Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Занятие. «Занятие 2. То, чем кто-нибудь занят, дело, труд, работа, а также вообще заполнение чем-нибудьсвоего времени»
«Занятие … 2. То, чем кто-нибудь занят, дело, труд, работа, а также вообще заполнение чем-нибудьсвоего времени». (С.И. Ожегов.)
На сегодняшний день – это последний игровой принцип. Возможно, что «день грядущий» еще внесет свои дополнения, но пока будем считать, что «занятие» – это последний игровой принцип. «Занятие» – очень важный игровой принцип: он имеет собирательный характер. Что происходит сегодня на празднике? Микрофоны работают… Музыка звучит… Нет главного… Нет зрителя! Что, в таком случае, делают устроители праздника? Приказывают ведущим, скоморохам, клоунам зазывать народ… В лучшем случае – это достаточно действенный ход – посылают ряженых и «ростовых кукол» по дворам и улицам с заданием «привести людей». Что в данной ситуации делает Театр Охочих комедиантов? Актеры театра – а в обязанность каждого входит иметь это – берут специальные сумки-котомки, в которых находятся цветные мелки, листы с «буриме», чистые листы бумаги, маркеры и фломастеры, авторучки и карандаши, надутые воздушные шары, надутые воздушные длинные («колбаской») шары, веселые кроссворды и т.п. и идут в народ. Они не призывают никого прийти на праздник. Они просто (обычно обращаются к ребенку) предлагают порисовать(или нарисовать лицо на воздушном шаре, или из длинного шарика сложить какую-нибудь забавную фигуру). И достают «мелки» (или фломастеры, или шары). И все… Какой нормальный ребенок откажется порисовать цветнымимелками на асфальте? Какой нормальный родитель не позволитсвоему ребенку это? Какой родитель броситсвоего ребенка? И вот – ребенок рисует, а мама или папа помогают ему, а, если не помогают, то получают в руки буриме, или веселый кроссворд, или что-то еще… Мы не знаем – куда шла эта семья… Важно то, что она нашла здесь для себя занятие. А рисующий – это «манок» для другого, проходящего мимо ребенка. 15-20 минут – и вся площадь заполнена рисующими детьми, рядом с которыми находятся их родители… И, когда ведущие заговорят в микрофон, они уже имеют дело не с пустой площадью, а с подготовленными – для начала праздника – людьми. И еще. На праздниках меня всегда волновала проблема 3-4 летних детей. Особенно, когда рядом нет детской площадки с горками, качелями, каруселями. В хороводы и массовые игры малышей не поставишь. Остаётся им только смотреть. Мой внук Ярослав, когда ему стукнуло четыре с половиной года, одним махом решил эту проблему. Он стал заставлять свою маму брать с собой большую сумку, наполненную своими (ему уже не нужными) детскими игрушками. Придя на праздник, они выбирали неподалеку от общих гуляний уголок, раскладывали, вешали (на деревьям или заборах) эти игрушки и организовывали то, что сейчас мы называем «Киндер-уголок». Отбоя от детей, желающих поиграть нет. Счастливы и родители – ребёнок занят. Теперь «Киндер-уголок» разросся: в нём участвуют уже несколько мам (из театра) со своими детьми и игрушками. Вот так маленькие дети втягиваются в праздник – на уровне профессии. Занятие, как и общение, может быть обыденным (обычным, бытовым) и праздничным. Но в бытовом понимании слова «общение» нет смысла «занимательно, интересно» - как в слове «занятие». Бытовое занятие (если это не рутинные дела) всегда несёт оттенок праздничности, поскольку связано с досугом и хобби. Досуг – как правило – это какая-то разновидность отдыха. Можно перефразировать известное выражение: «Отдых – это смена деятельности на занятие» (школьные занятия – это деятельность, учёба). Хобби – это увлечение (увлекательное занятие). Занятие – это основа досуга: маленький праздник (мне занятно, приятно, интересно). До 1917 года занятию уделялось огромное внимание. Ниже я привожу выдержки из оглавления книги дореволюционного издания, посвящённой именно «занятию». «ОГЛАВЛЕНИЕ.
ОТДЕЛ I. Занятия естественно-исторические: Обработка земли. О формах садовых гряд. Как огораживать гряды. Разведение луга. Цветочные гряды. Как сеять семена. Средство для ускорения всхода семян. О пересаживании растений. О добывании семян. Огород. Прививание георгин. Уход за туземными растениями. Отсадки, отводки, черенки. Уход за ягодными кустами.. Уход за комнатными растениями. Установка растений. Шуточные горшки и земля. Пересадка. Поливание… и др… Осязание завядших цветов. Как вырастить в полчала некоторые растения. Сушение и собирание растений. Сушение и сохранение цветов в песке. Собирание деревьев. Приручение птиц. Ловля птиц. Приманивание птиц. Уход за комнатными птицами. Приручении птиц… и другое… Ловля рыб. Прикармливание рыб… и др… Животные и их ловля. Уход за прирученными животными… Аквариумы… Террариумы… Собирание насекомых. Воспитание гусениц.
ОТДЕЛ II. Физические и химические забавы. Забавы и занятии с помощью ветра. Танцующие змеи. Ветряные мельницы. Мыльные пузыри и воздушные шары. Комнатные фонтаны Как растить кристаллы. Сахарные кристаллы. Красные кристаллы. Жёлтые кристаллы. Маленькая гроза. Домик с громоотводом. Игры в гирлянды…» И многое-многое другое! Повторюсь: вышеизложенное – это очень краткая выборка из оглавления к книге «Занятия». Почему я так заострил на этом внимание. Моё убеждение, что в понятие «праздничное общение» должны входить (на объединяющей основе) и интересные бытовые занятия и увлечения (хобби). То есть надо дать возможность на праздничном пространстве собираться людям по интересам. Не все же хотят петь и плясать! Для кого-то и занятия химическими опытами – развлечение!
|