Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изучение возникновения конфликтов и способов их разрешения в младшей группе
Исходя из теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, мною была сформулирована следующая гипотеза: основные причины возникновения конфликтов изменяются с возрастом ребенка: чем старше ребенок, тем разнообразнее причины конфликтов. - подобрать методики для выявления основных причин возникновения и способов разрешения конфликтов между детьми. - провести экспериментальное исследование и на основании результатов эксперимента сделать вывод о характере изменения причин возникновения и способов разрешения конфликтов между детьми в игровой деятельности. Методы исследования: наблюдение, опрос-тестирование. Наблюдение – один из важнейших методов сбора информации в процессе исследования в сфере образования. Психолого-педагогическое наблюдение заключается в непосредственном восприятии явлений с помощью органов чувств или в их косвенном восприятии через описание другими, непосредственно наблюдавшими людьми. - «По поводу выбора общей темы игры» – в этих случаях спор возникал из-за того, в какую именно совместную игру собирались играть дети. - «По поводу состава участников игры» – здесь решался вопрос о том, кто именно будет играть в данную игру, т.е. кого включить в игру, а кого исключить. - «Из-за ролей» – данные конфликты возникают главным образом в силу разногласий между детьми о том, кто будет выполнять наиболее привлекательную или, наоборот, малопривлекательную роль. - «Из-за игрушек» – сюда отнесены споры из-за обладания игрушками, игровыми предметами и атрибутами. - «По поводу сюжета игры» – в этих случаях дети спорят из-за того, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации, персонажи и каковы будут действия тех или иных персонажей. - «По поводу правильности игровых действий» – это споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре [10, с.36-37]. Способы разрешения конфликтов между детьми мы классифицировали следующим образом: - «Опосредствованное воздействие» – в этом случае ребенок воздействует на соперника через других людей. - «Психологическое воздействие» – сюда отнесены такие способы воздействия на соперника, которые адресованы непосредственно ему, но осуществляется это на уровне плача, крика, топанья ногами, гримасничанья. - «Словесное воздействие» – в данном случае средством воздействия является уже речь, но это главным образом различные указания сопернику, что он должен делать или чего он делать не должен. - «Угрозы и санкции» – сюда отнесены такие высказывания, в которых дети предупреждают соперников о возможных негативных последствиях их действий. - «Аргументы» – сюда отнесены высказывания, с помощью которых дети пытаются объяснить, обосновать свои притязания или показать неправомерность притязаний соперников. Кроме того, с воспитателями младшей, средней и старшей групп детского сада мы также с целью выявления причин конфликтов и способов их разрешения провели анкетирование. Мы предложили воспитателям ответить на вопросы анкеты, представленной в приложении 1. Итак, по результатам анкетирования воспитателя младшей группы, конфликты между детьми этого возраста возникают чаще всего из-за игрушек. - наибольшее количество конфликтов возникало из-за обладания игрушками – 16 конфликтов из 22-х зарегистрированных, что составляет 72, 6%; из-за разрушения игры – 5 конфликтов из 22 (22, 8%); 1 (4, 6%) конфликт между детьми «из-за распределения ролей». Эти данные мы занесли в таблицу 1.
По поводу способов разрешения конфликтов между детьми воспитатель младшей группы отметила «физическое воздействие» как наиболее распространенный способ разрешения конфликтов между детьми в возрасте 3-4 лет. 5 (22, 5%) и 4 (18, 2%) раз дети применяли словесное и психологическое воздействие соответственно в качестве способа разрешения конфликтов; 3 раза (13, 7%) зафиксирован такой способ, как «аргументы»; по 1 (4, 6%) – угрозы и санкции и опосредованное воздействие. Эти данные мы занесли в таблицу 2. Таблица 2.
Таким образом, по результатам анкетирования воспитателя и наблюдения за детьми младшей группы сделали следующий вывод: чаще всего конфликты в этом возрасте возникают из-за игрушек, а самым распространенным способом разрешения конфликтов между детьми является физическое воздействие.
|