Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гипатия
Занимая должность философа, до нее принадлежавшую ее отцу Феону Математику, бессмертная Гипатия была долгое время центральной фигурой александрийской школы неоплатонизма. Прославленная глубиной своих знаний и очаровательной внешностью, любимая гражданами Александрии, часто дававшая советы отцам города, эта знатная женщина выделяется на фоне интеллектуальных и этических стандартов своего времени как величайший из языческих мучеников. Гипатия, ученица самого волшебника Плутарха, образованная в традициях глубокой мудрости платонической школы, затмевала в спорах и диспутах всех проповедников христианских доктрин в Северном Египте. Хотя ее сочинения погибли во время пожара Александрийской библиотеки, подожженной мусульманами, некоторые намеки на их природу можно извлечь из утверждений ее современников. Гипатия, судя по всему, написала комментарии к «Арифметике» Диофанта и к «Астрономическому канону» Птолемея, а также к «Коническим сечениям» Аполлония из Пергама. Синезий, епископ Птолемея, ее преданный друг, просил помощи Гипатии в конструировании астролябии и гироскопа. Осознавая силу ее интеллекта, ученые мужи многих наций толпами собирались на ее лекции.
Из книги «Театр человеческой морали» Вениуса «ТАБЛИЧКА КЕБЕС» Существует легенда, согласно которой «Табличка Кебес», диалог между Кебес и Герундио, была основана на античной табличке, находившейся в храме Кроноса в Афинах или Фивах, и изображала весь прогресс человеческой жизни. Автор «Таблички Кебес» был учеником Сократа и жил около 390 года до P. X. Мир представлен в виде горы. Из земли у основания горы выходят мириады человеческих существ, которые карабкаются вверх в поисках истины и бессмертия. Высоко в облаках, которые открывают вершину горы, находится цель человеческих устремлений – истинное счастье. Фигуры и группы построены в таком порядке: 1) вход в стену жизни, 2) гений или разум, 3) обман, 4) мнения, желания, удовольствия, 5) удача, 6) сила, 7) невоздержанность, распутство, неудовлетворенность, лесть, 8) сожаление, 9) печаль, 10) несчастье, 11) скорбь, 12) ярость или отчаяние, 13) неудача, 14) покаяние, 15) истинное мнение, 16) ложное мнение, 17) ложная доктрина, 18) поэты, ораторы, геометры и т. д., 19) несдержанность, сексуальные излишества и мнение, 20) путь истинной доктрины, 21) одержимость и терпение, 22) истинная доктрина, 23) истина и убеждение, 24) наука и добродетель, 25) счастье, 26) высочайшее (первое) удовольствие мудреца, 27) лень и заблуждение. Многие писатели полагали, что учение Гипатии является христианским по духу. На самом деле она снимала покров таинственности, которым окружил себя новый культ, раскрывая с такой ясностью лежащие в его основе принципы, что многие обращенные в христианскую веру покидали ее и становились друзьями и сторонниками Гипатии. Гипатия не только доказала языческие источники христианской веры, но и раскрыла подлинную природу так называемых чудес, к которым апеллировали христиане в утверждении божественной избранности. Гипатия при этом обращалась к естественным законам, управляющим явлениями. В это время Кирилл, позднее ставший известным как основатель доктрины христианской Троицы и канонизированный за ревностную веру, был александрийским епископом. Видя в Гипатии препятствие к распространению христианской веры, Кирилл, по крайней мере косвенно, был причиной ее трагической смерти. Вопреки более поздним попыткам оправдать его, неоспоримые факты говорят о том, что он не сделал даже попытки предотвратить отвратительное и жестокое преступление. Единственное слабое его оправдание заключалось в том, что, ослепленный фанатизмом, Кирилл считал Гипатию волшебницей, вступившей в сговор с дьяволом. История свидетельствует о том, что его жертва, непорочная дева‑ философ, славилась своими добродетелями, моральной целостностью и абсолютной преданностью истине и справедливости. Большинство лучших умов христианства того периода может быть освобождено от подозрения в соучастии в убийстве, однако ненависть Кирилла была столь велика, что, безусловно, передалась более фанатичным сторонникам его веры, в частности группе монахов из Нитрийекой пустыни. Ведомые Петром Читателем, буйным и необразованным человеком, они набросились на Гипатию на улице, по дороге из Академии к дому. Они выволокли беззащитную женщину из колесницы и притащили ее к Цезаревой церкви. Сорвав с нее одежды, они умертвили ее камнями, затем раковинами содрали с нее кожу и плоть с костей и отнесли изувеченные останки к месту, называемому Киндрон, где сожгли их дотла. Так погибла в 415 году от Рождества Христова величайшая женщина из посвященных древнего мира. А с ней угасла неоплатоническая школа Александрии. Память о Гипатии и ее мученичестве хранит образ канонизированной Римской католической церковью св. Екатерины Александрийской.
МУЧЕНИЧЕСТВО ГИПАТИИ Гипатию многие считали, и совершенно справедливо, ярчайшей звездой в созвездии неоплатоников и наиболее заметной фигурой александрийской эпохи философии. Элифас Леви писал, что Гипатия из‑ за ее добродетелей должна была бы быть окрещена в христианской купели, но она умерла мученической смертью за свободу сознания, когда ее пытались затянуть туда. Гипатия была одним из немногих мыслителей, которые могли верно оценить сравнительные достоинства как концепций, так и вещей. Ясность восприятия привела Гипатию к гибели, потому что она жила в те времена, когда не принималась концепция простоты истины. Мир боялся умов, которые думали быстрее и более точно, нежели средний человек. Такой интеллект уничтожался миром в интересах самосохранения. Поэтому судьбою мыслящих было преследование со стороны бездумных, судьбою провидцев была ненависть со стороны духовно слепых, судьбою мудрых было поношение со стороны дураков. Тысячи лет люди жили с иллюзией, что истина может быть разрушена убийством тех, кто хотел открыть ее для мира. Но возвышенные истины философов находятся за пределами сферы смертных, и каждое время рождает вновь героев, которые несут миру эти истины. Хотя школа неоплатоников исчезла как институт, тем не менее, она продолжает жить духовно и сейчас доминирует над теми самыми силами, которые старались ее уничтожить. Самый надежный способ сделать идеи вечными заключается в том, чтобы создать мучеников из распространителей этой идеи, потому что в человеческом сердце есть нечто такое, что проникается уважением к храбрости и убежденности тех, кто умирает за принципы. Величайшие мировые религии и философии исчезли бы, не будь трагического конца у их основателей. Хотя о жизни и учении Гипатии известна лишь самая скудная информация, она предстает в истории как человек, подвергшийся самой мучительной смерти из известных истории мучеников.
|