![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типы сложной трехчастной формы
Два типа сложной трехчастной формы получили широкое распространение в инструментальной музыке: сложная трехчастная форма с трио и сложная трехчастная форма с эпизодом. И трио, и эпизод – это средние части формы, отличающиеся друг от друга многими чертами. Главные из них для трио таковы: – обособленность от крайних частей, достигаемая отсутствием связующих построений; – четкая, ясно очерченная форма – простая двух- или трехчастная, реже дважды повторенный период; – преобладание экспозиционного типа изложения над развивающим; – использование контраста-сопоставления между тематизмом первой и второй части, подчеркнутого чаще всего сменой тональности, метра, типа фактуры, темпа (новая тональность появляется без каких-либо переходов путем модуляции-сопоставления); – преобладание архитектонического начала над процессуальным. Все перечисленные средства обеспечивают отсутствие внутренней связи между частями, подчеркивая их контрастность, и создают возможность назвать трио пьесой в пьесе. Название трио, которое очень часто обозначается в нотах, связано с тем, что в доклассической музыке средний раздел подобных форм писался для трех инструментов или трех голосов. В классической музыке это правило потеряло свое значение, название же сохранилось. Характерные черты эпизода во многом противоположны чертам трио: – тесная связь с крайними частями и наличие связующих построений, осуществляющих плавный переход к новому контрастному музыкальному материалу; – отсутствие четкой формы, деление эпизода на следующие друг за другом разделы, построения; – преобладание развивающего типа изложения над экспозиционным; – преобладание процессуального начала над архитектоническим, что способствует текучести формы, большей слитности ее частей и динамичности ее развития; – использование между первой и второй частью контраста-сопряжения, обладающего ярко выраженным внутренним единством и логикой естественного закономерного перехода от одного вида музыкального содержания (I часть) к новому контрастному: настроению, чувствам, мыслям (II часть). Нередко черты трио и эпизода совмещаются в одном произведении, в таких случаях необходимо выявить преобладание качеств того или другого типа формы. Например, для большего единства трио с репризой иногда между ними используется связующее построение. Тип средней части влияет на тип репризы в сложной трехчастной форме. Там, где используется трио, реприза чаще всего буквальная, не выписанная, обозначаемая по итальянски da capo (в конце второй части пишется da capo al Fine, в конце первой части – Fine). Там, где эпизод, реприза всегда выписывается, образуя следующие типы: вариационная, динамизированная и масштабно-сокращенная (см. табл. 12). Сфера применения сложной трехчастной формы достаточно широка и многообразна. Прежде всего это жанры танцевальной и маршевой инструментальной музыки, область разнообразных лирических пьес типа ноктюрнов, прелюдий, этюдов, этюдов-картин, музыкальных моментов, экспромтов, программных пьес (например, пьесы из цикла П.Чайковского «Времена года»). При этом сложная трехчастная форма с трио характерна для танцев и маршей, а сложная трехчастная с эпизодом – для лирических пьес медленного или умеренного темпа. В вокальной хоровой музыке эта форма реже привлекает внимание композиторов. Однако возможна как форма оперной арии или крупного концертного хорового сочинения. Широко распространена она в качестве формы части масштабных циклических жанров: средних частей сонатно-симфонического цикла, то есть сонат, концертов, симфоний или частей сюит, кантат, ораторий. Методика анализа сложной трехчастной формы: 1) краткая характеристика образного содержания по тематизму первой, второй (средней) и третьей (репризной) части; 2) определение типа формы всего произведения с указанием границ частей и определением структуры каждой части по образцу формы-схемы; 3) подробный анализ структуры первой части по методике анализа простой формы и методике анализа периода; 4) подробный анализ структуры второй (средней) части по методике анализа простой формы; 5) обосновать тип средней части (трио или эпизод), подчеркнув отличительные особенности того или иного типа; 6) подробный анализ средств выразительности в первой теме первой части и во второй контрастной теме второй части: мелодии, метроритма, ладотональности, гармонии, фактуры по методике анализа средств выразительности; 7) на основании сравнения репризы с первой частью определяются ее тип и степень изменений, средства варьирования (динамизирования); 8) подробно анализируются структура репризы и изменения в средствах выразительности; 9) краткие выводы: указываются типичные черты формы и индивидуальные особенности данного произведения.
|