Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В инструментальной музыке
Простой двухчастной называется форма, состоящая из двух частей, в первой из которых излагается тема в форме периода, а во второй она развивается (в схемах первая часть обозначается а, вторая – b). В инструментальной музыке простая двухчастная форма – репризная и безрепризная. В репризной форме, встречаемой редко, во втором предложении второй части повторяется одно из предложений первой части, выполняя функцию репризы. В безрепризной, используемой в большинстве случаев, такого повторения нет. В связи с этим в репризной форме изменяются масштабы развивающего построения: оно занимает одно предложение (4 такта), в безрепризной – всю вторую часть (рис. 9).
Рис. 9. Простая двухчастная форма в инструментальной музыке
Сфера применения простой двухчастной формы – инструментальная миниатюра в большинстве случаев из детского репертуара («Детский альбом» П.Чайковского). Простой трехчастной формой называется репризная форма, в первой части которой излагается тема в форме периода, во второй – середине – она развивается, а в третьей – репризе – повторяется точно или варьированно (в схемах обозначается: а–b–а 1 ). Два типа трехчастных форм господствуют в инструментальной и вокальной музыке: однотемная и двухтемная. Последняя из них применяется редко (рис. 10).
Рис. 10. Типы простой трехчастной формы
В однотемной форме после изложения темы в первой части во второй – она развивается, а в третьей – повторяется. В двухтемной трехчастной форме в середине вместо развития темы первой части излагается вторая новая тема, в репризе же вновь повторяется первая тема. Строго говоря, двухтемная трехчастная форма должна быть отнесена к промежуточным формам, так как по тематическому признаку – наличию двух разных тем – она принадлежит уже не к простым, а к сложным формам. По структурному же признаку и масштабам вторая и третья части в ней излагаются в форме периода, значит, вполне соответствуют требованиям простых форм. Важной чертой трехчастных форм является принцип репризности, один из основополагающих принципов музыкального формообразования в целом. Тип репризы во многом определяет динамику формы, ее внутреннее единство, выявленность процессуального и архитектонического начал. В любой музыкальной форме всегда взаимодействуют два взаимодополняющих начала: архитектоническое и процессуальное. Первое из них проявляется в подчеркивании четкости, ясности, расчлененности формы на разделы, построения, части. Второе – в слитности, неделимости, единстве всех составляющих элементов произведения. В связи с этим тот или иной тип репризы как итоговой части может усиливать либо архитектонические свойства композиции, либо процессуальные. Три типа реприз выявляют индивидуальность каждой простой трехчастной формы: 1) точная реприза, или буквальная;
Таблица 12
|