![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы бытия. Пространственно-временные характеристики бытия.
Н. Гартман// Практикум по философии: В 2-ух ч. Ч.1. – Мн., 2004. – С. 435 – 437. 1. Какие формы бытия выделяет Гартман? Строение реального мира имеет форму наслоения. Каждый слой является целым порядком сущего. Главных слоёв 4: физически-материальный, органически-живой, душевный, исторически-духовный. Каждый из этих слоёв имеет свои собственные законы и принципы. Более высокий слой бытия целиком строится на более низком, но определяется им лишь частично. 2. Что автор понимает под идеальным бытием и связью идеального и реального? Само бытие нельзя ни определить, ни объяснить. Но можно отличить виды бытия и анализировать их модусы. Тем самым их можно осветить изнутри. Это осуществляется анализом реального и идеального бытия. Здесь всё связано с внутренними отношениями возможности, действительности и необходимости. Эти отношения в каждой из сфер бытия совсем разные. Их нахождение составляет предмет новой науки. Модальный анализ – ядро новой онтологии. Всё остальное относится к учению о категориях. Оно охватывает совместные принципы (фундаментальные категории) и специальные принципы отдельных слоёв бытия. Из последних не все ограничены одним из слоёв, некоторые проникают в более высокие порядки сущего, другие обрываются на границах слоёв. А. Августин, Ф. Аквинский// Практикум по философии: В 2-ух ч. Ч.1. – Мн., 2004. – С. 541 – 542. 1. Каково объяснение пространственно-временной организации бытия в философии Августина? Бог сотворил небо и землю. Всё существующее зависит от божественного бытия. Нет ни будущего, ни прошедшего, существует лишь настоящее прошедшего либо настоящее будущего. Только в душе есть три формы восприятия: память или воспоминание (memoria), созерцание (intuitus), надежда (expectacio). 2. Как Фома Аквинский объясняет движение? Первый и наиболее очевидный путь исходит из понятия движения. В этом мире нечто движется. Но всё что движется, имеет причиной своего движения нечто иное: ведь оно движется потому, что находится в потенциальном состоянии относительно того к чему движется. Необходимо дойти до некоторого перводвигателя, который сам не движим ничем иным; а под ним все разумеют бога. П. Тиллих// Практикум по философии: В 2-ух ч. Ч.1. – Мн., 2004. – С. 532 – 533. 1. Как взаимосвязаны пространство, время и бытие в экзистенциальной философии? Настоящее всегда включает в себя присутствие человека в нем, а присутствие означает «быть присутствующим для субъекта перед субъектом». Присутствие предполагает пространство. Время творит присутствующее, объединяясь с пространством. В этом единстве время останавливается, потому что «есть на чём стоять». Как и время, пространство объединяет бытие и небытие, страх и мужество. Пространство оценивается по-разному, поскольку это категория конечности. «Быть» означает быть в пространстве. Каждое сущее старается сохранить для себя пространство. Прежде всего это означает физическое местоположение – тело, участок земли, дом, город, страну, мир. Здесь также имеется в виду социальное пространство – призвание, сфера влияния, группа, исторический период, место в воспоминании или ожидании, место в структуре ценностей и значений. Не быть в пространстве означает не быть. Таким образом, в любой области жизни стремление к пространству есть онтологическая необходимость. 2. Почему отсутствие определённого и конечного пространства характеризует предельную незащищённость человека? Отсутствие конечного и определённого пространства – предельная незащищённость. Быть конечным – быть незащищённым. Такое переживается в человеческом страхе перед завтрашним днём. У человека появляется страх, когда неопределённость в пространстве и неуверенность в завтрашнем дне. В итоге он становится марионеткой чужих желаний и обстоятельств. Поэтому человек сопротивляется угрозе лишиться собственного пространства, своего места в данном пространстве.
|