Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВСЕЕДИНСТВО — философское учение (идея, принцип), раскрывающее внутреннее органическое единство бытия как






ВСЕЕДИНСТВО — философское учение (идея, принцип), раскрывающее внутреннее органическое единство бытия как универсума в форме взаимопро­никновения и раздельности составляющих его элемен­тов, их тождественности друг другу и целому при со­хранении их качественности и специфичности. В. бы­ло представлено в различных философских концепци-

ях, начиная с неоплатонизма. Наиболее яркое выраже­ние проблема В. нашла в русской философии, где, на­чиная с B.C. Соловьева, сложилось самобытное на­правление — философия В., к которой могут быть от­несены системы Флоренского, Булгакова, Карсавина, Франка, Н.О. Лосского, а также, по ряду оснований, взгляды С.Н. Трубецкого, E.H. Трубецкого, Лосева и др. В качестве идейного предшественника русской фи­лософии В. необходимо рассматривать учение о собор­ности славянофилов. В русской философии можно вы­делить четыре системы В.: софиологическая, монодуа­листическая (панентеистическая), моноплюралистиче­ская, символическая. Следует при этом учитывать, что хотя категория В. по преимуществу онтологическая, но в силу глубины и богатства содержания она включает в себя гносеологические, этические, социологические, антропологические и иные аспекты. Наиболее разра­ботанной является софиологическая концепция В., ба­зовый вариант которой предложен Соловьевым. Кри­тикуя " отвлеченные начала" западной философии и стремясь к построению целостного синтетического мировоззрения, в качестве ключевого начала последне­го Соловьев рассматривает положительное В. (" Крити­ка отвлеченных начал", " Чтения о Богочеловечестве"), в котором " единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех. Ложное, отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы и само оказывается, таким образом, пусто­тою; истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия". В основе мира, согласно Соловьеву, лежит Абсолютное, которое, являясь Сверхсущим, тем не менее не отделе­но от мира. Внутренняя диалектика Абсолютного-Сверхсущего ведет к возникновению реальной множе­ственности вещей и одновременно к их разделенности и разобщенности (бытие как иное Абсолютного). Од­нако бытие не может характеризоваться только раз­дробленностью, иначе этим отрицалась бы абсолют­ность Абсолютного. Единство бытия реализуется че­рез деятельность Мировой души, Софии и Богочеловечества как посредствующих звеньев между предмет­ным множеством и безусловным единством Божества. Центральную роль здесь выполняет София как идея (собрание идей) мира, актуализирующаяся познанием и деятельностью человека, на которого и возложена функция восстановления В., что является сутью исто­рического процесса. В нравственной области положи­тельное В. есть абсолютное благо, в познавательной — абсолютная истина, в сфере материального бытия — абсолютная красота. Если Соловьев делает акцент на дуалистическом противопоставлении софийного (бо­жественного) и несофийного (тварного) бытия, то Фло-

ренский и Булгаков, напротив, утверждают гармонич­ность и целесообразность тварности, обладание ею многими чертами софийности. Оба последователя Со­ловьева, разделяя его представление о единстве твари в Боге, в попытке его обоснования выбирают путь не нисхождения от Абсолюта к твари, а восхождения от твари к Абсолюту. София находится одновременно и в божественном и в тварном бытии, в результате Абсо­лютное и мир смыкаются во В. В качестве внутренне­го принципа В., силы, созидающей и скрепляющей его, выступает любовь (Флоренский, " Столп и утвержде­ние Истины"; Булгаков, " Свет невечерний"). Наиболее характерной особенностью монодуалистической ин­терпретации проблемы В. (Карсавин, Франк) является отказ от введения третьего софийного бытия в качест­ве посредника, связующего божественный и тварный мир, и усмотрение В. во внутренней сущности послед­них. В модели Карсавина центральное место принад­лежит понятию " стяженного бытия", согласно которо­му целое в " свернутом" виде присутствует во всех ча­стях, а любая часть — во всех других частях целого. Соответственно любой предмет есть момент В., а раз­личие между В. и его моментами оказывается много­ступенчатым, что придает В. иерархический характер. Принцип В. дополняется у Карсавина принципом три­единства, позволяющим представить универсальное всеохватное бытие как динамический процесс развер­тывания единой разъединяющейся-объединяющейся субстанции (" О началах", " О личности"). Отличитель­ной особенностью модели Франка является ее гносео­логическое обоснование. Различая предметное (знание об окружающей нас действительности) и интуитивное (знание подлинной реальности или бытия) знание, Франк приходит к выводу, что открываемая предмет­ным знанием сумма определенностей не может исчер­пать собой все бытие и логически выводит нас к мета­логическому началу, или непостижимому, являющему­ся всеединым началом бытия. Суть его может быть вы­ражена только на основе монодуалистического описа­ния бытия и знания (" Непостижимое"). Моноплюрали­стические концепции В., формируясь под сильным влиянием монадологии Лейбница, стремились совмес­тить представление о множественности субстанциаль­ных (суверенных, самодостаточных) начал бытия с их принадлежностью к Абсолюту, в котором, однако, они не теряют своей самобытности. Наиболее развитую форму данная концепция получила в философии Лосского, исходным принципом рассуждений которого яв­ляется идея " имманентности всего всему". В. истолко­вывается Лосский как принцип взаимосвязи и взаимо­действия субстанциальных деятелей — конкретно-идеальных сущностей, сообщество которых образует

иерархически организованный мир, где каждая сущ­ность, в отличие от лейбницевских монад, открыта для взаимодействия с другими, а все вместе они единосущностны друг другу и высшей абсолютной реальности — Богу (" Мир как органическое целое"). Иная попыт­ка интерпретации проблемы В. на основе синтеза хри­стианской онтологии и символистской картины реаль­ности была предпринята поздним Флоренским (" Име­на", " Иконостас" и др.) и ранним Лосевым (" Филосо­фия имени", " Диалектика мифа" и др.). Вся реаль­ность, согласно Флоренскому и Лосеву, проникнута смысловыми отношениями, представляя собой сово­купность символов этих смыслов. На вершине и в ос­новании реальности находится Бог, сам символом не являющийся, но порождающий и вмещающий в себя смысловую сторону всех символов. Единство всего су­щего усматривается в его одухотворенности, осмыс­ленности, энергийной, а не субстанциальной причаст­ности всего Богу. Сущность вещей наиболее полно вы­ражается в слове, имени, в конечном счете и являющи­мися наиболее фундаментальными принципами бытия и познания. Имя и слово есть то, что есть сущность для себя и для всего иного. Поэтому и весь мир, и вся все­ленная есть имя и слово.

Г.Я. Миненков


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал