![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выявление и изучение агрессивности детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
Цель констатирующего этапа эксперимента: выявление уровня агрессивности дошкольников старшей разновозрастной группы. Эмпирическая база исследования: старшая разновозрастная группа МБДОУ «Детский сад «Ляйсан» села Какре Елга Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан. Эксперимент проводился в период с 18 апреля 2016 г. по 14 мая 2016 г. В эксперименте участвовало 14 детей (10 мальчиков и 4 девочки) в возрасте 5-7 лет. С целью диагностики уровня агрессивности дошкольников нами были использованы следующие четыре методики: 1) Анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. (Приложение 1); 2) Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина) (Приложение 2); 3) Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей, разработанная Лаврентьевой Г.П.) (Приложение 3); 4) Проективная методика “Рисунок несуществующего животного” (автор Колосова С.Л.) (Приложение 4). Далее дадим краткое описание данных диагностик. 1. Анкета для родителей Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. Инструкция. Родителям предлагается ответить на 20 вопросов-утверждений. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка). Шкала оценок результатов: · Повышенный уровень агрессивности - 16-20 баллов · Высокий уровень агрессивности -- 11-15 баллов. · Средний уровень агрессивности -- 6-10 баллов. · Слабый уровень агрессивности --1-5 баллов.
2. Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина). Возраст испытуемых - 5-7 лет. Испытатель (воспитатель) в форме беседы проводит в индивидуальном режиме с каждым ребёнком четыре тестовых испытания на предмет его отношения к вопросам, связанным с проявлением агрессивности на телеэкране, что говорит и об его личной агрессивности (или предрасположенности к ней). Если вопрос или ответ не понятен ребёнку, испытатель повторяет их. Причём, ребёнок должен сам выбрать один из трёх готовых ответов какой-то один, либо придумать свой вариант ответа. За ответ на каждый вопрос испытуемый получает от 0 до 2 баллов - в зависимости от степени «приближения» ответа к высшему проявлению агрессивности. Балл 0 ставится при выборе ответов с литерой «а» (отсутствие агрессивности), 1 балл - том случае ребёнком выбирается ответ с литерой «б», соответствующий присутствию некоторой доля агрессивности (но весьма невысокой); 2 балла - в случае выбора ребёнком ответа с литерой «в» (соответствующего высокому уровню агрессивности). В случае, если ребёнок придумывает собственные варианты ответов, выставление за них баллы производится по той же стратегии, что и при выборе «готовых» ответов. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка). Шкала оценки результатов: · Повышенный уровень агрессивности - 7-8 баллов. · Высокий уровень агрессивности - 5-6 баллов. · Средний уровень агрессивности - 3-4 баллов. · Слабый уровень агрессивности - 0-2 баллов.
3. Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей Лаврентьевой Г.П.) Цель: выявить склонность к агрессивному поведению у детей старшего дошкольного возраста. Оборудование: карта наблюдений, включающая 18 фрагментов - фиксированных форм поведения, в данном случае агрессивного (испытатель в течении учебного занятия в ДОУ наблюдает за ребёнком и фиксирует результаты по его окончании). Инструкция. В ответах следует лишь проставить «+» (что означает ДА, присутствуют); или «-» (что означает НЕТ, отсутствуют). Каждый «+» соответствует 1 баллу (ответ «-» соответствует 0 баллов). Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка). Шкала оценок результатов: · Повышенный уровень агрессивности - 15 - 18 баллов · Высокий уровень агрессивности - 10 - 14 баллов. · Средний уровень агрессивности - 6 -9 баллов. · Слабый уровень агрессивности - 0-5 баллов. 4. Методика “Рисунок несуществующего животного” (автор - Колосова С.Л.) Цель: оценить уровень агрессивного поведения ребенка. Инструкция: “Дети, придумайте и нарисуйте животное, которого в природе не существует, и которого Вы не видели ни в книжках, ни в мультфильмах. Вы его нарисуйте и назовите несуществующим именем! ” Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный белый лист бумаги, но не глянцевой. Ручки и фломастеры использовать нельзя. На основании анализа каждого рисунка подсчитывается итоговая сумма баллов и делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка). Шкала оценок результатов: · Повышенный уровень агрессивности - 11-15 баллов · Высокий уровень агрессивности -- 7-10 баллов. · Средний уровень агрессивности --4-6 баллов. · Слабый уровень агрессивности --0-3 баллов. Каждая из обозначенных выше методик имеет шкалу уровня агрессивности (повышенный, высокий, средний, слабый уровень агрессивности). По полученным данным мы провели количественный и качественный анализ. Нами были получены следующие результаты: 1) Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.: 14% детей имеют слабый уровень агрессивности, 30% средний, 42% высокий и 14% повышенный уровень агрессивности (см. табл.1 и диагр.1).
Таблица 1 Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.
Диаграмма 1. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. ДИАГРАММА
2) Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»: 20% детей имеют слабый уровень агрессивности, 50% средний, 20% высокий и 10% повышенный уровень агрессивности (см. табл.2 и диагр.2): Таблица 2 Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»
Диаграмма 2. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» ДИАГРАММА
3) Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. (структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем): 28, 57% детей имеют слабый уровень агрессивности, 42, 86% средний, 21, 43% высокий и 7, 14% повышенный уровень агрессивности (см. табл.3 и диагр.3): Таблица 3. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П.
Диаграмма 3. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. ДИАГРАММА
4) Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Несуществующее животное» (автор С.Л. Колосова): 28% детей имеют слабый уровень агрессивности, 28% средний, 35% высокий и 9% повышенный уровень агрессивности (см. табл.4 и диагр.4): Таблица 4. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Несуществующее животное» (автор С.Л. Колосова)
Диаграмма 4. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Несуществующее животное» (автор С.Л. Колосова) ДИАГРАММА
5) По результатам четырёх методик: 3 (%) детей имеют слабый уровень агрессивности, 7 детей (%) средний, 3 детей (%) высокий и 1 ребенок (%) повышенный уровень агрессивности (см. табл.5 и диагр.5): Примечание: П - Повышенный уровень агрессивности В - Высокий уровень агрессивности СР - Средний уровень агрессивности СЛ- Слабый уровень агрессивности Таблица 5. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по четырём методикам на констатирующем этапе эксперимента
Диаграмма 5. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников почетырём методикам на констатирующем этапе эксперимента. ДИАГРАММА По результатам констатирующего этапа эксперимента можно сделать вывод, что из 14 детей у четверых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности. Средний уровень агрессивности - у семи детей, они отличаются тем, что негативно относятся к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более слабым. Слабый уровень агрессивности по результатам четырёх используемых методик был выявлен у троих детей экспериментальной группы. Таким образом, по результатам констатирующего этапа эксперимента, мы выявили, что из 14 детей в особом внимании нуждаются 4 детей, у которых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности. Это следующие дети: - Рудольф Р. (повышенный уровень агрессивности) - Амир М. (высокий уровень агрессивности) - Салават Ю. (высокий уровень агрессивности) - Раиль Я. (высокий уровень агрессивности) Данным детям присуще такое поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся. Так, например, из беседы с воспитателем, мы выяснили, что Рудольф Р. (повышенный уровень агрессивности) часто в группе, если ему что-то не нравится, старается от всех отвернуться и играть самостоятельно, если ему начинают мешать, например, отнимают игрушку, он очень злится и может зачинить драку с обидчиком. Но в то же время он как-то хочет привлечь к себе внимание, если первым выполнил задание, непременно тут же хочет его показать (тянет руку), когда группа идёт на прогулку, всегда стремится пойти за руку с воспитателем, и если кто-то препятствует этому, он обязательно оттолкнет, постарается завладеть рукой. До 5 лет не посещал детский сад, практически не умеет вести себя в коллективе. Мальчик Амир М. (высокий уровень агрессивности) мало общается со сверстниками, бывает погружен в себя, задумчив. В игре со сверстниками ведет себя достаточно агрессивно, толкает детей, кричит, если ей что-то не нравится. Амир вообще довольно своеобразно ведет себя в группе. У него свой особый мир, который открыт для окружающих, но многим не понятен. Он все делает по-своему, что подтверждается результатами оценок воспитателей: для нее характерны негативизм и раздражительность. Мы предполагаем, что причинами агрессивного поведения детей являются в большей степени ситуация в семье ребенка. Из обследованных 14 детей – 8 из неполноценных семей, где нет отца. 1 ребенок из неблагополучной семьи, где родители иногда уходят в запой, где постоянно драки, побои.1 ребенок – приемный из детского дома, где приемный родитель фактически постоянно в отъездах. Чтобы содержать семью, одиноким мамам приходится много работать, практически они заняты самим сообой. Родители практически не говорят детям о своих чувствах, детям мало «достается» теплых слов, нежных касаний, и поэтому соответственно сами дети с трудом вспоминали (а многие не могли назвать ни единого слова) теплые, хорошие слова, которые они говорили своим маме и папеВ семьях агрессивных детей дистанция между родителями и детьми огромна, родители мало интересуются развитием детей, детям не хватает тепла и ласки, отношение у родителей к проявлению детской агрессивности безразличное или снисходительное, в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения родители предпочитают силовые методы, особенно физические наказания. Также одной из причин агрессивного поведения детей может являться и неограниченный просмотр телевизионных передач, особенно передач и художественных фильмов с элементами агрессии и насилия. Таким образом, обозначилась насущная необходимость обучения детей с агрессивным поведением открытому проявлению своих чувств, переживаний, показывая им способы как общения детей друг с другом, так и способы выхода из разных негативных эмоциональных состояний.
|