![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. Учебно-методический комплексСтр 1 из 44Следующая ⇒
Учебно-методический комплекс По учебной дисциплине
Теория музыки: анализ музыкальных форм
для специальностей 1-18 01 01 Народное творчество (по направлениям), 1-16 01 10 Пение (по направлениям), направлению специальности 1-16 01 06-11 Духовык инструменты (народные)
Составитель - Р.Г.Коленько доцент, кандидат искусствоведения, доцент
Рассмотрено и утверждено на заседании Президиума Научно-методического совета (протокол №______от «_____»_______________20___г.)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина «Теория музыки: анализ музыкальных форм» разработана для высших учебных заведений Республики Беларусь в соответствии с требованиями образовательного стандарта по специальностям 1-18 01 01 «Народное творчество (по направлениям)»; 1-16 01 10 «Пение (по направлениям)»; 1-16 01 06-11 «Духовые инструменты (народные)»; 1-17 03 01 «Искусство эстрады (по направлениям)». В ряду музыкально-теоретических дисциплин этот курс завершает весь цикл и обобщает знания, полученные на протяжении трех лет обучения как по теории музыки, гармонии, полифонии так и по истории музыки, эстетике, философии и многим другим предметам, изучаемым на факультете музыкального искусства. Важность данной дисциплины определяется ее итоговым значением и тесной связью с исполнительской деятельностью студентов. Уверенное владение теоретическими знаниями в этой области музыковедения создаст фундамент для выработки комплексного подхода к музыкальному произведению, пониманию его жанровой природы, стилевой принадлежности, логики образования и движения музыкальной формы. Владение же практическими навыками анализа музыки будет способствовать воспитанию взгляда на музыкальную форму как на живой, гибкий процесс образно-структурного развития. В совокупности эти две части целого станут прочной основой для повышения уровня профессиональной подготовки специалиста высшей квалификации. Цель электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) по учебной дисциплине «Теория музыки: анализ музыкальных форм» - оказать действенную помощь студентам в изучении классических законов строения музыкальной формы, для выработки умений практического анализа музыки. Задачи ЭУМК: освоить общие музыкально-теоретические понятия: «стиль», «язык», «жанр», «содержание», «форма»; очертить и осознать классические законы строения произведений в гомофонно-гармонической музыке, определяя внешние их атребуты: деление на части, разделы, их тематические, масштабные и тонально-гармонические признаки; выделить наиболее характерные внутренние черты средств музыкальной выразительности первой группы: мелодии, ритма, метра, лада, тональности, гармонии и фактуры, а также второй группы: тембра, регистра, диапазона, темпа, агогики, динамики и артикуляции; научиться применять все теоретические знания в практическом анализе музыкальных произведений, приобрести навыки разбора формы и средств музыкальной выразительности; усвоить методические материалы данного курса в практико-аналитических целях для вдумчивого творческого подхода к произведениям музыкального искусства. ЭУМК имеет следующую структуру: введение, теоретический раздел, практический раздел, раздел контроля знаний, вспомогательный раздал. Во введении сформулированы цель, задачи и структура ЭУМК. Далее расположены тематические планы для дневной и заочной форм обучения в объеме, установленном программой и рабочим учебным планом. Теоретический раздел содержит: учебно-методическое пособие по всем теоретическим темам учебной дисциплины в соответствии с учебным планом и количеством часов (Коленько, Р.Г. Анализ музыкальных форм: учеб.-метод. пособие /Р.Г.Коленько; Мин-во культуры Республики Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств. – Минск: БГУКИ, 2013. – 147 с.); иные типы учебно-методических материалов: многочисленные наглядные пособия в виде схем, таблиц, рисунков, а также методик анализа музыкальных форм и средств выразительности. Такая индивидуальная модель теоретического текста целесообразна в данном курсе и отвечает его специфике. Все перечисленные в ней материалы направлены на более эффективное и качественное усвоение теории классических музыкальных форм для выработки у студентов устойчивых навыков практического анализа музыки. Практический раздел содержит учебные материалы для проведения практических занятий: методические указания по темам контрольных занятий в соответствии с учебным рабочим планом (три темы); методические указания по темам для контролируемой самостоятельной работы в соответствии с учебным рабочим планом (три темы); методические рекомендации для написания курсовой работы. Раздел контроля знаний содержит: перечень теоретических вопросов по темам контрольных занятий в соответствии с учебным рабочим планом (простые форма, сложные формы, первая группа средств выразительности); перечень практических заданий по темам контрольных практических занятий в соответствии с учебным рабочим планом – промежуточная аттестация (зачет); перечень теоретических вопросов по темам контролируемой самостоятельной работы в соответствии с учебным рабочим планом (промежуточные формы, вторая группа средств выразительности, опера); перечень практических заданий по темам контролируемой самостоятельной работы в соответствии с учебным рабочим планом; перечень тем рефератов; перечень теоретических вопросов по темам курса для самопроверки; экзаменационные требования; перечень вопросов к экзамену; критерии оценки знаний – экзамен; критерии оценки результатов учебной деятельности студентов. Вспомогательный раздел содержит: типовую учебную программу по учебной дисциплине «Теория музыки: анализ музыкальных форм»; методики изучения теоретических тем по учебной дисциплине; список рекомендованной литературы: основной и дополнительный; справочно-информационные материалы: основные понятия учебной дисциплины; учебный терминологический словарь; формы мышления, или методы научного исследования для использования в курсовой и дипломной работе. Требования к уровню освоения учебной дисциплины «Теория музыки: анализ музыкальных форм» определены образовательным стандартом по специальностям 1-18 01 01 «Народное творчество (по направлениям)»; 1-16 01 10 «Пение (по направлениям)»; 1-16 01 06-11 «Духовые инструменты (народные)»; 1-17 03 01 «Искусство эстрады (по направлениям)» и представляют систему знаний, умений, демонстрирующих профессиональные компетенции выпускника учреждения высшего образования. В результате освоения дисциплины выпускник должен знать: определения музыкального стиля, языка, жанра, содержания, формы, средств музыкальной выразительности; простых, сложных, сонатных и циклических форм; типы музыкального анализа; уметь: осознавать содержание музыкального произведения через анализ его средств музыкальной выразительности; определять внешние атрибуты построения музыкального произведения: деление на части, разделы, их тематические, масштабные и тонально-гармонические признаки; выявлять типичные и индивидуальные черты строения произведений и их специфические средства выразительности; выделять характерные признаки исторического, национального, индивидуально-авторского композиторского стилей; использовать методики анализа музыкальных форм и средств выразительности в исполнительской деятельности; обладать: методикой жанрового, стилевого, структурного и целостного анализа инструментальных и вокальных произведений; анализом строения музыкального произведения, определением тематизма, тонального плана, масштабов и функций его разделов; практическими навыками определения основных типов музыкальных форм; выявлением в музыкальном произведении характерных признаков исторического, национального, индивидуального композиторского стилей. знаниями истории и теории классических музыкальных форм и их эволюции в музыке ХІХ-ХХ вв.; В основе преподавания учебной дисциплины «Теория музыки: анализ музыкальных форм» лежит взаимодействие двух способов изучения: теоретический и практический. Первый из них в образовании студента музыканта направлен на освоение знаний фундаментальных классических законов строения музыкальных произведений. Второй - это практический способ познания этих законов с помощью анализа музыки разных композиторов, стилей, эпох, национальных школ. Такие подходы позволяют добиться решения всех задач, поставленных в этом курсе. В процессе преподавания используются методы педагогики и искусствоведения: пассивный метод – форма взаимодействия студента с преподавателем в процессе освоения теоретического материала; активный метод – форма активного, творческого диалога студента с преподавателем в процессе живого практического анализа музыки; интерактивный метод – форма активного взаимодействия студента не только с преподавателем, но и с другими студентами на практических занятиях; междисциплинарный подход – форма взаимодействия с другими специальными музыкальными дисциплинами посредством отбора музыкального материала для практического анализа из вокального, хорового и инструментального репертуара исполнительской деятельности студентов; системный подход и обобщение в целостном анализе, применяемом в курсовой работе. Все предлагаемые учебно-методические материалы применяются на практических занятиях в учебном процессе на очной форме обучения: 46 ч. - практические занятия и 74 ч. - самостоятельная работа. На заочной форме обучения - 14 ч. - практические занятия и 86 ч. - самостоятельная работа. Самостоятельная работа студентов включает в себя три формы: конспект по дополнительному теоретическому материалу, структурный анализ музыкальных произведений в виде формы-схемы; развернутый письменный анализ музыкальных произведений в виде формы-схемы и комментарий к ней. Промежуточная аттестация проводится на контрольных занятиях, обозначенных в учебном плане в качестве промежуточного зачета. Итоговая аттестация проводится в форме экзамена. В конце учебной дисциплины предусмотрено написание курсовой работы. Все виды и формы учебных материалов, обозначенные в данном учебном комплексе, имеют не только узкую, сугубо учебно-воспитательную цель, заявленную в начале введения. В более широком смысле, они направлены на существенное повышение качества и уровня подготовки специалистов-музыкантов разного профиля высшей квалификации – выпускников университета культуры и искусств. Тематический план для студентов 2 и 3 курса дневной формы получения высшего образования
Тематический план для студентов 3 курса заочной формы получения высшего образования
|