Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типы анализа музыкального произведения
Музыкальная форма существует в единстве с музыкальным содержанием и образует творческую художественно выразительную систему, именуемую музыкальным произведением. Музыкальная форма подразумевает музыкальное сочинение как единство стиля, жанра, содержания, языка и строения, характерного для данного исторического времени и автора. Музыкальный стиль – это исторически сложившийся тип музыкального мышления, идейно-художественных концепций, тем, образов и средств их воплощения. Ключевое слово понятия «стиль» – мышление, ибо как композитор мыслит, так он и творит, а по творчеству познают мысли и чувства художника. В понятие стиля включены три главных элемента: 1) историческая эпоха, формирующая мировоззрение композитора, 2) основные идеи и характерный тип содержания, раскрываемый в большинстве его сочинений, 3) индивидуально-самобытные средства выразительности. Ярче всего о почерке автора свидетельствует язык его произведений, именно он в первую очередь ориентирует слушателей на определение принадлежности сочинения к тому или иному стилю. В истории музыки известны следующие стили: – ars аntiqua, – ars nova, – строгий стиль, ренессанс, – свободный стиль, барокко, – венский классический стиль, – романтизм, – импрессионизм, – русский классический реализм, – экспрессионизм, – неоклассицизм, – неоромантизм, – авангардизм, – додекафония, серийная музыка, – фольклорная музыка, – неофольклоризм, – модерн, – конструктивизм, – алеаторика, – сонористика, – минимализм, – конкретная музыка, электронная музыка, – полистилистика, – пуантилизм, – стилизация. Музыкальные жанры – это роды и виды музыкальных произведений, исторически сложившиеся в связи с определенным жизненным назначением музыки, ее социальными функциями, а также условиями исполнения и восприятия. Ключевые слова понятия «жанр» – роды и виды произведений. Известны четыре рода музыкальных жанров по исполнительскому составу: вокально-хоровые жанры, инструментальные жанры, вокально-инструментальные и музыкально-сценические, или музыкально-театральные, жанры. Каждый из этих родов имеет большое количество видов. В группе вокальных жанров первичным считается песня, в группе инструментальных – танец и марш, так как эти жанры во многом определили развитие вокальной и инструментальной музыки в целом. Следует заметить, что чисто вокальные жанры в окружающем нас музыкальном мире используются редко. Единственной сферой их постоянного применения является православная церковная музыка. Среди наиболее популярных вокально-инструментальных жанров следует выделить романс в камерной музыке и кантатно-ораториальные жанры в вокально-симфонической музыке. Классическая опера, балет и их разнообразные виды причисляются к группе музыкально-театральных жанров, для которых главный принцип существования – синтез искусств (табл. 1). Таблица 1
Музыкальные жанры по исполнительскому составу
Специфика музыкальных жанров, их индивидуальный облик в любом из родов и видов произведений во многом зависят от трех причин, перечисленных в определении. Первая из них – жизненное назначение жанра, то есть предопределенность его бытовой ситуацией, диктующей качество музыки. Например, жанр колыбельной, исходя из известной всем жизненной потребности, предполагает мягкое, тихое звучание голоса или инструмента, убаюкивающее, создающее состояние умиротворения, расслабленности, покоя, что необходимо для сна ребенка. Похоронный траурный марш – спутник трагической жизненной ситуации – смерти человека – всегда несет в себе чувство скорби, боли, страдания, выраженное в определенных музыкальных качествах: медленном темпе, минорном ладе, мерном четком метре, пунктирном ритме и т.д. В то же время многие музыкальные жанры потеряли эту непосредственную связь с жизнью, но опосредованно в своих глубинных пластах всегда имеют какую-либо жизненно оправданную информацию. Вторая важная черта характера жанра – его социальная принадлежность. Социальные функции делят жанры на народные, церковные, светские, профессиональные. Все они несут отпечатки той среды, в которой формировались. Условия исполнения и восприятие музыки – самый широкий и многоплановый третий фактор индивидуальности жанра, затрагивающий скорее внешние его стороны, нежели внутренние, но играющий значительную роль в законах бытия различных жанров. Существует немало жанров, для которых условия исполнения вовсе не ограничивают их функционирование как в музыкально-концертной, так и в бытовой среде. Например, песня, романс, танец. При этом для многих других музыкальных жанров жесткие нормы исполнения и восприятия – обязательные условия их существования. Например, для сложнейшего инструментального жанра симфонии необходимы и филармоническая концертная сцена, и определенная подготовка слушателя. Музыкальный язык – это вся совокупность исторически сложившихся средств музыкальной выразительности. Ключевое слово понятия «язык» – средства, благодаря которым музыка, например И.-С. Баха, отличается от музыки Л. Бетховена, М. Мусорского – от Н. Римского-Корсакова, С. Прокофьева – от Д. Шостаковича. Средства выразительности являются наиболее специфическими и авторскими чертами музыки. Все средства выразительности делятся на две группы:
*Каждое средство выразительности из первой группы рассматривается в теме 2. **Все средства выразительности из второй группы изучаются самостоятельно, используя указанную литературу: Музыкальный энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1991. – 672 с.; Музыка: энцикл. – М.: Большая Рос. энцикл., 2003; – 672 с.; Мазель, Л. А. Строение музыкальных произведений / Л. А. Мазель. – М.: Музыка, 1986. – 527 с. Перечисленные средства выразительности используются в каждом музыкальном произведении в разном соотношении друг с другом, создавая его неповторимый облик. Музыкальное содержание – это отражение действительности через восприятие композитора с помощью музыкальных образов, воплощаемых средствами выразительности. Ключевое слово понятия «содержание» – образы, передающие мысли и чувства композитора, раскрывающие его замысел и определяющие индивидуальность музыкального произведения. Музыкальный образ – это идеальная звуковая форма и способ освоения жизни, то есть целостно выраженный характер. Музыкальный образ и музыкальная мысль как носители идеи, темы, внутреннего духовного облика произведения – центральные понятия музыкального содержания. Различают три стороны музыкально-художественного содержания: предметную, или фабульно-сюжетную; идейную; эмоциональную. Все они находятся в единстве и влияют друг на друга. Взаимодействие эмоционального и интеллектуального начал в музыкальном содержании, изобразительного и символического, объективного и субъективного дает возможность отобразить в звуках весь спектр духовного и предметного мира человека (рис. 1). Рис. 1. Стороны музыкального содержания
Все богатство содержания в музыке условно можно разделить на три образные сферы: лирическую, драматическую и эпическую. Лирическая из них самая широкая и всеобъемлющая, так как воплощает внутренний мир человека, героя, личности со всеми присущими ему помыслами, чувствами, переживаниями. Панорама лирических образов охватывает огромный диапазон – от простой детской песенки до философских обобщений. Характерная особенность лирического содержания – концентрация субъективного отношения к объективному миру. Суть драматической образной сферы состоит в выявлении конфликтной ситуации, основанной на противопоставлении и острой, напряженной борьбе контрастных, противоречивых образов. Драматическое начало в музыке всегда связано с лирическим и чаще всего проявляется в конфликте между внутренним миром героя и окружающей действительностью. Крайнее состояние драматического в искусстве в целом и в музыке в том числе – трагическое, связано со смертью героя. Эпическая образная сфера означает повествование или рассказ о чем-либо или о ком-либо. Эпическое в музыке всегда соединяется с лирическим или драматическим, образуя лирико-эпические и эпико-драматические образы. Для эпического содержания свойственны уравновешенность, неторопливость, внутреннее спокойствие, особое чувство жизненной правды, силы и мудрости. Характерная особенность эпического – преобладание обобщенно-объективных черт над субъективно-индивидуальными. В большинстве своем эпические образы – это образы, взятые из исторических легенд, народных сказаний, былин, сказок, повествующих о героях и их деяниях. Яркие страницы эпического содержания запечатлены в русской классической музыке, прежде всего в творчестве А.Бородина. Связаны они с воплощением образов героев-богатырей из русских народных былин и сказаний. Содержание любого крупного музыкального произведения всегда есть средоточение музыкальных образов из разных сфер, что, с одной стороны, подчеркивает их естественное взаимопроникновение и органическое единство друг с другом, с другой – свидетельствует о том, что музыке подвластна передача любых порывов души человека и жизненных явлений (рис. 2). Рис. 2. Уровни музыкального содержания
Музыкальная форма. Музыкальная форма является звуковым воплощением музыкального содержания с помощью средств выразительности. Ее рассматривают в широком и узком значении. В широком значении – это музыкальное произведение как целостное явление конкретной исторической эпохи, стиля, языка композитора, индивидуальной образно-содержательной, жанровой природы, а также специфики внутреннего строения. Музыкальная форма в узком значении – это строение произведения, разнообразные типы классических структур, нормы соотношения частей, их масштабы и функциональные взаимосвязи, то есть только законы внутренней организации строения музыкального произведения, так называемая форма-схема. Содержание и форма – диалектически связанные между собой и взаимовлияющие друг на друга философские категории. Первичный элемент этого единства – содержание, вторичный – форма. Содержание – более активный мобильный, развивающийся и обновляющийся компонент целого, форма – более пассивный, но стабильный, постоянный и устойчивый компонент, сохраняющий свои структурные признаки при изменяющемся содержании. Например, строение классической сонатной формы, образовавшейся в эпоху венских классиков, сохранило свои основные черты и в музыке ХХ в. Форма классического рондо независимо от содержания всегда представляет собой трехкратное проведение начальной темы – рефрена, чередующейся с контрастными эпизодами. При этом новое содержание всегда стимулирует и новые признаки формы, а порой и сбрасывает старую форму, освобождая место для возникновения новой формы, более соответствующей изменившемуся содержанию (например, новый тип свободных вариаций в романтической музыке в противоположность строгим классическим). Классификация музыкальных форм. Все музыкальные формы можно разделить на пять основных групп, учитывая сложность их строения, тип внутренней тематической организации, количество и масштабы частей. Простые формы – это небольшие по масштабам формы (миниатюры), содержащие изложение одной темы, первая часть которых представляет собой период, остальные части ей подобны. Первая группа состоит из трех структур: наименьшей одночастной, или периода, простой двухчастной и простой трехчастной формы. Сложные формы – это крупные по масштабам формы (концертные пьесы), содержащие изложение двух или более контрастных тем, первая часть которых представляет собой простую двух- или трехчастную форму, остальные части ей подобны. Вторая группа включает сложную двух- и трехчастную форму, рондо, вариации. Сонатная форма и ее разновидности – это высший тип инструментальной формы первых частей симфоний, концертов, сонат венских классиков, в основе которой лежит тематический и тональный контраст между двумя темами-образами, называемыми главной и побочной партиями, излагаемыми в экспозиции в разных тональностях, а в репризе – в одной главной тональности. Третья группа ограничивается только разными вариантами сонатной формы: полная, без разработки с двойной экспозицией и с эпизодом вместо разработки. Циклические формы и жанры – это самые крупные по масштабам музыкально-концертные формы, состоящие из нескольких (от 2-х до 20-ти и более) частей, пьес, номеров, самостоятельных и контрастных между собой по содержанию, законченных по форме, но объединенных общей идеей, темой, программой. Четвертая группа содержит в своем составе больше одной части (от трех, четырех до десяти и более). Это сюита и сонатно-симфонический цикл в инструментальной музыке, вокальный цикл и кантатно-ораториальные формы в вокально-инструментальной музыке. Пятую группу составляют музыкально-сценические, или музыкально-театральные, формы и жанры. Музыкально-сценические, или музыкально-театральные, формы и жанры – это произведения, исполняемые на театральной сцене, основанные на синтезе разных видов искусств с главенством музыки и содержащие взаимодействие разнообразных музыкальных жанров, структур, средств. В эту группу входят сочинения, в которых музыка объединяется с другими видами сценического искусства: опера, оперетта, водевиль, мюзикл, балет и другие их типы. Наглядно классификация музыкальных форм представлена в табл. 2. Таблица 2 Классификация музыкальных форм
Продолжение табл. 2
Продолжение табл. 2
Типы анализа музыкального произведения. В науке о музыкальных формах, учитывая два ее значения (широкое и узкое), существуют и различные типы анализа музыкальных произведений: 1) целостный анализ рассматривает произведение целиком, в широком историко-теоретическом аспекте, 2) структурный анализ предполагает разбор строения произведения и определение типа формы-схемы, 3) анализ средств выразительности, то есть музыкального языка, включает как подробное описание каждого средства в отдельности, например, анализ мелодии, метроритма, ладотональности, гармонии, фактуры и т.д., так и всех их в совокупности для выявления типичных и индивидуальных особенностей данного концертного музыкального произведения, 4) история и теория жанра сочинения также может стать предметом музыкального анализа (см.: «Целостный анализ музыкального произведения»; «Структурный анализ музыкального произведения»; «Схема анализа музыкальной формы инструментального произведения»; «Образец формы-схемы инструментального произведения»; «Схема анализа музыкальной формы вокально-инструментального произведения»; «Образец формы-схемы вокально-инструментального произведения»; «Образец формы-схемы композиции оперной сцены»; «Образец формы-схемы композиции балетной сцены»).
Целостный анализ музыкального произведения
В Ы В О Д Ы П О С Д Е Л А Н Н О М У А Н А Л И З У: типичные и индивидуальные черты жанра, драматургии, композиции, формы и средств выразительности Структурный анализ музыкального произведения
1. Анализ формы-схемы по установленному образцу (см. образцы форм-схем инструментального, вокально-инструментального произведений, композиции оперной или балетной сцены, с. 18, 20–22). 2. Краткая характеристика образного содержания: экспозиционный, развивающий и репризный разделы формы; количество тем и их взаимодействие. 3. Комментарии к форме-схеме с подробной характеристикой всех ее горизонталей: – тональный план, – тематизм, – масштабы, – структура, – функция всех разделов формы, – итоговое определение формы с расшифровкой типа формы и структуры каждой части, в произведениях с текстом – с описанием строения текста. 4. Анализ экспозиционных периодов изложения всех тем по установленной методике (см. методику анализа периода, с. 67–68). Анализ типов изложения: экспозиционного, развивающего и заключительного по трем признакам (см. табл. 8 «Функции частей и типы изложения в музыкальной форме», с. 55). 5. Анализ средств выразительности по предлагаемой методике (см. методику анализа средств музыкальной выразительности, с. 45–47): – мелодии, – метроритма, – ладотональности, – гармонии, – фактуры в экспозиционных разделах формы с определением местоположения кульминации и ее характеристики. 6. Выводы: типичные и индивидуальные черты анализируемой формы с описанием всех этапов музыкального произведения: экспозиционных, развивающих, репризных.
Схема анализа музыкальной формы инструментального произведения
Образец формы-схемы инструментального произведения
Итоговое определение формы: произведение (название, композитор) написано в сложной 3-частной форме с трио, вступлением и кодой; I часть представляет собой простую 3-частную однотемную форму, II часть – трио – простую безрепризную 2-частную форму, III часть – варьированная реприза. Схема анализа музыкальной формы вокально-инструментального произведения
Образец формы-схемы вокально-инструментального произведения
Итоговое определение формы: произведение (название, композитор, автор текста) написано в сложной 3- частной форме с трио, вступлением и кодой; I часть представляет собой простую 3-частную однотемную форму, II часть – трио – простую безрепризную 2-частную форму, III часть – варьированная реприза; поэтический текст состоит из восьми строф, в каждой из которых по четыре строки, за исключением последней (2 строки).
Образец формы-схемы композиции оперной сцены (на примере сцены Ярославны с девушками из оперы А. Бородина «Князь Игорь»)
Образец формы-схемы композиции балетной сцены (на примере второй картины из I действия балета П. Чайковского «Щелкунчик»)
|