Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Животные
Лев является царем животного царства, и, как глава любого царства, он посвящен солнцу, чьи лучи символизируются косматой гривой льва. Аллегории мистерий (например, лев, открывающий секретную книгу) означают, что солнечная энергия открывает семенной стручок, освобождая содержащуюся в нем жизнь. В древности было распространено любопытное поверье, что лев спит с открытыми глазами; поэтому лев служил символом бдительности. Фигуры льва, помещенные по обеим сторонам двери или ворот, являются эмблемой божественного охранения. Царь Соломон часто изображался в виде льва. Веками семейство кошачьих было объектом поклонения. В некоторых мистериях, особенно египетских, жрецы носили шкуры львов, тигров, пантер, пум или леопардов. Геркулес и Самсон (оба являются солнечными символами) сразили льва из созвездия Льва и надели его шкуру. Смысл этого состоит в том, что они представляют само солнце на вершине небесной дуги. В Египте, в городе Бубаст, был храм знаменитой богини Баст, кошачьей богини Птолемеев. Египтяне отдавали почести кошке, особенно в тех случаях, когда ее мех был трех цветов или же глаза различных цветов. Для жрецов кошка была символом магнетических сил природы, и они окружали себя этими животными ради астрального огня, исходящего от тел животных. Кошка также была символом вечности, потому что во сне она лежит, свернувшись так, что голова и хвост ее соприкасаются. У греков и римлян котка была священным животным богини Дианы. Индийские буддисты придавали кошке особое значение, но совсем по другим причинам. Кошка была единственным животным, отсутствовавшим в тот момент, когда умирал великий Будда, поскольку она была занята в это время ловлей мышей. Весьма примечательно, что этот символ низших астральных сил не должен был присутствовать при освобождении Будды. Относительно кошек Геродот писал: «Когда вспыхивает огонь, кошки приходят в завороженное состояние, влекущее их к огню. Перескакивая через головы своих хозяев, они прыгают прямо в огонь. Египтяне носят траур по погибшим кошкам. Если кошка умирает естественной смертью в доме, домочадцы сбривают себе брови. Если умирает собака, то бреется голова и все остальное тело. Они бальзамируют умерших кошек и уносят их в Бубаст для помещения тела в священный дом» (см. «Древности» Б. Монфакона). Наиболее важным из всех символических животных был Апис, египетский бык из Мемфиса, который считался священным перевозчиком души бога Осириса. По преданию, Апис был зачат молнией. Процедура выбора быка и его посвящения богу была одной из наиболее впечатляющих в ритуалах Египта. Апис должен был иметь определенную масть. По Геродоту, бык должен быть черным с белым квадратным пятном на лбу, с пятном в форме орла на спине, с пятном в форме жука на языке, и чтобы шерсть на хвосте расходилась на две стороны. Другие писатели утверждали, что на быке должно было быть двадцать девять священных символов‑ пятен, а на правой стороне – большое белое пятно в форме полумесяца. После освящения бык содержался в специальном стойле в храме и водился предназначенными для этой цели служителями по улицам в торжественные дни. У египтян существовало поверье о том, что ребенок, на которого дыхнет Апис, будет впоследствии выдающимся человеком. По достижении определенного возраста (двадцати пяти лет) Аписа вели либо к Нилу, либо к священному источнику, и там под плач собравшихся быка топили. Скорбь и причитания продолжались до нахождения нового Аписа. Когда объявлялось, что Осирис воплотился, скорбь уступала место радости.
Из книги А. Кирхера «Мистагоги Сфинкса» СВЯЩЕННЫЙ БЫК, ИЛИ АПИС Важность быка как символа солнца во время весеннего равноденствия обсуждается в главах о зодиаке и его знаках. Бык был древней эмблемой элемента земли, а следовательно, и самой планеты. Он также означает животную природу человека, и по этой причине быки приносились в жертву на алтарь древних мистерий евреев и друидов. Плутарх писал: «Апис считается нами прекрасным и красивейшим образом души Осириса». Осирис представляет духовную природу человека низшего мира, которая убита и рассеяна в субстанции физических сфер. Апис – это эмблема материального мира, внутри которого есть духовная природа, Осирис. Апис является также символом экзотерической доктрины, то есть доктрины для профанов, в противоположность эзотерическому, или божественному, учению, которое было представлено уреусом на лбах жрецов. Отсюда происходит мифологическая аллегория Сераписа, который в определенном смысле является не только сложной фигурой Осириса и низшего мира, в котором он воплощен, но и фигурой мистерий, которые являются земными телами, содержащими секретные учения, или же духовную душу. Поклонение быку не ограничивалось Египтом и практиковалось у многих народов древнего мира. В Индии священный бык Шивы – Нанди – все еще является объектом поклонения, а персы и евреи считали быка важным религиозным символом. Ассирийцы, финикийцы, халдеи и даже греки обожествляли это животное, и Юпитер обратился быком при похищении Европы. Бык был мощной фаллической эмблемой, означающей родительскую творческую энергию демиурга. После смерти бык часто мумифицировался и хоронился с почестями, отдаваемыми богу, в специально подготовленном саркофаге. Раскопки в Мемфисе показали, что подобные захоронения были распространенной практикой в Египте (там, например, обнаружено около 60 таких захоронений). Поскольку знак, поднимающийся над горизонтом во время весеннего равноденствия, представляет звездное тело ежегодного воплощения солнца, бык является символом солнечного человека. Он также именуется открывателем года, поскольку весеннее равноденствие происходит в созвездии Тельца. По этой причине в астрономическом символизме бык часто разбивает рогами ежегодное яйцо. Апис означает также, что Бог‑ Ум воплощен в тело зверя, и, следовательно, физическая форма зверя является священным воплощением божественности. Низшая природа человека представлена Аписом – воплощением Осириса. Результатом такой комбинации является творение Сор‑ Аписа (Сераписа) – материальной души как правителя иррационального материального тела. После определенного периода (определяемого как квадрат пяти, двадцати пяти лет) тело Аписа разрушается, и душа освобождается водой, в которой тонет материальная жизнь. Это говорит о вымывании материальной природы крестильными водами божественного света и истины. Утопление быка Аписа является символом смерти; воскрешение Осириса в новом быке является символом вечного обновления. Священный белый бык был также эмблемой инициированных, означающей одухотворенные материальные тела как человека, так и природы. Когда весеннее равноденствие больше не приходится на знак Тельца, бог солнца воплощается в созвездии Овена, и поэтому агнец становится воплощением солнечной силы. Таким образом, Солнце, поднимающееся в знаке Небесного Агнца, торжествует победу над символической змеей мрака. Ягненок является знакомым символом чистоты из‑ за мягкости и белизны его шерсти. Во многих языческих мистериях он означал универсального спасителя, а в христианстве он является символом Христа. Ранняя церковная живопись показывает ягненка, стоящего на маленьком холме, а из‑ под его четырех ног текут четыре ручья живой воды, что означает четыре Евангелия. Кровь ягненка является солнечной жизнью, вливающейся в мир через знак Овна. Козел является как фаллическим символом, так и эмблемой храбрости и устремлений из‑ за его быстрых ног и способности взбираться на высочайшие пики. Для алхимиков козлиная голова является символом серы. Среди древних евреев практиковался выбор козлов отпущения, на которых возлагались все грехи человечества, что представляет аллегорию солнечного человека, который является козлом отпущения мира и на кого возлагаются все грехи двенадцати домов (колен) небесной вселенной. Истина есть Божий Агнец, которого убивают за грехи мира. С сотворения мира боги спасители всех религий были персонификацией этой истины. Золотое Руно, которое искал Ясон со своими аргонавтами, является Небесным Агнцем – духовным и интеллектуальным солнцем. Секретная доктрина представляется также Золотым Руном, пряжей божественной жизни, лучами солнца истины, Свида говорит, что на самом деле Золотое Руно было книгой с кожаными страницами, на которых была начертана формула получения золота химическим способом. Мистерии были институтом, воздвигнутым для преобразования простого невежества в драгоценное просветление. Дракон невежества, ужасное создание, сторожившее Золотое Руно, представлял мрак старого года, который борется с солнцем во время прохождения его через весеннее равноденствие. Олень был священным в греческих мистериях Вакха; участники мистерий одевались в оленьи шкуры. Олень ассоциировался с поклонением богине Луны, и вакхические оргии проходили ночью. Грация и быстрота этого животного сделали его подходящим символом эстетической непринужденности. Олень был объектом поклонения у многих народов. В Японии у каждого храма пасется стадо оленей. Волк обычно ассоциируется с принципом зла из‑ за его печального воя и злобности натуры. В скандинавской мифологии волк Фенрир был одним из сыновей Локи, низшего бога огня. В храме Асгарда боги под водительством Одина в круге огня сражаются в последней битве против хаотических сил зла. С пеной бешенства в пасти Фенрир пожирает Одина, разрушая таким образом одиническую вселенную. Здесь Фенрир представляет те бездумные силы природы, которые низвергают первичное творение. Единорог, или моноцерос, был наиболее любопытным созданием Древних инициированных. Он описывается Томасом Бореманом так: «Зверь, в существовании которого сомневались многие писатели, тем не менее описывался древними так: у него один большой рог, растущий из середины лба. Его голова напоминает оленью, ноги его похожи на слоновьи, хвост – кабаний, а остальное тело – лошадиное. Рог около фута с половиной длиной. Его голос подобен мычанию быка. Грива и шкура желтоватого цвета. Рог у него тверже железа, грубее напильника, загнутый или закрученный, подобно пылающей шпаге, острый и весь черный, за исключением кончика. Ему приписывают поразительные свойства, в частности изгнание яда из организма и лечение некоторых болезней. На этого зверя не охотятся» (см. «Ушедшие веры» X. Редгроува). Хотя единорог несколько раз упомянут в Священном Писании, нет никаких доказательств его существования. В ряде музеев можно видеть кубки для питья, как полагают, сделанные из рогов моноцероса. Разумно, однако, предположить, что эти сосуды для питья сделаны из рогов либо носорога, либо других млекопитающих. Дж. П. Лунди полагает, что рог единорога символизирует рог спасения, упоминаемый св. Лукой. Этот рог колол сердца людей, обращая их внимание на спасение через Христа. Средневековые христианские мистики использовали эмблему единорога как символ Христа, и поэтому единорог должен означать духовную жизнь человека. Единственный рог единорога представляет шишковидную железу, или третий глаз, который является центром духовного осознания в мозге. Единорог считался в мистериях символом просветленной духовной природы инициированного, а рог – символом пылающего меча для защиты духовной доктрины. В «Книге Агнца», редком герметическом трактате, есть гравюра с изображением оленя и единорога, стоящих в лесу рядом. Картина сопровождается следующим текстом: «Мудрецы воистину говорят, что в лесу есть два животных: одно, славное, прекрасное и изящное, большой и сильный олень, а другое животное – единорог… Если мы прибегнем тут к притче нашего искусства, мы назовем лес телом… Единорог будет тогда духом во все времена. Олень не заслуживает другого имени, нежели душа… Тот, кто знает, как приручить их в искусстве, соединить их вместе, как вывести их из леса, может по справедливости быть назван мастером». Египетский дьявол Тифон часто символизировался чудовищем под именем Сет, происхождение которого неясно. У него страшный рылообразный нос и торчащие уши, что делает его похожим на гиену. Чудовище Сет живет в песчаных бурях и странствует по миру, распространяя зло. Египтяне связывали вой пустынного ветра со стонущими криками гиены. Когда в глубине ночи раздается печальный вой гиены, он звучит, как последний отчаянный вопль души, попавшей в когти Тифона. Среди занятий этого дьявольского создания была охрана тел умерших египтян от гробокопателей.
Из «Энеиды» Вергилия ЭНЕЙ И ГАРПИИ Среди мифологических созданий мистерий были гарпии – проекции в материальную субстанцию существ невидимого мира природы. Они описывались греками как составные создания с головой девы и телом птицы. Крылья гарпий были из металла, и их полет сопровождался ужасным клацанием их клювов. Во время своих скитаний Эней, троянский герой, высадившись на острове гарпий, вместе со своими спутниками тщетно сражался с этими чудовищами. Одна из гарпий села на утес и пророчествовала оттуда, что нападение на них навлечет на Трою беду. Среди прочих символов Тифона был гиппопотам, посвященный богу Марсу, потому что Марс восседает на троне знака Скорпиона, доме Тифона. Этому египетскому демону был посвящен и осел. Иисус, въехавший в Иерусалим на осле, аналогичен Гермесу, стоящему на распростертом Тифоне. Ранние христиане обвинялись в поклонении голове осла. Любопытным символом является кабан или свинья, посвященные Диане и часто используемые в мистериях как эмблема оккультного искусства. Примером использования этого образа в мистериях является убийство Атиса кабаном. Согласно мистериям, обезьяна представляет собой состояние человека перед тем, как в него вошла душа. Следовательно, это животное представляет тип иррационального человека. Некоторыми исследователями обезьяны рассматриваются как биологический вид, не одухотворенный иерархиями. Еще один взгляд на обезьян состоит в том, что они представляют падение человека, лишенного божественной природы в результате вырождения. Античные мыслители, будучи эволюционистами, тем не менее не считали обезьяну предком человека; обезьяны, с их точки зрения, находятся в стороне от главного ствола прогресса. Иногда обезьяны используются как символ обучения. Кинокефал, собакоголовая обезьяна, или павиан, был у египтян иероглифом, означающим письмо, и ассоциировался с Тотом. Павиан является символом Луны, а Тот – планеты Меркурий. Поскольку древние верили, что Луна сопровождает Меркурий через небеса, собакоголовая обезьяна считалась верным компаньоном Тота. Верность собаки символизирует отношения, которые должны существовать между учеником и мастером или же между инициированным и его богом. Овчарка является символом жреческого ремесла. Способность собаки чувствовать и преследовать невидимого человека целые мили символизирует трансцендентальную силу, с помощью которой философ идет вдоль нити истины через лабиринт земных ошибок. Собака также является символом Меркурия. Звездный Пес, Сириус, или Сотис, был для египтян священным, потому что он предшествовал ежегодному разливу Нила. Обремененная лошадь является символом человеческого тела с ношей своей духовной конституции. Существует и обратная интерпретация, согласно которой это символ духовной природы человека, несущей на себе бремя материальной личности. Хирон, кентавр, ментор Ахиллеса, представляет собой первозданное создание, бывшее прародителем и учителем человечества, как это полагает Берос. Крылатая лошадь и волшебный ковер символизируют секретную доктрину и одухотворенное тело человека. Деревянный троянский конь, вмещающий в себя отряд, готовый к захвату города, представляет человеческое тело, скрывающее в себе бесконечные возможности, которые развертываются позднее и завоевывают все окружающее. Или же, подобно Ноеву Ковчегу, он представляет духовную природу человека, состоящую из скрытых возможностей, которые реализуются впоследствии. Осада Трои есть символическое представление похищения человеческой души (Елены) человеком (Парисом) и ее окончательного освобождения через суровую борьбу под знаком секретной доктрины (греческая армия под командой Агамемнона).
|