![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме особенностей возникновения конфликтов в играх дошкольников
§1. Характеристика понятия «конфликт» Конфликт – это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Противодействие субъектов конфликта (в данном случае детей дошкольного возраста) может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности (прежде всего игровой), так как игровая деятельность для дошкольного возраста является основной. Признаками конфликта являются: наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной; неделимость объекта конфликта, т.е. объект конфликта не может быть поделен между участниками конфликтного взаимодействия; желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей, а не выход из создавшейся ситуации; Конфликтное противостояние предполагает определение области (проблемы) противоречия, т.е. предмета конфликта. Предмет конфликта – объективно существующая или воображаемая проблема, служащая причиной раздора между сторонами (проблема лидерства, желание отнять игрушку у сверстника, несовместимости характеров детей и т.д.). Отсюда субъект конфликта – участники конфликта, т.е. дети, чьи интересы затронуты непосредственно. Объект конфликта – то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, конкретная материальная вещь (игрушка, книжка и т.д.), социальная (власть, т.е. желание лидерства, желание быть главным в игре) или духовная ценность (отстаивание своей точки зрения). Конфликты могут возникать и в таких ситуациях: отсутствие взаимопонимания; борьба за лидерство; у девочек из-за мальчика; оскорбление, сплетни, зависть, доносы и др. Основными причинами ненависти к сверстникам являются: подлость и предательство; личная обида; ложь и высокомерие; соперничество между детьми и др. К старшему дошкольному возрасту, ребенок значительно самостоятельнее, независимее от взрослого, усложняются, развиваются его отношения с окружающими. Это дает возможность для полного и глубоко осознания себя, оценки достоинств и недостатков как своих, так и сверстников. Активно развивается в этот период и самооценка - важная форма проявления самопознания. В педагогической конфликтологии уже выявлены основные факторы, определяющие особенности конфликтов у дошкольников: во-первых, специфика конфликтов у дошкольников определяется возрастной психологией. Возраст детей оказывает значительное влияние, как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения. Педагоги чаще сталкиваются с детскими конфликтами, которые обусловлены влиянием окружающей среды и особенностью личности воспитателя, стилем его руководства детским коллективом.
Возраст - определенная, качественно своеобразная, ограниченная во времени ступень развития индивида. Конфликты у детей дошкольного возраста, несомненно, отличаются от конфликтов у детей школьного возраста и взрослых. Конфликт - сложное социальное явление. Он оказывает существенное влияние на процесс становления и развития личности и общества в целом. В профессиональной деятельности педагога конфликты неизбежны, они нарушают привычный ход событий, могут привести к серьезным сбоям педагогического процесса, но в то же время открывают возможность для развития отношений, опыта участников конфликта, для выхода на новый уровень их взаимодействия. Конфликтные ситуации в педагогическом процессе это не просто столкновение и противоборство несовпадающих целей, стремлений и интересов, а ситуация, которая позволяет ребенку выявить свои позиции, утвердить положительные черты характера, проявить самостоятельность в принятии решений; воспитателю конфликтная ситуация предоставляет возможность управлять нравственным развитием воспитанника, формированием его нравственного опыта. С конфликтами в среде взаимодействия детей разного возраста педагоги сталкиваются довольно рано. Вместе с тем, неумение воспитателя разрешать конфликты или преднамеренное обострение их с целью подавить личность, заставить подчиниться, приняв «ошибки», приводит к потере у ребенка веры в свои силы, в справедливость, утверждению равнодушия и безразличия к происходящим событиям. Несомненно, конфликт - это острейший педагогический инструмент, способствующий выявлению направленности личности и ее формированию. Следовательно, очень важно воспитателю не только умение видеть и правильно понимать сущность детского конфликта, но готовность разрешать его так, чтобы участники конфликтной ситуации учились лучше понимать друг друга, проявлять внимание и уважение друг к другу. Следует отметить и то, что в педагогической деятельности нет четкой границы между ситуацией и конфликтом, так как дети не всегда могут открыто заявить о своих позициях.
|