Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы анализа музыкального произведения






 

Музыкальная форма существует в единстве с музыкальным содержанием и образует творческую художественно выразительную систему, именуемую музыкальным произведением. Музыкальная форма подразумевает музыкальное сочинение как единство стиля, жанра, содержания, языка и строения, характерного для данного исторического времени и автора.

Музыкальный стиль – это исторически сложившийся тип музыкального мышления, идейно-художественных концепций, тем, образов и средств их воплощения.

Ключевое слово понятия «стиль» – мышление, ибо как композитор мыслит, так он и творит, а по творчеству познают мысли и чувства художника. В понятие стиля включены три главных элемента: 1) историческая эпоха, формирующая мировоззрение композитора, 2) основные идеи и характерный тип содержания, раскрываемый в большинстве его сочинений, 3) индивидуально-самобытные средства выразительности. Ярче всего о почерке автора свидетельствует язык его произведений, именно он в первую очередь ориентирует слушателей на определение принадлежности сочинения к тому или иному стилю. В истории музыки известны следующие стили:

– ars аntiqua,

– ars nova,

– строгий стиль, ренессанс,

– свободный стиль, барокко,

– венский классический стиль,

– романтизм,

– импрессионизм,

– русский классический реализм,

– экспрессионизм,

– неоклассицизм,

– неоромантизм,

– авангардизм,

– додекафония, серийная музыка,

– фольклорная музыка,

– неофольклоризм,

– модерн,

– конструктивизм,

– алеаторика,

– сонористика,

– минимализм,

– конкретная музыка, электронная музыка,

– полистилистика,

– пуантилизм,

– стилизация.

Музыкальные жанры – это роды и виды музыкальных произведений, исторически сложившиеся в связи с определенным жизненным назначением музыки, ее социальными функциями, а также условиями исполнения и восприятия.

Ключевые слова понятия «жанр» – роды и виды произведений. Известны четыре рода музыкальных жанров по исполнительскому составу: вокально-хоровые жанры, инструментальные жанры, вокально-инструментальные и музыкально-сцени­ческие, или музыкально-театральные, жанры. Каждый из этих родов имеет большое количество видов. В группе вокальных жанров первичным считается песня, в группе инструментальных – танец и марш, так как эти жанры во многом определили развитие вокальной и инструментальной музыки в целом. Следует заметить, что чисто вокальные жанры в окружающем нас музыкальном мире используются редко. Единственной сферой их постоянного применения является православная церковная музыка. Среди наиболее популярных вокально-инструментальных жанров следует выделить романс в камерной музыке и кантатно-ораториальные жанры в вокально-симфонической музыке. Классическая опера, балет и их разнообразные виды причисляются к группе музыкально-театральных жанров, для которых главный принцип существования – синтез искусств (табл. 1).

Таблица 1

 

Музыкальные жанры по исполнительскому составу

 

РОДЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ
I. Вокально-хоровые II. Инструмен-тальные III. Вокально-инструменталь-ные IV. Музыкально-сценические
ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ
Песня (первичный жанр), колыбельная, хоровые сочинения без сопровождения, гимн, стихира, кант и др.   Жанры церков­ной музыки: григорианский хорал, протес­тантский хорал, знаменный распев, демест­венный распев, партесный кон­церт, псальма, литургия, всенощное бдение. Танец, марш (первичные жанры), разнообразные танцы народов мира, ричеркар, фуга, прелюдия, фантазия, токката, сюита, соната, концерт, симфония, симфоническая поэма, увертюра, музыкальный момент, экспромт, этюд, вариации, рондо, баллада и др. Песня с аккомпанементом, романс, серенада, колыбельная, вокальный цикл, кантата, оратория, месса, реквием, страсти и др. Опера, оперетта, музыкальная комедия, водевиль, мюзикл, рок-опера, моноопера; балет: классический, современный, шоу-балет, хореографичес-кие миниатюры, сценическая кантата, народно-обрядовые и народно-театральные действа.

Специфика музыкальных жанров, их индивидуальный облик в любом из родов и видов произведений во многом зависят от трех причин, перечисленных в определении.

Первая из них – жизненное назначение жанра, то есть предопределенность его бытовой ситуацией, диктующей качество музыки. Например, жанр колыбельной, исходя из известной всем жизненной потребности, предполагает мягкое, тихое звучание голоса или инструмента, убаюкивающее, создающее состояние умиротворения, расслабленности, покоя, что необходимо для сна ребенка. Похоронный траурный марш – спутник трагической жизненной ситуации – смерти человека – всегда несет в себе чувство скорби, боли, страдания, выраженное в определенных музыкальных качествах: медленном темпе, минорном ладе, мерном четком метре, пунктирном ритме и т.д. В то же время многие музыкальные жанры потеряли эту непосредственную связь с жизнью, но опосредованно в своих глубинных пластах всегда имеют какую-либо жизненно оправданную информацию.

Вторая важная черта характера жанра – его социальная принадлежность. Социальные функции делят жанры на народные, церковные, светские, профессиональные. Все они несут отпечатки той среды, в которой формировались.

Условия исполнения и восприятие музыки – самый широкий и многоплановый третий фактор индивидуальности жанра, затрагивающий скорее внешние его стороны, нежели внутренние, но играющий значительную роль в законах бытия различных жанров. Существует немало жанров, для которых условия исполнения вовсе не ограничивают их функционирование как в музыкально-концертной, так и в бытовой среде. Например, песня, романс, танец. При этом для многих других музыкальных жанров жесткие нормы исполнения и восприятия – обязательные условия их существования. Например, для сложнейшего инструментального жанра симфонии необходимы и филармоническая концертная сцена, и определенная подготовка слушателя.

Музыкальный язык – это вся совокупность исторически сложившихся средств музыкальной выразительности.

Ключевое слово понятия «язык» – средства, благодаря которым музыка, например И.-С. Баха, отличается от музыки Л. Бетховена, М. Мусорского – от Н. Римского-Корсакова, С. Прокофьева – от Д. Шостаковича. Средства выразительности являются наиболее специфическими и авторскими чертами музыки. Все средства выразительности делятся на две группы:

I II
– мелодия*, – тембр**,
– ритм, – регистр,
– метр, – диапазон,
– лад, – темп,
– тональность, – агогика,
– гармония, – динамика (громкостная; степень интенсивности и напряженности внутреннего развития произведения),
– фактура. – артикуляция как совокупность средств исполнительского мастерства.

*Каждое средство выразительности из первой группы рассматривается в теме 2.

**Все средства выразительности из второй группы изучаются самостоятельно, используя указанную литературу: Музыкальный энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1991. – 672 с.; Музыка: энцикл. – М.: Большая Рос. энцикл., 2003; – 672 с.; Мазель, Л. А. Строение музыкальных произведений / Л. А. Мазель. – М.: Музыка, 1986. – 527 с.

Перечисленные средства выразительности используются в каждом музыкальном произведении в разном соотношении друг с другом, создавая его неповторимый облик.

Музыкальное содержание – это отражение действительности через восприятие композитора с помощью музыкальных образов, воплощаемых средствами выразительности.

Ключевое слово понятия «содержание» – образы, передающие мысли и чувства композитора, раскрывающие его замысел и определяющие индивидуальность музыкального произведения.

Музыкальный образ – это идеальная звуковая форма и способ освоения жизни, то есть целостно выраженный характер. Музыкальный образ и музыкальная мысль как носители идеи, темы, внутреннего духовного облика произведения – центральные понятия музыкального содержания. Различают три стороны музыкально-художественного содержания: предметную, или фабульно-сюжетную; идейную; эмоциональную. Все они находятся в единстве и влияют друг на друга. Взаимодействие эмоционального и интеллектуального начал в музыкальном содержании, изобразительного и символического, объективного и субъективного дает возможность отобразить в звуках весь спектр духовного и предметного мира человека (рис. 1).

Рис. 1. Стороны музыкального содержания

 

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ, связанное со словом
СЮЖЕТ, ФАБУЛА предметные стороны ИДЕЯ образная, тематическая стороны Эмоциональная, интеллектуальная стороны
  МУЗЫКАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ, не связанное со словом
ТЕМА, ОБРАЗЫ идейная сторона Эмоциональная, интеллектуальная стороны СЮЖЕТ предметная сторона
     
Чувственная сторона Изобразительная сторона: подражание образам природы, пению птиц и т.д. Символическая сторона: интонационные знаки, формулы.
Постепенное накопление чувственного начала в музыке от XVI–XVII до XX в. Кульминация – XIX в. – эпоха романтизма и русского музыкального реализма. Начало – в музыке эпохи барокко, XVIII в., развитие – в музыке XX в. Средневековая полифония, строгий и свободный стиль, частично венский классицизм, романтизм. Кульминация – в музыке XX в.
Первостепенное значение в классико-романтической музыке. Второстепенное значение в классико-романтической музыке. Второстепенное значение в классической музыке.

Все богатство содержания в музыке условно можно разделить на три образные сферы: лирическую, драматическую и эпическую. Лирическая из них самая широкая и всеобъемлющая, так как воплощает внутренний мир человека, героя, личности со всеми присущими ему помыслами, чувствами, переживаниями. Панорама лирических образов охватывает огромный диапазон – от простой детской песенки до философских обобщений. Характерная особенность лирического содержания – концентрация субъективного отношения к объективному миру.

Суть драматической образной сферы состоит в выявлении конфликтной ситуации, основанной на противопоставлении и острой, напряженной борьбе контрастных, противоречивых образов. Драматическое начало в музыке всегда связано с лирическим и чаще всего проявляется в конфликте между внутренним миром героя и окружающей действительностью. Крайнее состояние драматического в искусстве в целом и в музыке в том числе – трагическое, связано со смертью героя.

Эпическая образная сфера означает повествование или рассказ о чем-либо или о ком-либо. Эпическое в музыке всегда соединяется с лирическим или драматическим, образуя лирико-эпические и эпико-драматические образы. Для эпического содержания свойственны уравновешенность, неторопливость, внутреннее спокойствие, особое чувство жизненной правды, силы и мудрости. Характерная особенность эпического – преобладание обобщенно-объективных черт над субъективно-индивидуальными. В большинстве своем эпические образы – это образы, взятые из исторических легенд, народных сказаний, былин, сказок, повествующих о героях и их деяниях. Яркие страницы эпического содержания запечатлены в русской классической музыке, прежде всего в творчестве А.Бородина. Связаны они с воплощением образов героев-богатырей из русских народных былин и сказаний. Содержание любого крупного музыкального произведения всегда есть средоточение музыкальных образов из разных сфер, что, с одной стороны, подчеркивает их естественное взаимопроникновение и органическое единство друг с другом, с другой – свидетельствует о том, что музыке подвластна передача любых порывов души человека и жизненных явлений (рис. 2).

Рис. 2. Уровни музыкального содержания

 

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ идея, тема, образы, средства
   
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ мысли, чувства, душевное состояние, характер
   
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕМЫ тематическое содержание, тематизм, количество тем, соотношение их друг с другом
   
МУЗЫКАЛЬНЫЕ МЕЛОДИИ интонационное содержание + все средства выразительности
   
МУЗЫКАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ интонирование музыкальных образов

Музыкальная форма. Музыкальная форма является звуковым воплощением музыкального содержания с помощью средств выразительности. Ее рассматривают в широком и узком значении. В широком значении – это музыкальное произведение как целостное явление конкретной исторической эпохи, стиля, языка композитора, индивидуальной образно-содержательной, жанровой природы, а также специфики внутреннего строения. Музыкальная форма в узком значении – это строение произведения, разнообразные типы классических структур, нормы соотношения частей, их масштабы и функциональные взаимосвязи, то есть только законы внутренней организации строения музыкального произведения, так называемая форма-схема.

Содержание и форма – диалектически связанные между собой и взаимовлияющие друг на друга философские категории. Первичный элемент этого единства – содержание, вторичный – форма. Содержание – более активный мобильный, развивающийся и обновляющийся компонент целого, форма – более пассивный, но стабильный, постоянный и устойчивый компонент, сохраняющий свои структурные признаки при изменяющемся содержании. Например, строение классической сонатной формы, образовавшейся в эпоху венских классиков, сохранило свои основные черты и в музыке ХХ в. Форма классического рондо независимо от содержания всегда представляет собой трехкратное проведение начальной темы – рефрена, чередующейся с контрастными эпизодами. При этом новое содержание всегда стимулирует и новые признаки формы, а порой и сбрасывает старую форму, освобождая место для возникновения новой формы, более соответствующей изменившемуся содержанию (например, новый тип свободных вариаций в романтической музыке в противоположность строгим классическим).

Классификация музыкальных форм. Все музыкальные формы можно разделить на пять основных групп, учитывая сложность их строения, тип внутренней тематической организации, количество и масштабы частей.

Простые формы – это небольшие по масштабам формы (миниатюры), содержащие изложение одной темы, первая часть которых представляет собой период, остальные части ей подобны. Первая группа состоит из трех структур: наименьшей одночастной, или периода, простой двухчастной и простой трехчастной формы.

Сложные формы – это крупные по масштабам формы (концертные пьесы), содержащие изложение двух или более контрастных тем, первая часть которых представляет собой простую двух- или трехчастную форму, остальные части ей подобны. Вторая группа включает сложную двух- и трехчастную форму, рондо, вариации.

Сонатная форма и ее разновидности – это высший тип инструментальной формы первых частей симфоний, концертов, сонат венских классиков, в основе которой лежит тематический и тональный контраст между двумя темами-образами, называемыми главной и побочной партиями, излагаемыми в экспозиции в разных тональностях, а в репризе – в одной главной тональности. Третья группа ограничивается только разными вариантами сонатной формы: полная, без разработки с двойной экспозицией и с эпизодом вместо разработки.

Циклические формы и жанры – это самые крупные по масштабам музыкально-концертные формы, состоящие из нескольких (от 2-х до 20-ти и более) частей, пьес, номеров, самостоятельных и контрастных между собой по содержанию, законченных по форме, но объединенных общей идеей, темой, программой. Четвертая группа содержит в своем составе больше одной части (от трех, четырех до десяти и более). Это сюита и сонатно-симфонический цикл в инструментальной музыке, вокальный цикл и кантатно-ораториальные формы в вокально-инструментальной музыке.

Пятую группу составляют музыкально-сценические, или музыкально-театральные, формы и жанры. Музыкально-сценические, или музыкально-театральные, формы и жанры – это произведения, исполняемые на театральной сцене, основанные на синтезе разных видов искусств с главенством музыки и содержащие взаимодействие разнообразных музыкальных жанров, структур, средств. В эту группу входят сочинения, в которых музыка объединяется с другими видами сценического искусства: опера, оперетта, водевиль, мюзикл, балет и другие их типы. Наглядно классификация музыкальных форм представлена в табл. 2.

Таблица 2

Классификация музыкальных форм

 

I. Простые формы
период, одночаст-ная форма простая двухчастная форма простая трехчастная форма
а а b а b а(1)
I часть изложение темы I часть изложение темы II часть развитие темы I часть изложение темы II часть развитие темы III часть реприза темы
период период построение развиваю-щего или дополняю-щего типа период построение развиваю­щего типа период
8 тактов 8 тактов 8 тактов 8 тактов 8 тактов 8 тактов


Продолжение табл. 2

II. Сложные формы
сложная трехчастная форма рондо вариации
А В А(1) А В А(1) С А(2) ... А А А1 А2 А3 и т.д.
І часть ІІ часть средняя ІІІ часть реприза І часть рефрен ІІ часть первый эпизод ІІІ часть рефрен ІV часть второй эпизод V часть рефрен ... рефрен          
изло-жение пер-вой темы изло-жение второй конт-растной темы Повторе-ние первой части первая тема вторая тема первая тема третья тема первая тема ... первая тема тема ва-риа-ций І ва-риа-ция ІІ ва-риа-ция ІІІ ва- риа-ция и т.д.
простая двух- или трехчастная форма в каждой части простая двух- или трехчастная форма, реже период, в каждой части простая двух- или трехчастная форма в каждой части

 

 

Продолжение табл. 2

III. Сонатная форма и ее разновидности
1. Сонатная форма классического типа (полная), или венское классическое сонатное аллегро Экспозиция – разработка – реприза (возможны вступление и кода)
2. Сонатная форма без разработки (неполная) Экспозиция – связка-переход – реприза (возможны вступление и кода)
3. Сонатная форма с двойной экспозицией в жанре классического концерта Оркестровая экспозиция – сольная экспозиция – разработка – реприза (возможны вступление и кода)
4. Сонатная форма с эпизодом вместо разработки Экспозиция – контрастный эпизод – реприза (возможны вступление и кода)
IV. Циклические формы
1. Сюита 2. Сонатно-симфонический цикл В инструментальной музыке
1. Вокальный цикл 2. Кантатно-ораториальные формы В хоровой, вокально-симфонической музыке
V. Музыкально-сценические, или музыкально-театральные, формы и жанры
Разновидности оперного жанра Разновидности балетного жанра
Опера классическая, камерная, моноопера Балет классический
Оперетта Балет современный
Музыкальная комедия Ансамбль танца
Мюзикл Шоу-балет
Водевиль  

 

Типы анализа музыкального произведения. В науке о музыкальных формах, учитывая два ее значения (широкое и узкое), существуют и различные типы анализа музыкальных произведений: 1) целостный анализ рассматривает произведение целиком, в широком историко-теоретическом аспекте, 2) структурный анализ предполагает разбор строения произведения и определение типа формы-схемы, 3) анализ средств выразительности, то есть музыкального языка, включает как подробное описание каждого средства в отдельности, например, анализ мелодии, метроритма, ладотональности, гармонии, фактуры и т.д., так и всех их в совокупности для выявления типичных и индивидуальных особенностей данного концертного музыкального произведения, 4) история и теория жанра сочинения также может стать предметом музыкального анализа (см.: «Целостный анализ музыкального произведения»; «Структурный анализ музыкального произведения»; «Схема анализа музыкальной формы инструментального произведения»; «Образец формы-схемы инструментального произведения»; «Схема анализа музыкальной формы вокально-инструментального произведения»; «Образец формы-схемы вокально-инструментального произведения»; «Образец формы-схемы композиции оперной сцены»; «Образец формы-схемы композиции балетной сцены»).

 

Целостный анализ музыкального произведения

 

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА
  МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖАНР история и теория жанра  
ДРАМАТУРГИЯ КОМПО-ЗИЦИЯ ФОРМА СРЕДСТВА ВЫРАЗИ-ТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗЫ-ТЕМЫ И ИХ ВЗАИМОДЕЙ-СТВИЕ ОБЩИЙ ТИП СТРОЕНИЯ ИНДИВИ-ДУАЛЬНЫЙ ТИП СТРУКТУРЫ ХАРАКТЕРИ-СТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ГЛАВНЫХ СРЕДСТВ
Первоначальное экспозиционное изложение, дальнейшее развитие, сопоставление или противопоставление с новыми контрастными темами-образами Количество частей, разделов, масштабное соотношение их друг с другом, буквенное обозначение частей, тональный план, общий тип формы (одночастная, двухчастная, трехчастная, рондальная, сонатная и т.д.) Форма-схема каждой части, построения, их масштабы, структура, функция, местоположение кульминаций и соотношение частей друг с другом, итоговое определение формы с указанием индивидуального типа и особенностей строения каждой части Мелодии, метроритма, ладо-тональ­ности, гармонии, фактуры и других средств в экспозиционных (подробно), развивающих и репризных частях формы (в общих чертах), итоговое заключение с выделением главных и дополнительных средств

В Ы В О Д Ы П О С Д Е Л А Н Н О М У А Н А Л И З У:

типичные и индивидуальные черты жанра, драматургии, композиции, формы и средств выразительности

Структурный анализ музыкального произведения

 

1. Анализ формы-схемы по установленному образцу (см. образцы форм-схем инструментального, вокально-инструментального произведений, композиции оперной или балетной сцены, с. 18, 20–22).

2. Краткая характеристика образного содержания: экспозиционный, развивающий и репризный разделы формы; количество тем и их взаимодействие.

3. Комментарии к форме-схеме с подробной характеристикой всех ее горизонталей:

– тональный план,

– тематизм,

– масштабы,

– структура,

– функция всех разделов формы,

– итоговое определение формы с расшифровкой типа формы и структуры каждой части, в произведениях с текстом – с описанием строения текста.

4. Анализ экспозиционных периодов изложения всех тем по установленной методике (см. методику анализа периода, с. 67–68). Анализ типов изложения: экспозиционного, развивающего и заключительного по трем признакам (см. табл. 8 «Функции частей и типы изложения в музыкальной форме», с. 55).

5. Анализ средств выразительности по предлагаемой методике (см. методику анализа средств музыкальной выразительности, с. 45–47):

– мелодии,

– метроритма,

– ладотональности,

– гармонии,

– фактуры

в экспозиционных разделах формы с определением местоположения кульминации и ее характеристики.

6. Выводы: типичные и индивидуальные черты анализируемой формы с описанием всех этапов музыкального произведения: экспозиционных, развивающих, репризных.

 


Схема анализа музыкальной формы

инструментального произведения

 

1. Тональный план Большими буквами обозначаются мажорные тональности, малыми – минорные. Используются итальянские обозначения (А – В – С – Е – g)
2. Тематический (буквенный) ряд Большими буквами обозначаются части сложных форм (А – В – А), малыми – простых (а – b – а), повторяемые части обозначаются одной буквой, новые – разными; если в повторении есть изменения, то в нижнем правом углу возле буквы ставится цифровой индекс (а1, а2, b1 и т.д.)
3. Масштабный ряд Количество тактов, начиная с первой сильной доли (без заката), образующих каждую законченную часть сложной или простой формы
4. Структурный ряд Структура каждой части: определение простых форм от периода до 3-частных внутри сложных форм
5. Функциональный ряд Функция каждой части: 1) изложение темы – первые части; 2) развитие темы – середины и средние части в 3-частных формах; 3) повторение темы или развития (точное и (или) варьированное); 4) реприза – третьи части в простых или сложных формах; 5) вступление, заключение, связки в любых формах
6. Итоговое определение формы Название произведения, фамилия композитора, определение формы, ее типа, строение каждой части, наличие вступления, коды

 


Образец формы-схемы инструментального произведения

 

 

Тональный план С С С– d –C C A–D–A–E–A C C– j –C C– a –C C
      А   В   АI  
Тематический (буквенный) ряд вст. a b a c d a bI aI кода
Масштабы 4т. 8т 4+4 10т. 2+2+3+1+2 8т. 4+4 8т. 2+2+4 10т. 1+1+4+2+1+1 8т. 4+4 12т. 2+2+2+4+2 8т. 2+1+1+2+2 16т. 4+4+4+4
Структура период построение развив.типа период период построение развив.типа период построение развив.типа период -
    простая 3-частная форма простая 2-частная форма простая 3-частная форма  
Функция вст. изложение 1-й темы развитие 1-й темы реприза 1-й темы изложение 2-й темы развитие 2-й темы реприза 1-й темы точная развитие 1-й темы с измен. реприза 1-й темы варьир. кода
    I часть всей формы II часть – трио III часть – реприза  

 

 

Итоговое определение формы: произведение (название, композитор) написано в сложной 3-частной форме с трио, вступлением и кодой; I часть представляет собой простую 3-частную однотемную форму, II часть – трио – простую безрепризную 2-частную форму, III часть – варьированная реприза.


Схема анализа музыкальной формы

вокально-инструментального произведения

 

1. Текст Буквами обозначаются поэтические строфы: А, В, С, D. Над буквой пишется порядковый номер строфы: 1-я, 2-я и т.д.; под ней – количество строк в данной строфе: 4 строки, 4 строки с повтором последней или двух последних
2. Тональный план Большими буквами обозначаются мажорные тональности, малыми – минорные. Используют­ся итальянские обозначения (А – В – С – Е – g)
3. Тематический (буквенный) ряд Большими буквами обозначаются части сложных форм (А – В – А), малыми – простых (а – bа), повторяемые части обозначаются одной буквой, новые – разными; если в повторении есть изменения, то в нижнем правом углу возле буквы ставится цифровой индекс (а1, а2, b1 и т.д.)
4. Масштабный ряд Количество тактов, начиная с первой сильной доли (без заката), образующих каждую законченную часть сложной или простой формы
5. Структурный ряд Структура каждой части: определение простых форм от периода до 3-частных внутри сложных форм
6. Функциональный ряд Функция каждой части: 1) изложение темы – первые части; 2) развитие темы – середины и средние части в 3-частных формах; 3) повторение темы или развития (точное и (или) варьированное); 4) реприза – третьи части в простых или сложных формах; 5) вступление, заключение, связки в любых формах
7. Итоговое определение формы Название произведения, фамилия поэта и композитора, определение формы, ее типа, строение каждой части, наличие вступления, коды. Количество поэтических строф, количество строк в каждой из них

Образец формы-схемы вокально-инструментального произведения

 

Текст 1-я строфа а 4 строки 2-я строфа b 4 строки 3-я строфа с 4 строки 4-я строфа d 4 строки 5-я строфа е 4 строки 6-я строфа f 4 строки 7-я строфа g 4 строки 8-я строфа a 2 строки
Тональный план С С С–d–C C A–D–A–E–A C C– g –C C– a –C C
    А В АI  
Тематический (буквенный) ряд вст. a b a c d a bI aI кода
Масштаб 4т. 8т 4+4 10т. 2+2+3+1+2 8т. 4+4 8т. 2+2+4 10т. 1+1+4+2+1+1 8т. 4+4 12т. 2+2+2+4+2 8т. 2+1+1+2+2 16т. 4+4+4+4
Структура период построение развив.типа период период построение развив.типа период построение развив.типа период
    простая 3-частная форма простая 2-частная форма простая 3-частная форма  
Функция вст. излож. 1-й темы развитие 1-й темы реприза 1-й темы изложение 2-й темы развитие 2-й темы реприза 1-й темы точная развитие 1-й темы с измен. реприза 1-й темы варьир. кода
    I часть всей формы II часть – трио III часть – реприза  
                                 

 

Итоговое определение формы: произведение (название, композитор, автор текста) написано в сложной 3- частной форме с трио, вступлением и кодой; I часть представляет собой простую 3-частную однотемную форму, II часть – трио – простую безрепризную 2-частную форму, III часть – варьированная реприза; поэтический текст состоит из восьми строф, в каждой из которых по четыре строки, за исключением последней (2 строки).

 


Образец формы-схемы

композиции оперной сцены

(на примере сцены Ярославны с девушками

из оперы А. Бородина «Князь Игорь»)

 

 

1. Драматургия – участники сцены Ярославна, няня девушки Ярославна, девушки девушки девушки
           
2. Функции каждого раздела вступление диалог первый хор связка-речитатив, диалог второй хор заключение
           
3. Масштаб – количество тактов 22 такта 45 тактов 22 такта 50 тактов 8 тактов
           
4. Структура –форма разделов свободное построение простая 2-частная форма с вариантным развитием построение развивающего типа простая однотемная 3-частная форма построение типа предложе-ния
           
5. Тональный план E – h – E – E – cis – As – f – As – h –cis – E – D – E – cis
1-й раздел вступление 2-й раздел I часть 3-й раздел II часть 4-й раздел III часть 5-й раздел кода
           
6. Итоговое определение композиции Сцена с девушками из ІІ действия оперы А. Бородина «Князь Игорь» написана в свободной контрастно-составной форме, имеющей черты 3-частной композиции и состоящей из двух хоров, разделенных диалогом, вступления и заключения.

 


Образец формы-схемы

композиции балетной сцены

(на примере второй картины из I действия балета

П. Чайковского «Щелкунчик»)

 

 

1. Драматургия – участники сцены Клара, Щелкунчик-принц, гномы Клара, Щелкунчик-принц, снежинки на фоне зимней метели
     
2. Функции каждого раздела Лес зимой – пейзаж, поэтическая картина, № 8 Вальс снежных хлопьев, № 9
     
3. Масштаб каждого раздела 71 такт 18+20+20+13+18+20+20+13 407 тактов
     
4. Структура –форма разделов (темп) Andante, простая трехчастная однотемная форма с динамической репризой и кодой Tempo di Valse, ma non moto, сложная трехчастная форма с трио, вступлением, кодой в темпе Presto
     
5. Тональный план частей, номеров C–e–C–G–C E–G–e–E
  I часть II часть
     
6. Итоговое определение композиции Вторая картина из I действия балета П.Чайковско­го «Щелкунчик» представляет двухчастную композицию контрастного типа. Первая сцена (№ 8) – это поэтическое анданте с торжественной, гимнической кульминацией, прославляющей главного героя – Щелкунчика-принца; вторая (№ 9) – зимний волшебный вальс, полный сказочной красоты и очарования.

 


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.029 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал