Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формационный подход к изучению исторического процесса






Установив объектом своего изучения общество, Маркс увидел и охарактеризовал определённые закономерности его исторического развития. Эти закономерности присущи каждому обществу, каждой цивилизации. Они носят универсальный, всеобщий характер и объективны по своей сути.

В первую очередь данные закономерности лежат в экономической плоскости, а именно в сфере материального производства. Материальное производство играет решающую роль в развитии общества. Совершенствование материального производства (способа производства) является критерием прогресса общества: движение от низкой ступени развития к более высокой.

Исходя из типа способа производства, Маркс выделил ступени (стадии) развития общества, определив их как общественно-экономические формации. Лежащий в основе формации способ производства (а точнее производственные отношения) определяет всю специфику структуры общества и содержание всех отношений в нём. А развитие общества определяется сменой различных форм способа производства (не то что производят, а как производят).

Способ производства – это исторически определённый способ добывания материальных благ; единство производительных сил и производственных отношений[10]. Это основа общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – это общество, находящееся на определённой ступени исторического развития, исторически определённый тип общества[11].

Существуют пять видов общественно-экономических формаций (способов производства), которые в ходе истории последовательно сменяют друг друга:

1) Первобытнообщинная;

2) Рабовладельческая;

3) Феодальная;

4) Капиталистическая;

5) Коммунистическая.

Каждая из них имеет свои специфические черты, законы возникновения и развития, а также обладает фазами или стадиями (например, коммунизм делится на две стадии: социализм – первая и собственно коммунизм – вторая). Эти способы производства являются общими для всех стран, включающими в себя исторически и национальные особенности развития обществ, они действуют на основе общих законов, которые связывают их в единый процесс мировой истории.

Способ производства, лежащий в основе общественно-экономической формации, имеет два начала (элемента):

· Производительные силы;

· Производственные отношения.

Производительные силы – это система субъективных (человек) и вещественных (средства производства) элементов, выражающих активное отношение людей к природе, заключающееся в материальном и духовном освоении и развитии её богатств, ходе которого воспроизводятся условия существования человека, и происходит процесс его развития[12]. Развитие производительных сил определяет развитие общества. Они являются динамичными по своей природе, постоянно развивающимся элементом способа производства.

Второе начало способа производства – это производственные отношения. Производственные отношения – это совокупность материальных экономических отношений возникающих между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления. Они выражают отношения собственности, которые обусловливают распределение средств производства, а также людей в общественном производстве[13].

«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»[14].

Марксом открыт и сформулирован закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Согласно закону существует зависимость производственных отношений от материальных производительных сил, которые определяют сторону способа производства: в процессе развития производительных сил формируются соответствующие им производственные отношения. Но на определённой стадии развития производительных сил, производственные отношения начинают противоречить характеру и уровню развития производительных сил. Однако существует обратная зависимость уровня развития производительных сил от характера производственных отношений. Соответствие производственных отношений стимулирует развитие производительных сил и наоборот, вступая в противоречие с ними, производственные отношения не только тормозят развитие последних, но даже могут их временно разрушить (например, феодальная реакция искореняла развитие капиталистических отношений, но она давала лишь временный эффект).

«На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции»[15].

Происходит конфликт между производительными силами и производственными отношениями как механизм социального прогресса. Разрешает этот конфликт социальная революция, которая уничтожает устаревший способ производства и расчищает дорогу новому. Происходит переход от изжившей себя общественно-экономической формации к более прогрессивной (качественный переворот во всей социально-экономической структуре общества), которая представляет взаимозависимые между собой базис и надстройку.

«Античное рабство пережило себя. Ни в крупном сельском хозяйстве, ни в городских мануфактурах оно уже не приносило дохода, оправдывающего затраченный труд, – рынок для его продуктов исчез. А в мелком земледелии и мелком ремесле, до размеров которых сократилось огромное производство времён расцвета империи, не могло найти применение большое число рабов... Рабство перестало окупать себя и потому отмерло. Но умирающее рабство оставило своё ядовитое жало в виде презрения свободных к производительному труду. То был безвыходный тупик, в который попал римский мир: рабство сделалось невозможным экономически, труд свободных считался презренным с точки зрения морали. Первое уже не могло, второй ещё не мог быть основной формой общественного производства. Вывести из этого состояния могла только коренная революция»[16].

Важной стороной политической теории К. Маркса является учение о базисе и надстройке. Это понятия исторического материализма. Базис является первичной структурой общественной формации, а надстройка вторичной, которые взаимосвязаны и взаимозависимы между собой.

Базис (от греч. basis – основание) формации – это совокупность исторически-определённых общественных производственных отношений. Т.е. отношений, которые не зависят от сознания людей и в которые люди вступают в процессе материального производства[17]. Базис лежит в основе надстройки. Надстройка – это совокупность политико-идеологических отношений, специфика которых определяет содержание базиса и взглядов – политика, право, мораль, религия, философия, искусство, и соответствующие им организации и учреждения (государство, партии, церковь и др.).

Определяемая базисом надстройка в то же время оказывает на него и общество в целом активное воздействие. Способность определённой сферы надстройки воздействовать на ту сферу базиса, продолжением которой она является[18]. Базис определяет надстройку, надстройка отражает и закрепляет базис – формирует (или препятствует) нормативно-правовые условия его развития. Это частный момент диалектики, когда меняются местами причина со следствием.

Базис и надстройка развиваются в пределах одной общественно экономической формации. При смене формаций устаревшие базис и надстройка заменяются новыми[19]. Но «Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она даёт достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества»[20].

Таким образом, происходят смены формаций с одной на другую. Изменения в базисе первобытнообщинной формации повлекли изменения в её надстройке, и произошёл переход к рабовладельческой формации; изменения в базисе рабовладельческой формации повлекли изменения в её надстройке, и произошёл переход к феодальной формации и т.д. Базис первичен, надстройка вторична. Изменения в экономике, в производственных отношениях повлекли изменения во всех остальных сферах жизнедеятельности общества – так «Из первого крупного общественного разделения труда возникло и первое крупное разделение общества на два класса – господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых»[21].

§1.2. Научный коммунизм (классовая природа вещей)

Классы – это «...большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства»[22]. Дефиниция классов даётся исходя из экономической парадигмы.

Существование классов связано с определённым способом производства (рабовладельческий, феодальный и капиталистический). Классовые различия лежат в сфере производства и возникают на основе общественного разделения труда и частной собственности на средства производства. Они возникают на той стадии производства, когда появление прибавочного продукта и процесс общественного разделения труда сделали выгодной эксплуатацию рабочей силы.

Рабовладельческая, феодальная и капиталистическая формации – это антагонистические формы общественного процесса производства. Именно в период развития этих формаций появляются и обостряются классовые противоречия. Свободный и раб, помещик и крепостной, буржуа и рабочий, «...короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов»[23]. Вся история человечества вплоть до сегодняшнего дня является историей борьбы классов[24].

Классовая борьба есть движущая сила развития общества, разделённого на антагонистические классы. Таким образом «...всякая историческая борьба – совершается ли она в политической, религиозной, философской или в какой-либо иной идеологической области – в действительности является только более или менее ясным выражением борьбы общественных классов, а существование этих классов и вместе с тем и их столкновения между собой в свою очередь обусловливаются степенью развития их экономического положения, характером и способом производства и определяемого им обмена»[25].

Результатом и высшим проявлением классовой борьбы является социальная революция. Посредством социальной революции осуществляется переход от одной общественно-экономической формации к другой. Так при переходе от первобытно общинной формации к рабовладельческой, когда родовой строй отживал свой век, когда он был взорван разделением труда и его последствием – расколом общества на классы, вот тогда он был заменён государством[26].

Государство есть классовый продукт надстроечного характера, получившийся при расколе общества на классы, итогом которого становится классовая борьба. Государство – это основное орудие политической власти в классовом обществе. Это машина для подавления одного класса другим, класса эксплуатируемых классом эксплуататоров; машина в руках господствующего класса.

«Государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимом противоречии с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, стоящая, по видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, всё более и более отчуждающая себя от него, есть государство»[27].

Энгельс пишет, что государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов. Оно возникло из столкновений этих антагонистических классов и по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который добившись экономического господства, выдвигает претензии на господство политическое и при помощи государства становится ещё и политически господствующим классом, и приобретает, таким образом, в лице государства новые средства для подавления и эксплуатации угнетённого класса. «Так античное государство было прежде всего государством рабовладельцев для подавления рабов, феодальное государство – органом дворянства для подавления крепостных и зависимых крестьян, а современное представительное государство есть орудие эксплуатации наёмного труда капиталом»[28].

Следовательно, государство – это «организация имущего класса для защиты его от неимущего»[29]. Защищает себя господствующий класс с помощью государства различным набором инструментов, например, с помощью права. Право, приобретая классовый характер, становится надстроечным институтом. Право – это возведённая в закон воля господствующего класса[30]. С помощью идеологии господствующий класс старается представить свои узкоклассовые интересы в роли всеобщих интересов.

Однако государство не будет существовать вечно. Как только общество дойдёт до определённой ступени экономического развития, где существование классов перестанет быть необходимостью. Как только характер производственных отношений станет прямой помехой производству, как только производительные силы капиталистической формации исчерпают себя и войдут в противоречие с уровнем развития производительных сил. Произойдёт конфликт в способе производства, который разрешит социальная революция и общество перейдёт к коммунистической формации. Коммунизм – бесклассовое общество, при котором неизбежно исчезновение государства. «Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором»[31].

В классовой борьбе Маркс ведущую роль отдал пролетариату, который должен посредством революции и своей диктатуры (так называемой диктатуры пролетариата) на первом этапе коммунизма – социализме ликвидировать классовое деление и эксплуатацию человека человеком, тем самым уничтожив государство.


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал