке и решении студентами теоретических и практических задач, в курсовом и дипломном проектировании. Все это позволяет рассматривать проблемное обучение как одну из активных форм учебного процесса в высшей школе.
|