Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Административное задержание гражданина
Под задержанием понимается временное лишение личной свободы не в результате применения наказания (взыскания). Для законного задержания характерно водворение с целью пресечения гражданина в официальное помещение и нахождение его там под стражей в течение определенного времени. Известны два его основных вида: уголовно-процессуальное и административное. Административное задержание следует отличать от задержания лиц, подозреваемых в преступлениях, которое регулируется ст. 122 УПК РСФСР. Первому подвергаются лица, совершившие административные проступки, а уголовно-процессуальному — совершившие преступления, причем такие, за которые может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Административное задержание производится в порядке, установленном нормами административного права, а задержание подозреваемого — на основании и в порядке, закрепленном нормами УПК. Подозреваемый должен быть допрошен в 24 часа, о задержании сообщается прокурору; при административном задержании ни того, ни другого не делается, но с задержанных берется объяснение. Административное задержание затрагивает честь и достоинство гражданина, оказывает сильное психическое воздействие. Во- 276 Глава 14. Административное пресечение прос о задержании граждан является пунктом, где «остро сталкиваются противоречивые интересы: интерес ограждения личности от административного произвола, с одной стороны, и интерес охранения... порядка и безопасности, с другой» \ Это обуславливает необходимость четкого нормативного регулирования оснований и порядка производства задержания. Но правового акта, который бы устанавливал все возможные основания, сроки, исчерпывающий перечень органов и должностных лиц, которым предоставлено право производить задержание, и основные правила применения этой меры, нет. Задержание препятствует противоправной деятельности и позволяет в деловой обстановке уточнить обстоятельства нарушения, выяснить личность нарушителя, составить соответствующие документы, на основании которых будет решаться вопрос о применении иных мер принуждения или общественного воздействия. Административному задержанию не подлежат иностранцы, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью. Как правило, административное задержание не применяется к военнослужащим. Однако, при совершении военнослужащими серьезных нарушений порядка в общественных местах, если поблизости нет представителей военного коменданта, они могут быть задержаны сотрудниками милиции с немедленным сообщением соответствующему командиру или военному коменданту. Федеральным законом «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 г." установлено (ст. 18): депутат не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания, кроме случаев задержания на месте преступления. Аналогичные нормы имеются в законах и статусе депутатов законодательных органов субъектов Федерации. В Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 т." говорится, что судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя за исключением случаев, когда это преду- ^ А. И. Елистратов. О личном задержании по советскому праву. // Рабоче крестьянская милиция. 1923. № 2—3. С. 31. ' СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 74. ' ВВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1792; 1993. № 17. Ст. 606. § 5. Административное задержание гражданина 277 смотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления. Законодательством предусмотрены две основных разновидности административного задержания: превентивное и процессуальное. Превентивное задержание преследует цель предотвращения новых противоправных деяний, оно может применяться как в связи с административным проступком, так и в связи с преступлением, а также в отношении неделиктоспособных лиц. Регулируется такое задержание разными правовыми актами. Примерами превентивного задержания являются: — помещение в медицинский вытрезвитель; — неотложная принудительная госпитализация лица, нуждающегося в психиатрическом лечении; — временное содержание лица в приемнике-распределителе для несовершеннолетних при наличии достаточных оснований полагать, что несовершеннолетний, подлежащий по постановлению комиссии помещению в специальное учебно-воспитательное учреждение, до доставления его туда будет заниматься преступной или иной антиобщественной деятельностью. Такое задержание может производиться на срок до 30 суток, комиссия по делам несовершеннолетних вправе продлить его, но не более чем на 15 суток'; — задержание нарушителей комендантского часа в местностях, где введен режим чрезвычайного положения; — задержание лиц, совершающих противоправные действия на судах. Лица, находящиеся на улицах и в других общественных местах в состоянии сильного опьянения, задерживаются и помещаются в медицинские вытрезвители при органах внутренних дел. Сильным считается такое опьянение, при котором лицо представляет опасность для себя (может стать объектом преступного посягательства или несчастного случая) и для окружающих (может совершить преступление или иное правонарушение). Такое состояние наступает при средней и тяжелой степени алкогольного опьянения. Средняя степень опьянения характеризуется быстрой, громкой речью, неуверенностью движений, раздражительностью, склонностью к грубым поступкам, конфликтам с окружающими, снижением чувства реальной опасности и критической оценки ситу- ' Ст. 371 внесена в Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от II марта 1977 г. (См.: ВВС РСФСР. 1977. № 12. Ст. 259).
278 Глава 14. Административное пресечение ации. Внешними признаками тяжелой степени алкогольного опьянения являются быстро развивающиеся двигательные нарушения, нетвердая походка, сонливость, утрата способности сопротивляться насилию, потеря памяти. Несовершеннолетние, задержанные в состоянии опьянения, доставляются, как правило, домой, а при тяжелом алкогольном опьянении — в лечебные учреждения. Помещение их в медицинские вытрезвители допускается лишь в исключительных случаях, кода невозможно установить их личность, место жительства и передать родителям либо представителям учреждений, отвечающих за их воспитание и содержание. Все доставленные в вытрезвитель немедленно осматриваются медицинскими работниками. Они решают вопрос о проведении лечебно-профилактических мероприятий, а при необходимости — и о санитарной обработке. Срок пребывания в вытрезвителе зависит от состояния лица, но не должен превышать 24 часов. За содержание в медицинском вытрезвителе взыскивается плата. Ее размер устанавливается главами администрации, правительствами субъектов Федерации. Процессуальное задержание преследует двойную цель: предотвратить наступление вредных последствий и уклонение виновного от ответственности. Оно применяется в связи с административными правонарушениями и регулируется КоАП РСФСР. Процессуальное административное задержание может быть произведено, если помимо общей предпосылки — совершения административного правонарушения, — имеется одно из следующих дополнительных условий: 1) наличие серьезных оснований предполагать, что активные противоправные действия будут продолжаться (правонарушитель может причинить ущерб общественным интересам, другим гражданам, себе); 2) отсутствие возможности составить протокол о проступке и иные документы непосредственно на месте (личность виновного не установлена, нужно провести медицинское обследование; следует отказ уплатить штраф на месте или расписаться в квитанционной книжке и указать свой адрес, если отсутствуют свидетели, которые могут сообщить необходимые данные о нарушителе и т. д.). По основаниям и срокам можно различать процессуальное задержание на общих основаниях и его специальные виды. Специальное задержание может производиться только в случае совершения лицом определенного, прямо указанного в законе проступка.
|