Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
С. Кирсанов
Танцевальный час на солнце. Освещен розоватым жаром танцевального зала круг: места много летящим парам для кружащихся ног и рук.
Балерины в цветном убранстве развевают вуалей газ, это танец протуберанцев – C*est la dance des protuberances!
Пляшет никель, железо, кальций С ускорением в тысячу раз: - Schneller tanzen? Protuberanzen! – Все планеты глядят на вас.
Белым пленникам некуда деться, пляшет солнце на их костях. Это огненный пляс индейцев в перьях спектра вокруг костра. Это с факелом, это с лентой и с гитарою для канцон, и спиральный, и турбулентный в хромосфере встает танцор.
Из-под гранул оркестр как бацнет! Взрыв за взрывом, за свистом свист: - These is protuberances dancing! – Длинноногих танцоров твист.
- Questo danza dei protuberanze! – Это пляшут под звездных хор арлекины и оборванцы с трио газовых Терпсихор.
И затмения диск – с короной, в граммофонном антракте дня, где летим в пустоту с наклона – мы с тобой – два клочка огня!
Песня и игро-песня
И вновь рядом два игровых принципа. И вновь мы определяем доминанту по тому, что стоит первым.
Песня «Песня …стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом, голосами… Звуки птичьего пения…» (С.И. Ожегов).
Любопытно, что у В.И. Даля нет отдельного определения – что такое «песня»… В.И. Даль соединил вместе два понятия: «песня» и «песнь»: «…стихи, назначенные для пенья, слова песни; голос, наголоска, голосяница, напев для пенья известных стихов, голос песни…». «Песня» – сама по себе мощный игровой принцип. Раньше песни не пели, а играли. Посмотрите на что – по В.И. Далю – раскладывается игровой принцип «песня»: «… русские песни… бывают: божественные, стихи, стихеры; былевые, былины; богатырские; молодецкие и разбойные; протяжные или проголосные, заунывные, веселые, круговые или хороводные, плясовые, балагурные, бурлацкие, скоморошьи; затем, обрядные: свадебные, веснянки, семичные, игровые, святочные; плачи, заплачки, подблюдные, игровые, гулевые, бабьи, посиделковые и пр.»… Вся Жизнь, как на ладони… Жизнь – как Песня… И какая Жизнь без Песни? Да что говорить, если совсем недавно Жизнь каждого человека начиналась с колыбельной песни, а в армии были и боевые (не путать со строевыми) песни, и походные, и привальные… Песни были прямыми участниками войн. Во время гражданской войны в России красноармейцы шли в бой с песней «Смело мы в бой пойдем за власть Советов», а белогвардейцы – «Смело мы в бой пойдем за Русь святую»… И вообще: что поем – так и живем! Как живем – то поем! «… Такой чувствительностью обладали девушки перед первой мировой войной. Собираясь на улице, они особенно часто затягивали песню «Последний нынешний денечек». Доходило до того, что ото всюдузвенела эта песня! Едешь по железной дороге, вдруг из третьего класса доносятся звуки гармони и – «Последний нынешний денечек»! Идешь в поле, видно как работают на сенокосе девчата, и вдруг звенит песня: «Последний нынешний денечек». Наша мать, слушая эту ото всюду льющуюся песню, качала головой и говорила: «Ох, не нравится мне эта песня! Как бы не напели и вправду чего страшного!» Даже мужики сердиться и кричать на молодежь: «Да что ж вы ничего другого не знаете? Ну, пели бы что-либо другое!» Молодежь стала петь… «Прощай садик, садик зелененький!» (Юрий Миролюбов «Сакральное Руси» (стр. 370 – 371). Песня всегда оказывала на жизнь русских людей прямое воздействие. Хочу привести еще один пример - из сказки Василия Шукшина «До третьих петухов». «Здесь надо остановить повествование и, сколь возможно, погрузиться в мир песни. Это был прекрасный мир, сердечный и грустный. Звуки песни, негромкие, но сразу какие-то мощные, чистые, ударили в самую душу. Весь шабаш отодвинулся далеко-далеко; черти, особенно те, которые пели, сделались вдруг прекрасными существами, умными, добрыми, показалось вдруг, что смысл истинного их существования не в шабаше и безобразиях, а в ином — в любви, в сострадании.
Бродяга к Байкалу подходит, Рыбачью он лодку берет, Унылую песню заводит, О родине что-то поет.
Ах, как они пели!.. Как они, собаки, пели! Стражник прислонил копье к воротам и, замерев, слушал песню. Глаза его наполнились слезами, он как-то даже ошалел. Может быть, даже перестал понимать, где он и зачем?
Бродяга Байкал переехал, Навстречу родимая мать. Ой, здравствуй, ой, здравствуй, родная, Здоров ли отец мой и брат?
Стражник подошел к поющим, сел, склонил голову на руки и стал покачиваться взад-вперед. - М-мх… — сказал он.
А в пустые ворота пошли черти. А песня лилась, рвала душу, губила суету и мелочь жизни — звала на простор, на вольную волю. А черти шли и шли в пустые ворота. Стражнику поднесли огромную чару… Он, не раздумывая, выпил, трахнул чару о землю, уронил голову на руки и опять сказал; - М-мх… Отец твой давно уж в могиле, Сырою землею зарыт. А брат твой давно уж в Сибири Давно кандалами гремит.
Стражник дал кулаком по колену, поднял голову — лицо в слезах».
Так В. Шукшин предсказал вторжение бесовщины в нашу эстрадную песню.
Песенный игровой принцип разнообразен в своих формах. Это: и «песенный аукцион», и «песенный марафон», и «Два рояля», и «Угадай мелодию»… Были бы хорошие песни, а формы найдутся… Практически, ни один игровой принцип не может обойтись без участия Песни. Игра и Песня на Празднике – это Связь Поколений: прошлых – нынешних – и грядущих. По песням мы можем понять, что было на душе у наших предков… По сегодняшним песням можно определить – чувства, мысли, проблемы, желания нынешнего поколения… Песня, как игровой принцип, является и прекрасным ненавязчивым «манком»: стоит только запеть хорошую песню, как все ее подхватывают. А что еще нужно ведущему праздничной программы? Раз песню подхватили – значит, включились в праздник. Где песни поют, там и танцы станцуют, и в конкурсах поучаствуют. А если незнакомая песня имеет «обратную связь», то это вообще здорово. Вот пример такой песни из репертуара Сергея Позднякова (г. Тюмень).
|