Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 14. Административное пресечение § 1. Понятие и виды мер пресечения
В принудительной деятельности исполнительной власти главное — пресечение. Только она имеет необходимые кадровые, материальные, информационные ресурсы, чтобы своевременно выявить и прекратить противоправные действия. Использование пресекательных средств позволяет предотвратить новые нарушения, новые вредные последствия, а также привлечь виновных к ответственности. В силу своей предупредительной направленности административное пресечение играет важную роль в охране режима законности, в защите прав граждан, общества и государства. Как разновидность административного принуждения пресечение обладает всеми его признаками, но в то же время имеет ряд особенностей. Цель пресечения — прекратить противоправные де-^яния и не допустить новых. Оно должно быть оперативным, а поэтому часто осуществляется в условиях дефицита информации об обстановке, характере противоправного деяния. Фактическим основанием пресечения является правонарушение, виновное противоправное действие, но меры пресечения используются и для прекращения объективно противоправных, невиновных действий, совершаемых лицами невменяемыми, неделик-тоспособными. А с другой стороны, помещение в медвытрезвитель, применение огнестрельного оружия и иные средства административного пресечения могут быть использованы и в связи с преступлениями. Иными словами, круг оснований пресечения более широк, чем у административной ответственности. С этой особенностью теснейшим образом связана другая: более широкий круг субъектов, в отношении которых могут быть использованы меры административного пресечения. Их могут применять и к лицам, не достигшим 16-летнего возраста, и к невменяемым, и к лицам, обладающим иммунитетом (депутатским, Дипломатическим), и к военнослужащим, работникам МВД при совершении ими правонарушений, за которые они несут дисциплинарную ответственность. Пресечение осуществляется как в интересах общества, государства, так и в интересах самого нарушителя. Прежде всего властное прекращение антиобщественной деятельности позволяет предотвратить действия, события, которые усугубили бы ответственность виновного. Принудительное лечение, а в некоторых 10—2797 262 Глава 14. Административное пресечение случаях и другие меры, прямо преследуют цель оказания помощи гражданину, совершающему противоправные действия. В отличие от карательных санкций, меры пресечения могут нарушать и физическую неприкосновенность граждан. Если перечень первых четко установлен законом, то перечень пресека-тельных мер, содержащийся в нормативных актах, нельзя считать исчерпывающим. Их использование часто связано с ситуацией необходимой обороны или крайней необходимости, в которой оказалась исполнительная власть, ее представители. И вполне возможно, что представитель власти вынужден будет воспользоваться не названным прямо в законе средством, например, веревкой, топором, применить меры, которые диктуются экстремальной ситуацией. К сожалению, единого нормативного акта, регулирующего систему мер административного пресечения, основания и порядок их применения, нет. Пресекательная деятельность регламентируется многими законами и подзаконными актами. Система мер пресечения чрезвычайно разнообразна. В нее входят средства психического и физического воздействия. Можно различать оперативное пресечение конкретных противоправных действий и пресечение «кабинетное», призванное прекратить антиобщественный образ жизни, противоправное состояние. По цели воздействия меры пресечения можно поделить на общие, специальные и процессуальные. К общим мерам пресечения относятся: превентивное задержание, принудительное лечение, административный надзор за лицами, прибывшими из мест лишения свободы, предписание (предостережение), запрещение эксплуатации, приостановление работ, изъятие незаконно хранимых, перевозимых, пересылаемых предметов' и др. Некоторые из них применяются только к гражданам, другие — только к коллективным субъектам. Специальные меры пресечения применяются только к гражданам, они нарушают их физическую неприкосновенность для того, чтобы оперативно прекратить противоправное поведение. В их числе: а) средства простого физического воздействия (приемы боевой борьбы, использование служебных собак); б) воздействие с помощью технических средств (дубинок, наручников и т. п.); в) использование огнестрельного оружия. ' См.: Порядок изъятия и уничтожения предметов, запрещенных к пересылке по сети почтовой связи. Утвержден постановлением Правительства РФ от 6 марта 1996 г. (Российская газета. 1996. 26 марта). § 1. Понятие и виды мер пресечения 263 Процессуальные меры пресечения названы в ст. 238—247 КоАП РСФСР. Главная цель их применения — обеспечить нормальный ход производства по делам об административных правонарушениях, не позволить виновному уклониться от ответственности, собрать необходимые доказательства, обеспечить исполнение постановления. К процессуальным мерам относятся: доставление, задержание, привод, личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортными средствами, замена исправительных работ арестом. При применении мер пресечения, как и во всей своей деятельности, субъекты власти должны строго соблюдать принципы законности и целесообразности, которые требуют избирать такие средства, которые минимально необходимы для предотвращения вредных последствий. Нельзя применять оружие для задержания лиц, нарушающих общественный порядок, не следует приостанавливать работу всего цеха, если в неисправном состоянии находится один станок. Во всех случаях должно соблюдаться необходимое соответствие между избранной мерой пресечения и характером нарушения. Административные взыскания налагаются специальными письменными индивидуальными актами, и наказание осуществляется на основе этих актов. Меры пресечения во многих случаях применяются непосредственно на основе факта нарушения без издания письменных фактов, так как необходимость срочно прервать противоправные действия исключает такую возможность. Юридическим актом, влекущим принуждение, здесь является само нарушение, для прекращения которого должностное лицо предпринимает определенные действия. Не следует забывать, что они тоже являются правовыми актами исполнительной власти. Ни в законодательстве, ни в научной литературе ничего не сказано об одновременном применении нескольких мер административного пресечения к одному и тому же лицу, что представляется вполне возможным. Одновременно могут применяться несколько административно-процессуальных мер (задержание личности и изъятие имущества), административно-процессуальная и специальная, две общих меры пресечения и т.д. Необходимо отметить, что в науках административного и уголовно-процессуального права в понятие «меры пресечения» вкладывается различный смысл. В уголовно-процессуальном праве к ним не относится даже задержание подозреваемого'. Все меры ' См.: Строгович М. С. Курс советского уголовного процесса. Т. 1. М„ 1968. С. 273—287. in* 264 Глава 14. Административное пресечение пресечения, предусмотренные УПК, являются процессуальными, обеспечительными, несамостоятельными. В административном праве мало мер, аналогичных уголовно-процессуальным, а к мерам пресечения отнесены не только процессуальные, но и самостоятельные меры принуждения.
|