Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ключи к мистериям Шибальбы
«Не напоминают ли эти инициации весьма живо то, что привиделось Еноху? – спрашивает Ле Плоньон. – Эти дома, горящие и ледяные, – то место, где были огненный лук, дрожащие стрелы и огненный меч, а потоки, которые надо пересекать, – это реки огня, и то, что Земля полна всякими хищными зверями и странными птицами, или обиталище облеченного великой славой, сидящего на солнечном шаре, или, наконец, дерево тамариска посередь земли, древо познания, не напоминает ли оно тыквенное дерево Шибальбы, где помещена голова Хун‑ Хун‑ Ахпу, после того как он был принесен в жертву, потерпев неудачу при первом испытании во время инициации? А не являются ли ужасные испытания в мистериях Шибальбы аналогом того, что в умеренной форме случалось в Элевсинских и Египетских мистериях, из которых произошли все остальные? Не напоминает ли рассказ о том, что нужно знать кандидату в мистерии Шибальбы, те подвиги, которые предстоит выполнить махатмам, братству в Индии, а также несколько отрывков из Книги Даниила, посвященного в мистерии халдеев или магов, которые, согласно Эвбулу, разделялись на три класса, первый из которых включал наиболее знающих?» (см. «Священные мистерии среди майя и киче»). В своих вводных заметках к «Пополь‑ Вух» д‑ р Гатри приводит много важных параллелей между священной книгой киче и священными книгами других цивилизаций. В испытаниях, которые должны были проходить Хун‑ Ахпу и Шбаланке, он видит аналогию с знаками зодиака, которые используются в мистериях египтян, халдеев и греков. Овен, пересекающий реку из грязи, Бык, пересекающий реку из крови, Близнецы, раскрывающие двух поддельных вождей, Рак – Дом Мрака, Лев – Дом Копий, Дева – Дом Холода (обычный путь в Ад), Весы – Дом Тигров (кошачья осанка), Скорпион – Дом Огня, Стрелец – Дом Летучих Мышей, где бог Камазоц обезглавливает героев, Козерог, горящий на эшафоте (двойной Феникс), Водолей, пепел, сброшенный в реку, Рыбы, пепел, превращающийся в человеко‑ рыб и затем обретающий человеческую форму. Кажется вполне логичным приписать реке крови Овна, а реке грязи – Тельца, и не так уж невероятно, что в древней форме порядок рек меняется. Наиболее удивительным из всех заключений д‑ ра Гатри является отождествление им Шибальбы с древним континентом Атлантидой. Он рассматривает двенадцать вождей Шибальбы как правителей империи атлантов и уничтожение вождей магией Хун‑ Ахпу и Шбаланке как аллегорическое описание трагического конца Атлантиды. Для посвященного, однако, ясно, что Атлантида является просто символической фигурой, приемом, в котором запечатлена тайна происхождения начал. Касаясь проблем мистической анатомии, Прайс соотносит различные символы, описанные в «Пополь‑ Вух», с оккультными центрами сознания в человеческом теле. Поэтому он рассматривает эластичный шар как шишковидную железу и в Хун‑ Ахпу и Шбаланке видит двойной электрический ток, протекающий по спинному стволу. К несчастью, Прайс не перевел ту часть «Пополь‑ Вух», которая имеет дело с церемонией посвящения. Шибальба рассматривается им как теневая, или эфирная, сфера, которая, согласно учениям мистерии, была расположена внутри самой планеты. Четвертая книга «Пополь‑ Вух» заканчивается описанием возведения храма из белого материала, внутри храма находится секретный черный божественный камень, по форме кубический. Кукумац (или Кецалькоатль) имеет много общего с царем Соломоном: возведение храма в «Пополь‑ Вух» напоминает историю возведения храма Соломона и, несомненно, имеет то же значение. Брассер де Бурбур, первым заметивший религиозные параллелизмы с «Пополь‑ Вух», обратил внимание, что храм, вместе с черным камнем, был назван Каабаха, имя, удивительно похожее на храм, или Кааба, который содержит священный Черный камень ислама. Подвиги Хун‑ Ахпу и Шбаланке были совершены еще до создания человеческой расы и должны, следовательно, рассматриваться как духовные мистерии. Шибальба, без сомнения, означает низшую вселенную халдейской и пифагорейской философии. Вожди Шибальбы являются двенадцатью правителями низшей вселенной, а два манекена могут рассматриваться как два ложных знака древнего зодиака, введенные с целью сделать астрономические мистерии непостижимыми для профанов. Нисхождение Хун‑ Ахпу и Шбаланке в подземный мир Шибальбы, в котором им нужно было пересекать реки по мостам, сделанным из трубок для стрельбы, является тонким намеком на нисхождение духовной природы человека в физическое тело посредством определенных каналов, которые могут быть уподоблены трубкам. Сабаркан также является подходящей эмблемой спинного столба и сил, находящихся там. Оба юноши приглашаются играть в «игру жизни» с богами смерти, и только с помощью сверхъестественных сил, данных им «мудрецами», они могут одержать верх над этими повелителями мрака. Испытания представляют скитания души в этой подзодиакальной области сотворенной вселенной. Их окончательная победа над повелителями смерти представляет восхождение духовного и просветленного сознания от низшей природы, которая полностью преодолевается огнем духовного очищения.
МИСТЕРИИ ШИБАЛЬБЫ Хун‑ Ахпу и Шбаланке, герои второй книги эпоса «Пополь‑ Вух», изображены здесь при посвящении в мистерии Шибальбы в Доме Летучей Мыши. Камазоц, Повелитель Мышей, внезапно возникает из мрака и поражает своим мечом неустрашимых нарушителей его покоя. Животная душа человека иногда изображается в виде летучей мыши, потому что, подобно этому созданию, она является слепой и лишает нас силы света духовного или философского солнца. Та часть человечества, которая существует в ночи материальности и невежества, живет по законам человеческого выживания. Подобно огромным летучим мышам‑ вампирам, лишения и скудость обрушиваются на неосторожных и, высосав кровь из своей жертвы, лениво уползают в свои мрачные пещеры, где хоронятся от дневного света. Те, кто живет в сфере чувств, кто позволяет себе быть вовлеченным в мирские дела, те, кто обитает в постоянной ночи, являются сознательными или бессознательными пособниками зла. Но когда свет убывает и на землю падает мрак, ночные создания выходят наружу. Примитивный ум боится темноты, каждый звук и любая тень ужасают неизвестным. Считалось, что ночью демоны, духи, вурдалаки обладают способностью мучить людей. Человек смел при свете дня, потому что может видеть, а ночью он боится всего, потому что слеп. То же самое происходит в случае земного существования. Темный мир материальности управляется страхом, ненавистью, жадностью и похотью. Внутри всего этого блуждают духи человеческих существ – тени мужчин и женщин, погруженные в море чувственности. Только когда душа приходит к пониманию духовной сущности жизни, она ускользает из подземелья – этого обиталища демонов, которыми правит Камазоц. Солнце истины восходит в человеке и освещает его ум, очищает его от мрака себялюбия невежества, которые уступают место любви и мудрости. То, что киче обладали ключами к мистерии возрождения, видно из анализа символов, представленных образами богов и жрецов. Во 2‑ м томе «Анналов Национального Музея Мексики» воспроизведено изображение головы Кецалькоатля. Скульптура определенно имеет восточный характер, и корона на голове напоминает как тысячелепестковый солнечный шар духовного просвещения, так и змею освобожденного спинного огня. Индусская чакра часто появляется в религиозном искусстве трех Америк. Один из резных монолитов Центральной Америки украшен головами двух слонов и их погонщиками. В западном полушарии никогда не существовало подобных животных в доисторические времена, и ясно, что эти изображения являются результатом контактов с отдаленными континентами Азии. Среди мистерий индейцев Центральной Америки есть замечательная доктрина относительно мантий посвящения. Поскольку лицезрение богов было опасно для обычных смертных, они перед своим появлением перед жрецами облачались в эти мантии‑ невидимки. Аллегории и притчи можно уподобить таким мантиям, в которые облачены секретные доктрины. Таким магическим плащом‑ невидимкой представляется «Пополь‑ Вух», и глубоко внутри него находится бог философии киче. Массивные пирамиды, храмы, монолиты Центральной Америки могут быть уподоблены также ногам богов, верхняя часть туловища которых скрыта мантией‑ невидимкой.
|