Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема философского метода. Диалектика и метафизика в их историческом развитии.






 

Аристотель// Практикум по философии: В 2-ух ч. Ч.1. – Мн., 2004. – С. 505.

Жил в 384 – 322 гг. до н.э. Это древнегреческий философ. Родился в полисе Стагира. Ученик Платона, один из слушателей его Академии. В течение трёх лет руководил воспитанием Александра Македонского. В Афинах создал собственную философскую школу – Ликей. Работы: «Органон», «Метафизика», «Физика», «О душе», «Никомахова этика», «Политика» и т.д. Критикует платоновское учение об идеях как о самобытных сущностях, отделённых от мира чувственных вещей. Основные возражения Аристотеля: идеи в платоновском понимании бесполезны для познания вещей, так как являются лишь копиями последних; противоречивы логические отношения идей между собой и с вещами; в обоснованном мире идей Платон не способен указать причину движения и становление вещей чувственного мира. По Аристотелю, каждая вещь соединяет в себе чувственное и сверхчувственное, так как она есть сочетание «материи» и «формы» (медный шар – это единство меди и шаровидности). Онтологически форма – сущность вещи, гносеологически – понятие о вещи.

1. Какие 5 целей преследуют софисты? Чем отличается софистика от диалектики?

5 целей: опровержение; ложное; несогласующееся с общепринятым; погрешность в речи и принуждение человека к пустословию, то есть частому повторению 1-ого и того же. Софисты больше всего намерены создать видимость того, что они опровергают; 2-ое – показать, что человек говорит неправду; 3-ье – привести его к тому, что не согласуется с общепринятым и т.д. (см. выше, здесь просто расписываются цели).

Ф.Х. Кессиди// Практикум по философии: В 2-ух ч. Ч.1. – Мн., 2004. – С. 505 – 506.

1. Что означает диалектика в понимании Сократа?

Диалектика в понимании Сократа есть метод исследования понятий, способ установления точных определений. Для установления точных определений Сократ разделял понятие на роды и виды, преследуя и теоретические, и практические цели. Он был убеждён, что разумный человек, разделяя в теории и на практике предметы по родам, сможет этим методом отличить добро от зла.

2. В чём заключается философский смысл иронии Сократа?

Философский смысл иронии Сократа состоит в том, что она не признаёт ничего окончательного, раз и навсегда данного. Сократ был уверен, что нет такой человеческой мудрости, которая могла бы стать окончательной. Его ирония исключает любой догматизм. Сократ, иронизируя, утверждает – возбуждает в собеседнике потребность в самопознании и самосовершенствовании.

Сократ правильно утверждал, что нет ничего окончательного. Всё меняется. Меняется человек, общество. Значит, даже законы могут принять другой смысл. Сократ был софистом. Значит, поэтому он и имел такие идеи, как вера в то, что мы ничего не можем утверждать абсолютно точно.

 

Г.В.Ф. Гегель// Практикум по философии: В 2-ух ч. Ч.1. – Мн., 2004. – С. 508 – 510.

Жил в 1770 – 1831 гг. Это представитель немецкой классической философии, обобщивший и развивший диалектические идеи Канта, Фихте, Шеллинга в универсальную систему диалектического идеализма; создатель неформальной – диалектической – логики. В состав нравственности включал семью, гражданское общество, государство. Развитие общества он трактует как прогресс в сознании свободы, который необходимо познать в его внутренней необходимости. В учении об абсолютном духе он рассматривает диалектику движения к истине общественных форм сознания: искусства, религии, философии. Искусство выражает идею в форме созерцания, религия – в форме представления, а в философии абсолютная идея обретает абсолютную форму – понятие. Философия выступает последней формой проявления абсолютной идеи, идеальным предвестником конца мира, адекватным методом самопознания идеи.

1. Почему Гегель считает познание посредством диалектического метода более научным, чем познание с помощью здравого смысла?

Как бы упорен ни был рассудок в своём сопротивлении диалектике, её нельзя рассматривать как исключительную принадлежность философского сознания, так как то, о чём в ней идёт речь, мы находим и в каждом обыденном сознании и во всеобщем опыте. Всё, что нас окружает, может рассматриваться как образец диалектики.

2. С какой целью Гегель стремится показать – «всё, что нас окружает, может быть рассматриваемо как образец диалектики»? В чём проявляется радикальный пересмотр значения и роли понятия бытия в диалектике Гегеля?

Из всеобщего опыта следует, что любое состояние или действие в своей наивысшей точке переходят в свою противоположность (деспотия и анархия, печаль крайняя и крайняя радость и др.). Он хочет показать, что всё линейно развивается.

Диалектика Гегеля исходит из интуиции вечного становления, напряжения, когда нет законченной и совершенной идеи и когда бытие должно ещё только стать этой идеей. Его диалектика даёт не круговращение бытия, а эволюцию по некой прямой линии, так что происходит не возврат к потерянной цельности, а нарастание всё большей и большей цельности.

3. В чём видит Гегель чисто внешнее различие между диалектикой и софистикой? Какое различие между диалектикой и софистикой по существу?

Сущность софистики в том, что она пользуется односторонними и абстрактными определениями в их изолированности, в зависимости от того, какого из этих определений требуют в данный момент интересы индивидуума и то положение, в котором он находится. Например, в сфере практической важно, чтобы я существовал и чтобы я обладал средствами к существованию. Но если я выдвигаю сторону дела, этот принцип моего блага, и делаю из него вывод, что я имею право красть или изменять своему отечеству, то это софизм. Диалектика отлична от такого способа рассуждения, так как она именно и ставит себе целью рассматривать вещи в себе и для себя, то есть согласно их собственной природе, обнаруживая при этом конечность односторонних определений рассудка.

Ф. Энгельс// Практикум по философии: В 2-ух ч. Ч.1. – Мн., 2004. – С. 510 – 512.

Жил в 1820 – 1895 гг. Один из основоположников марксизма. Работы: «Письма из Вуппергаля» (1839), «Святое семейство» (с Марксом), «Анти-Дюринга» (1878) и др. Критика религии – 1 из главных тем. Сильное воздействие на него оказала книга Штрауса «Жизнь Иисуса» (1835), где автор показал, что содержанием евангелий являются мифы и легенды. Изучал философию, труды Гегеля, особенно его увлекала философия истории и диалектика. Он не был удовлетворён философией Гегеля. Много работал с Марксом. В произведении «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886) он раскрывает отношение марксисткой философии Гегеля, высоко оценивая диалектику Гегеля и подвергая критическому анализу идеалистический характер системы. Показал значение антропологическо-материалистической философии Фейербаха и ограниченность этой формы материализма.

1. Чем отличается диалектика Ф.Энгельса от диалектики Гегеля?

Диалектика понятий сама становилась лишь сознательным отражением диалектического движения действительного мира. Вместе с этим гегелевская диалектика белы перевёрнута, а лучше сказать – вновь поставлена на ноги, так как прежде она стояла на голове.

2. Какое Энгельс даёт определение понятию «диалектика»?

Диалектика – наука о наиболее общих законах природы, общества и человеческого мышления.

3 универсальных закона:

А) Закон единства борьбы противоположностей.

Б) Закон «отрицания отрицания»

В) Закон перехода количества в качество.

3. Как Энгельс интерпретирует закон диалектики «отрицание отрицания»?

Например, возьмём одно зёрнышко. Если оно найдёт нормальные для себя условия, то прорастёт. Оно перестанет существовать. Значит, подвергается отрицанию, так как на его месте появилось растение. Растение растёт, цветёт, даёт новые зёрна, а как только последние созреют, стебель отмирает, подвергается в свою очередь отрицанию. Как результат этого отрицания мы здесь имеем первоначальное зерно, но не просто одно зерно, а намного большее число зёрен.

Энгельс многое сделал в философии. Считаю, что главной его заслугой является детальное рассмотрение и осмысление работ Гегеля и его учеников.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал