![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Регуляция деятельностиСтр 1 из 28Следующая ⇒
АНАТОМИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ
Учебное пособие
Пенза – 2015 УДК
Р е ц е н з е н т ы:
Анатомия и возрастная физиология: учеб. пособие / О.А. Догуревич, Г.А. Сугробова, О.Н. Васина. – Пенза: ПГУ, 2015. – с. ISBN
Представлены теоретические материалы, вопросы и задания для самоконтроля по учебной дисциплине «Анатомия и возрастная физиология». Книга написана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и программой преподавания дисциплины «Анатомия и возрастная физиология» для студентов педагогического института.
ISBN © Пензенский государственный университет, 2015 СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Дисциплина «Анатомия и возрастная физиология» относится к базовой части математического и естественнонаучногоцикла. Изучение данной дисциплины базируется на знании общеобразовательной программы по биологии. В пособии рассмотрены закономерности возрастных анатомических и физиологических изменений, особенности индивидуального развития детей и подростков, гигиенические требования к организации образовательного процесса в школе. Основное внимание уделено строению и функционированию нервной системы, психофизиологическим особенностям организма в различные периоды онтогенеза. Материалы пособия ориентированы на формирование у студентов систематизированных знаний в области анатомического строения и функционирования организма ребенка Содержание пособия соответствует новому Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по всем педагогическим специальностям. Цель освоения дисциплины «Анатомия и возрастная физиология» – формирование систематизированных знаний в области анатомического строения и функционирования организма ребенка на различных возрастных этапах развития для сохранения здоровья в образовательном процессе и внеурочной деятельности, а также развитие общечеловеческих качеств, формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций личности выпускника. Цель настоящего пособия – оптимизация подготовки студентов по дисциплине «Анатомия и возрастная физиология», концентрация их внимания на основных изучаемых вопросах, теоретическая подготовка к выполнению практических работ, на которых проводится углубленное изучение основного материала и частных закономерностей. Пособие включает теоретический материал по темам, предусмотренным государственным стандартом, каждая из которых включает следующие рубрики: – " Материалы лекции" (текст, таблицы, рисунки, схемы); – " Вопросы для обсуждения" (подготовка к практическим работам); – " Объясните значение терминов"; – " Задания" (обязательное оформление самостоятельной работы в тетради); – " Темы докладов, сообщений, презентаций" (индивидуально, по выбору преподавателя).
В последние годы предметом особой тревоги и заботы общества стало здоровье детей, поскольку последствия негативных тенденций состояния здоровья подрастающего поколения касаются таких фундаментальных ценностей общества, как сохранение трудового, оборонительного и интеллектуального потенциалов страны. По данным официальной статистики, состояние здоровья детей школьного возраста можно расценить как крайне неудовлетворительное. Среди учащихся младших классов число здоровых детей не превышает 10–12 %, средних – 8 %, старших – 5 %. Указывается, что половина школьников 7–9 лет и более 60 % старшеклассников имеют хронические заболевания. Среди заболеваний лидируют патологии органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата. Особую актуальность в этих условиях приобретает проблема создания здоровьесберегающего пространства ребёнка. Факторы, которые могут оказывать прямое влияние на здоровье детей и подростков, можно разделить на три категории: - неизбежные – с ними необходимо считаться, но нет способа изменить; - корректируемые – действие которых можно в некоторых случаях корректировать; - устранимые – негативное действие которых можно снизить, нейтрализовать, исключить. К группе неизбежных факторов относятся все эндогенные, а среди экзогенных – экологические и экономические факторы. К корректируемым факторам относятся социальные. Все внутришкольные факторы относятся к корректируемым или устранимым, т. е. именно на них должно быть направлено наибольшее усилие. Дети, начинающие обучение в школе, имеют сниженный потенциал здоровья, обусловленный хроническими заболеваниями и функциональными нарушениями. К тому же специалисты считают, что 20–40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей и подростков, связано с образовательным учреждением, с некомфортными условиями обучения, с недостаточной подготовкой учителей в вопросах охраны собственного и детского здоровья. Поэтому необходимо уже в процессе обучения осуществлять разностороннюю подготовку будущих педагогов и психологов по вопросам сохранения здоровья участников образовательного процесса. Эта подготовка включает в себя понимание основ сохранения собственно здоровья в процессе профессиональной деятельности, грамотность в области здоровьесберегающих образовательных технологий и формирования здорового образа жизни учащихся. Возрастная физиология (ВФ) – это наука о закономерностях формирования и функционирования организма на разных этапах индивидуального развития (онтогенеза). Она включает в себя физиологию развития ребёнка и физиологию старения организма (геронтологию). Значение возрастной физиологии для педагогической науки, психологии велико, т. к. она научно обосновывает организацию образовательного процесса, режим дня и отдыха учащихся, питание детей, оборудование, планировку и благоустройство детских учреждений, а также санитарно-техническое оснащение этих учреждений. Основной задачей ВФ является целенаправленное влияние на рост и развитие, повышение работоспособности и функциональных возможностей организма, расширение границ его адаптационных возможностей, обеспечение соответствия условий, режима обучения анатомо-физиологическим особенностям детей. Общий план строения организма. Организм состоит из клеток, клетки образуют ткани, ткани – органы, которые в свою очередь объединяются в системы, образуя целостный организм. Клетка – элементарная структурная единица. Ткань – совокупность клеток, сходных по строению и выполняемой функции, и межклеточное вещество. Ткани выполняют определённые функции, одна из которых является главной (например, основная функция эпителиальной ткани – защитная), обладают специфическими свойствами (например, мышечная – способностью к сокращению). Ткани образуют органы. Орган имеет особое строение, выполняет определённую функцию, занимает в теле постоянное положение. Состоит из нескольких видов ткани. Одна из них всегда преобладает и определяет его главную, ведущую функцию. Система органов – совокупность органов, совместно выполняющих определённую функцию (например, основная функция кровеносной системы – транспорт веществ). Деятельность организма как единого целого. Деятельность всех структур организма – от клетки до системы органов – согласованна и подчинена единому целому. Каждая структурная единица вносит свой вклад в функционирование организма. Организм (а не отдельные его части) приобретает свои особые свойства, осуществляет свою жизнедеятельность и взаимодействует со средой как целостная система. Как целое он реагирует на среду и использует её факторы для своего существования и развития. Все процессы жизнедеятельности организма могут осуществляться только при условии сохранения относительного постоянства внутренней среды. К внутренней среде организма относятся – кровь, лимфа и тканевая жидкость. Каждая клетка организма нуждается в постоянном притоке кислорода и питательных веществ, а также в непрерывном удалении продуктов обмена. Кислород и питательные вещества могут проникать сквозь мембрану клетки только в растворённом состоянии. Каждую клетку омывает жидкость, содержащая всё необходимое для её жизнедеятельности. Это – тканевая жидкость. Она образуется из жидкой части крови – плазмы, проникающей в межклеточные щели через стенки кровеносных сосудов, и из продуктов обмена, постоянно поступающих из клеток. Её объём у взрослого человека составляет приблизительно 20 л. Кислород и питательные вещества поступают в межклеточное вещество из крови, циркулирующей по замкнутой системе кровеносных сосудов. Мельчайшие кровеносные сосуды – капилляры – пронизывают все ткани организма. Через стенки капилляров в межклеточное вещество постоянно поступают содержащиеся в крови различные химические соединения и вода и поглощаются продукты обмена, выделяемые клетками. В межклетниках слепо начинаются лимфатические капилляры, в них поступает тканевая жидкость, которая в лимфатических сосудах становится лимфой. Цвет лимфы желтовато-соломенный. Она на 95 % состоит из воды, содержит белки, минеральные соли, жиры, глюкозу, а также лимфоциты (разновидность лейкоцитов). Состав лимфы напоминает состав плазмы, но белков здесь меньше, и в разных участках тела она имеет свои особенности. Например, в области кишечника в ней много жировых капель, что придаёт ей беловатый цвет. Способность сохранять постоянство химического состава и физико-химических свойств внутренней среды называют гомеостазом. Регуляция деятельности Постоянство внутренней среды поддерживается непрерывной работой всех систем путём саморегуляции. Саморегуляция – свойство биологических систем устанавливать и поддерживать на определённом, относительно постоянном уровне те или иные физиологические показатели (артериальное давление, to, pH…). Одним из важнейших условий саморегуляции является наличие обратной связи между процессом и регулирующей системой, то есть в центральные регулирующие органы должна поступать информация о конечном эффекте для анализа и в случае необходимости соответствующей коррекции состояния организма. К регулирующим (регуляторным) системам организма относятся нервная и гуморальная системы (таблица 1). На деятельность нервной системы постоянно оказывают влияние химические вещества, переносимые с током крови. Но и само образование химических веществ и выделение их в кровь находятся под постоянным контролем центральной нервной системы (ЦНС). Таблица 1
|