Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Второй подход: условный






Человек – существо предельно условное. Если вы перед кошкой поставите игрушечную кошку, то кошка игрушку за кошку не признает. А человек играет в куклы, в «войнушки», в «дочки – матери», то есть он создает условный, воображаемый (или как говорят у нас в театре – «понарошковый») мир и живет в нем почти по настоящему. Ребенок кормит, поит, пеленает свою куклу. «Убитый» на «войнушке» падает, как сраженный воин…

В основе любой игры всегда есть условие. Условие – это не правило игры. «Правило» – от слова «правильно», то есть верно мы играем или не верно.

Условие (условность) – это особенный, воображаемый, символический, существующий только в игре мир. Поэтому условие в игре идет на первом месте, и только за ним идут правила игры. Именно условием игры отличаются друг от друга: прятки от жмурок, жмурки от салочек. А вот уже в самих салочках есть различные правила: «выше ноги от земли», или «гори – гори ясно». Мир воображаемый – он гораздо более яркий, чем мир реальный.

В 1997 году в Тюмени, на фестивале «Затея» была представлена программа, которая называлась «Новогодняя гирлянда». Были вызваны дети, которым раздали (что, кстати, не желательно из-за возможности травматизма) ножницы, степлеры, клей, бумагу – мол, делайте гирлянды для елочки. И вот дети режут, приклеивают, раскрашивают пять минут, десять, пятнадцать... Одним словом, все время программы ушло на изготовление гирлянды, изготовить которую так и не удалось – кончилось контрольное время.

Когда на разборе зашел разговор об этой программе, Александр Владимирович Зайцев (г. Екатеринбург) в качестве попытки решить тему «Новогодняя гирлянда» условным подходом предложил следующее.

Зайцев. Ребята! Давайте представим себе елочку. Невидимую, но очень красивую. Представили? А на елке новогодняя гирлянда. Воображаемая новогодняя гирлянда. А гирлянда делается вот так: сделали все вот такие " колечки". (Соединяет " большой" палец с " указательным" в виде " колечка".) А теперь соединяем наши " колечки" с " колечками" друг друга, чтобы получилась " гирлянда" – новогодняя " гирлянда"! А " огоньки" на нашей " гирлянде" сверкают вот так: весело шевелим всеми остальными пальчиками! (Показывает.) А теперь давайте все вместе скажем волшебные слова: " Раз – два – три: елочка – гори! " И шевелим нашими понарошковыми " огоньками"!

 

Дети повторяют слова.

И создают сверкание елочных " огоньков".

 

Этот «зайцевский» прием я частенько применял и применяю на взрослых праздниках и взрослые люди с удовольствием делают «понарошковую гирлянду», кричат волшебные слова, мигают «огоньками» и вдобавок поют песенку «Маленькой елочке холодно зимой». Вот и все. И зачем надо было что-то вырезать, что-то клеить, когда условный подход создал в вашем воображении особую, волшебную елку с особой волшебной гирляндой. И эта елка гораздо красивее и сказочнее, чем все окружающие вас реальные елки.

Или – Дед Мороз. Все прекрасно знают, что Дед Мороз – это переодетый мужчина. Все это знают… До тех пор, пока на праздник он не вошел. Но как только Дед Мороз появился – все забывают, что это переодетый человек, все взрослые впадают в детство: все верят, что это Дед Мороз настоящий. Почему? Потому что принимают условиеигры.

Однажды в Пятигорске, по окончании одного из семинаров, ко мне подошли женщины, участницы семинара, и спросили: «Можно до вашего живота дотронуться?» Я поинтересовался: «А зачем вам это?» Они говорят: «У нас есть поверье, что если мужчина добрый и вот с таким животиком,

как у вас, то надо дотронуться до этого живота и загадать желание. И оно сбудется». Я позволил женщинам попользоваться своими сложенными на груди крыльями…

И вот, уже в Москве, на одном новогоднем корпоративном празднике, где я был Дедом Морозом, подходит женщина и просит разрешения дотронуться до меня: «На счастье!» Ну, я не подумав, и брякнул ей про пятигорский ритуал с загадыванием желания. Она обрадовалась и все сделала, как надо: дотронулась до живота (под бородой) и загадала желание. К тому времени я уже закончил свою работу и собирался сказать прощальные слова и уходить. И не мог уйти почти 50 минут: все (а это взрослые люди) рванулись ко мне загадывать свои желания. И пока все не дотронулись до моего живота – я не мог уйти. Вот это и есть использование условного подхода. Без него не было бы театра, не возможны были бы игры и праздники.

Еще раз: условный подход – это создание воображаемого мира. Театр Охочих комедиантов часто использует в своей работе этот подход в спектаклях, где существует обратная связь со зрителями.

Ниже приведу пример из спектакля «Машенька и Медведь».

Маша (в зал). Я что - плохо ужин сварила?

Дети отвечают.

 

Что же мне делать?.. А давайте я все по-новому начну? Ребята, а вы мне поможете?

 

Дети отвечают.

 

Будем делать так: если я все правильно делаю, вы мне хлопаете в ладоши. А если неправильно - топаете ногами. Хорошо?

Дети отвечают.

 

Я беру горшок и наливаю в него молоко. Правильно?..

Дети хлопают в ладоши.

 

Теперь я ставлю его на огонь. Правильно?

Дети хлопают в ладоши.

 

Закипело. И я высыпаю туда крупу. Я все верно делаю?

Дети хлопают в ладоши.

 

А теперь я высыпаю туда пачку соли! Так?

Дети топают ногами.

 

А что я неправильно делаю? Сколько нужно соли?

 

Слушает детей.

 

Ах, ложечку надо? Понятно.

 

Сыплет ложечку соли.

Дети хлопают в ладоши.

А чтобы каша не развалилась, я добавлю в нее клей. Так?

Дети топают ногами.

 

А-а! Чернил?

Дети топают ногами.

 

Нет?.. А-а! Надо травы накидать?

Дети топают ногами.

 

Камней? Песка?

Дети топают ногами.

 

Масла?

Дети хлопают в ладоши.

 

Точно! Я вспомнила: каслом машу… Ой! Маслом кашу не испортишь!

 

Принюхивается.

Ой! И в самом деле кашей запахло!

В зал.

 

Ребята, понюхайте, это в самом деле кашей пахнет?

Дети принюхиваются и подтверждают.

 

Ура-а! Получилось! Теперь перемешаем кашу.

Дети хлопают.

 

И попробуем!

Зачерпывает ложкой понарошковую кашу.

 

Каша вкусная, сказочная, понарошковая!

В зал.

 

Кто хочет попробовать?

Дети отвечают.

Маша идет в зал и угощает детей понарошковой кашей.

Как правило, дети активно и азартно помогают Маше «варить»

воображаемуюкашу и – с удовольствием и полной верой! – пробуют ее из ложки.

И еще один пример – из программы, посвященной открытию Центра игрового досуга.

Первый. Ну вот! Заигрались, застоловались, а забыли, что ребенок еще

маленький, что ему режим необходим...

Второй. Давай уложим нашего ребенка спать... Сделали, пожалуйста, все

вот так...

Делает жест-движение, словно берет грудного младенца на руки и качает его.

Зрители повторяют это движение.

 

А теперь вот так!

Двумя руками поднимает ребенка вверх перед собой.

Зрители повторяют и это, и последующие движения, которые им

предлагают ведущие.

 

И отпускаем!

Жест, словно подбрасывает воздушный шарик перед собой.

И пусть он на волнах своего детского сна возвращается в колыбель!

Делает руками движение, словно ловит невидимого

ребенка, и относит его в колыбель.

Звучит колыбельная песня.

Снова выходят все творческие коллективы.

Они обступают колыбель и качают ее.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал