![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исследование речевого мышления
Цель — выявление уровня словарного запаса, дифференцированности ассоциаций, структуры семантического поля, уровня речевого и интеллектуального развития. Инструкция: будем играть в слова. Я скажу слово, а ты назовешь на него столько слов, сколько придет тебе в голову.
Анализ результатов. Количественный — дано 31 слово, получено 48 слов. Качественный — получено 11 синтагм (слова, которые составляют словосочетания и предложения), 42 парадигмы; слова группируются: · по ситуациям (например, иголки — ёж, замок — ключ) — 6; · по синонимам (например, добрый — хороший, просто — легко) — 4; · по повторам (например, храбрость — храбрый, ловкий — ловить)— 8; · по звукоподражанию (например, ловкий — улов, спать — спит) — 21; · по словотворчеству (например, добрый — доброветь, спать —заснул) — 3. Семантическое поле. В результате получаем семантическое поле, указывающее на интеллектуальные нарушения, а именно на задержку психического развития.
Грамматический
Вывод: нарушена номинативная функция речи, очень маленький словарный запас.
Использование распространенных педагогических методик может помочь преодолеть задержку в развитии ребенка. К таким методикам можно отнести: 1. Монтессори-педагогика — оптимальный выбор для детей с особенностями в развитии. Дело в том, что в ней обобщен весь мировой опыт педагогических инноваций, проверенных временем. Научно обоснованная, до мелочей выверенная, система Марии Монтессори не перестает удивлять дефектологов и логопедов. Родители не только удивляются, но и активно принимают ее. Ваш малыш с ЗПР получит уникальную возможность работать и развиваться по своим внутренним законам. Наблюдение для Монтессори-педагога — главный инструмент в работе. Наблюдая за каждым малышом, педагог составляет его психологический и личностный портрет, намечает план работы и вместе с ребенком воплощает его в жизнь, где-то направляя малыша, а где-то предоставляя ему справляться самому. Именно такой подход позволит сделать из малыша не покорного ученика-исполнителя, а человека, который демонстрирует все свои скрытые возможности, формирует самостоятельную личность. Об интеллектуальном развитии в таких группах и говорить не приходится. Все выпускники Монтессори-групп всегда готовы к школе, читают, пишут, оперируют многозначными числами, умеют работать как самостоятельно, так и в команде.
2. Кубики Зайцева — хорошая методика для ребят с ЗПР. Мало того что по кубикам малыши учатся читать даже быстрее своих сверстников, так еще и само обучение проходит радостно, насыщенно, малыши подвижны. Качество обучения очень высокое: уже в 5 лет ребята с ЗПР будто сами, без принуждения, узнали, что такое ударение, заглавная буква, точка, а правила „жи-ши”, „ча-ща”, „чу-щу” вообще не подвергаются сомнениям. Многие дети с ЗПР гиперактивны, невнимательны, с трудом усваивают понятия „буква”, „слог”, „слово”. Кубики Зайцева — единственная на сегодняшний день методика, где эти понятия даны в доступной игровой форме, придуманы „обходные” пути в обучении и задействованы все сохранные функции организма.
3. Прекрасно подтолкнут развитие малыша занятия с кубиками Lego, сендтерапия (с использованием песка), игровая терапия, сказкотерапия. Главное для родителей малыша с ЗПР — никогда не опускать руки. И тогда на приеме у психолога, да и на детской площадке, вы сможете по праву гордиться своим малышом и собой гораздо больше, нежели другие: ведь вы совершили маленький подвиг — изменили судьбу крохотного человечка в лучшую сторону!
|