Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Второй подход: условный
Человек – существо предельно условное. Если вы перед кошкой поставите игрушечную кошку, то кошка игрушку за кошку не признает. А человек играет в куклы, в «войнушки», в «дочки – матери», то есть он создает условный, воображаемый (или как говорят у нас в театре – «понарошковый») мир и живет в нем почти по настоящему. Ребенок кормит, поит, пеленает свою куклу. «Убитый» на «войнушке» падает, как сраженный воин… В основе любой игры всегда есть условие. Условие – это не правило игры. «Правило» – от слова «правильно», то есть верно мы играем или не верно. Условие (условность) – это особенный, воображаемый, символический, существующий только в игре мир. Поэтому условие в игре идет на первом месте, и только за ним идут правила игры. Именно условием игры отличаются друг от друга: прятки от жмурок, жмурки от салочек. А вот уже в самих салочках есть различные правила: «выше ноги от земли», или «гори – гори ясно». Мир воображаемый – он гораздо более яркий, чем мир реальный. В 1997 году в Тюмени, на фестивале «Затея» была представлена программа, которая называлась «Новогодняя гирлянда». Были вызваны дети, которым раздали (что, кстати, не желательно из-за возможности травматизма) ножницы, степлеры, клей, бумагу – мол, делайте гирлянды для елочки. И вот дети режут, приклеивают, раскрашивают пять минут, десять, пятнадцать... Одним словом, все время программы ушло на изготовление гирлянды, изготовить которую так и не удалось – кончилось контрольное время. Когда на разборе зашел разговор об этой программе, Александр Владимирович Зайцев (г. Екатеринбург) в качестве попытки решить тему «Новогодняя гирлянда» условным подходом предложил следующее. Зайцев. Ребята! Давайте представим себе елочку. Невидимую, но очень красивую. Представили? А на елке новогодняя гирлянда. Воображаемая новогодняя гирлянда. А гирлянда делается вот так: сделали все вот такие " колечки". (Соединяет " большой" палец с " указательным" в виде " колечка".) А теперь соединяем наши " колечки" с " колечками" друг друга, чтобы получилась " гирлянда" – новогодняя " гирлянда"! А " огоньки" на нашей " гирлянде" сверкают вот так: весело шевелим всеми остальными пальчиками! (Показывает.) А теперь давайте все вместе скажем волшебные слова: " Раз – два – три: елочка – гори! " И шевелим нашими понарошковыми " огоньками"!
Дети повторяют слова. И создают сверкание елочных " огоньков".
Этот «зайцевский» прием я частенько применял и применяю на взрослых праздниках и взрослые люди с удовольствием делают «понарошковую гирлянду», кричат волшебные слова, мигают «огоньками» и вдобавок поют песенку «Маленькой елочке холодно зимой». Вот и все. И зачем надо было что-то вырезать, что-то клеить, когда условный подход создал в вашем воображении особую, волшебную елку с особой волшебной гирляндой. И эта елка гораздо красивее и сказочнее, чем все окружающие вас реальные елки. Или – Дед Мороз. Все прекрасно знают, что Дед Мороз – это переодетый мужчина. Все это знают… До тех пор, пока на праздник он не вошел. Но как только Дед Мороз появился – все забывают, что это переодетый человек, все взрослые впадают в детство: все верят, что это Дед Мороз настоящий. Почему? Потому что принимают условиеигры. Однажды в Пятигорске, по окончании одного из семинаров, ко мне подошли женщины, участницы семинара, и спросили: «Можно до вашего живота дотронуться?» Я поинтересовался: «А зачем вам это?» Они говорят: «У нас есть поверье, что если мужчина добрый и вот с таким животиком, как у вас, то надо дотронуться до этого живота и загадать желание. И оно сбудется». Я позволил женщинам попользоваться своими сложенными на груди крыльями… И вот, уже в Москве, на одном новогоднем корпоративном празднике, где я был Дедом Морозом, подходит женщина и просит разрешения дотронуться до меня: «На счастье!» Ну, я не подумав, и брякнул ей про пятигорский ритуал с загадыванием желания. Она обрадовалась и все сделала, как надо: дотронулась до живота (под бородой) и загадала желание. К тому времени я уже закончил свою работу и собирался сказать прощальные слова и уходить. И не мог уйти почти 50 минут: все (а это взрослые люди) рванулись ко мне загадывать свои желания. И пока все не дотронулись до моего живота – я не мог уйти. Вот это и есть использование условного подхода. Без него не было бы театра, не возможны были бы игры и праздники. Еще раз: условный подход – это создание воображаемого мира. Театр Охочих комедиантов часто использует в своей работе этот подход в спектаклях, где существует обратная связь со зрителями. Ниже приведу пример из спектакля «Машенька и Медведь». Маша (в зал). Я что - плохо ужин сварила? Дети отвечают.
Что же мне делать?.. А давайте я все по-новому начну? Ребята, а вы мне поможете?
Дети отвечают.
Будем делать так: если я все правильно делаю, вы мне хлопаете в ладоши. А если неправильно - топаете ногами. Хорошо? Дети отвечают.
Я беру горшок и наливаю в него молоко. Правильно?.. Дети хлопают в ладоши.
Теперь я ставлю его на огонь. Правильно? Дети хлопают в ладоши.
Закипело. И я высыпаю туда крупу. Я все верно делаю? Дети хлопают в ладоши.
А теперь я высыпаю туда пачку соли! Так? Дети топают ногами.
А что я неправильно делаю? Сколько нужно соли?
Слушает детей.
Ах, ложечку надо? Понятно.
Сыплет ложечку соли. Дети хлопают в ладоши. А чтобы каша не развалилась, я добавлю в нее клей. Так? Дети топают ногами.
А-а! Чернил? Дети топают ногами.
Нет?.. А-а! Надо травы накидать? Дети топают ногами.
Камней? Песка? Дети топают ногами.
Масла? Дети хлопают в ладоши.
Точно! Я вспомнила: каслом машу… Ой! Маслом кашу не испортишь!
Принюхивается. Ой! И в самом деле кашей запахло! В зал.
Ребята, понюхайте, это в самом деле кашей пахнет? Дети принюхиваются и подтверждают.
Ура-а! Получилось! Теперь перемешаем кашу. Дети хлопают.
И попробуем! Зачерпывает ложкой понарошковую кашу.
Каша вкусная, сказочная, понарошковая! В зал.
Кто хочет попробовать? Дети отвечают. Маша идет в зал и угощает детей понарошковой кашей. Как правило, дети активно и азартно помогают Маше «варить» воображаемуюкашу и – с удовольствием и полной верой! – пробуют ее из ложки. И еще один пример – из программы, посвященной открытию Центра игрового досуга. Первый. Ну вот! Заигрались, застоловались, а забыли, что ребенок еще маленький, что ему режим необходим... Второй. Давай уложим нашего ребенка спать... Сделали, пожалуйста, все вот так... Делает жест-движение, словно берет грудного младенца на руки и качает его. Зрители повторяют это движение.
А теперь вот так! Двумя руками поднимает ребенка вверх перед собой. Зрители повторяют и это, и последующие движения, которые им предлагают ведущие.
И отпускаем! Жест, словно подбрасывает воздушный шарик перед собой. И пусть он на волнах своего детского сна возвращается в колыбель! Делает руками движение, словно ловит невидимого ребенка, и относит его в колыбель. Звучит колыбельная песня. Снова выходят все творческие коллективы. Они обступают колыбель и качают ее.
|