![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Умение понимать и любить людей – одно из драгоценных качеств, составляющих основу человеческого общенияСтр 1 из 16Следующая ⇒
Умение понимать и любить людей – одно из драгоценных качеств, составляющих основу человеческого общения. Нам часто кажется, что такие способности изначально свойственны ребенку. Ведь нередко говорят: «Он добр от природы» или «Он по натуре жесток». Наблюдения показывают, то, что представляется складывающимся стихийно, уходит корнями в воспитание, которое состоит порой из незначительных порой на первый взгляд мелочей. Дети рано начинают проявлять интерес друг к другу, но как много лет проходит до той поры, пока они овладеют правилами общения, научатся ладить, уступать друг другу, уважать чужие интересы. Но часто этого не происходит. Почему? Ведь, как правило, с первых лет жизни ребенка родители, даря своему малышу ласку и любовь, учат его сострадать живому, жалеть слабых, быть добрым, отзывчивым. А в реальной жизни? Психологи провели такой эксперимент: они попытались выяснить, что ждет дошкольник от своего сверстника, что его больше привлекает в нем – способность играть вместе, умение хорошо рассказывать разные истории или доброе, внимательное отношение к нему. Оказалось, дети предпочитают общаться с теми, кто лучше понимает их, умеет похвалить. Вместе с тем выяснилось, что, желая получить похвалу, уважение, дошкольники не умеют давать то же самое своим сверстникам. Приученные только получать, дети плохо умеют отдавать. Когда, с какого момента мы должны учить детей общаться? Очевидно, тогда, когда появляются первые ростки их интереса друг к другу. Внимание к сверстнику часто сочетается с отношением к нему как к интересному объекту. Такие проявления настораживают взрослых, они стараются держать своих детей подальше друг от друга, да и самих детей бесцеремонное обследование отталкивает от сверстников. Но именно теперь наступает тот момент, когда взрослый может помочь малышу увидеть в другом ребенке человека. После 3 лет малыш вступает в новую эпоху своей жизни, в новый возраст, который принято называть дошкольным. Конечно, каждый возраст прекрасен по- своему, но важность и очарование дошкольного возраста нужно подчеркнуть особо. Это возраст, когда воображение начинает работать так ярко и интенсивно, что трудно отличить выдуманное от реального. Это возраст, когда каждый день приносит что-то новое. Малыш открывает мир: знакомится с людьми, природой, окружающими предметами, узнает о добре и зле. Это возраст активного действия: невозможно заставить малыша посидеть немного спокойно, молча. Желание что-то делать - бегать, прыгать, играть с игрушками, говорить – переполняет ребенка. Это возраст, когда в жизнь ребенка входят сверстники. Общие игры, ссоры, привязанности, согласие и разногласия постепенно заполняют круг его интересов. Именно в дошкольном возрасте появляются конфликты и конфликтные ситуации, характер которых во многом определяет реальное поведение ребенка в конфликте. Изменения в поведении ребенка – вторичные новообразования, далекие следствия первопричин конфликта. Дело в том, что сам конфликт и возникающие вследствие него негативные черты длительное время скрыты от наблюдений. Именно поэтому источник конфликта, его первопричина, как правило, упускается воспитателем, и педагогическая коррекция оказывается уже неэффективной, а также препятствует осуществлению индивидуального подхода к формированию личности ребенка. Ранняя диагностика и коррекция симптомов конфликтных отношений, неблагополучия, эмоционального дискомфорта ребенка среди сверстников имеет огромное значение. Незнание их делает малоэффективными все попытки изучения и построения полноценных детских отношений, а также препятствует осуществлению индивидуального подхода к формированию личности ребенка. Вот почему изучение конфликтов детей дошкольного возраста является столь актуальным. Объект: игровая деятельность дошкольников. Предмет: конфликты детей дошкольного возраста. Целью исследования: изучение особенностей конфликтов в играх детей дошкольного возраста путем теоретического и практического анализа. Из цели вытекают следующие задачи: 1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме конфликтов у дошкольников в игровой деятельности с целью: - дать понятие конфликтов у дошкольников в игровой деятельности; - рассмотреть виды конфликтов у дошкольников; -выявить причины конфликтов у дошкольников в игровой деятельности; - изучить существующие методы профилактики конфликтов у дошкольников в игровой деятельности. 2. Провести исследование с целью выявления конфликтов в разных возрастных группах и способов их разрешения. 3. Разработать методические рекомендации по предупреждению конфликтов в дошкольном возрасте. Гипотеза: основные причины возникновения конфликтов изменяются с возрастом ребенка: чем старше ребенок, тем разнообразнее причины конфликтов. Проявление агрессивности является результатом: 1) неудовлетворенности дошкольника содержанием общения с членами семьи и со сверстниками; 2) невысокого социального статуса дошкольника в группе; 3) отсутствия успеха в совместной со сверстниками деятельности; 4) неудовлетворенной потребности в популярности. Методы исследования: 1. Анализ научной и учебно-методической педагогической и психологической литературы. 2. Диагностические методы, направленные на изучение причин конфликтов у дошкольников в игровой деятельности: наблюдение, опрос-тестирование. 3. Математическая обработка и интерпретация результатов. Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. База исследования: детский сад №17 «Красная шапочка» г. Бугульмы.
|