![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диагностика на выявление уровня развития творческого мышления
Прежде чем разрабатывать уроки с использованием нестандартных заданий [20], логично было бы провести диагностику [9] на выявление уровня развития творческого мышления у учащихся начальной школы. Это необходимо для того, чтобы подобрать эффективные задания к урокам, такого уровня, который будет соответствовать уровню развития творческого мышления у учащихся. Для этого мы выбрали одну из диагностических методик Торреса и изучили основные принципы диагностики творческих способностей: 1. Для диагностики креативности не подходят тесты измерения интеллекта, так как их целью является скорость и точность нахождения единственного верного решения из нескольких предлагаемых. 2. Исследуя креативность, нужно изучать её образную (невербальную, художественную) и вербальную (словесную) стороны. 3. Диагностические методики должны замерять показатели шаблонности и стереотипности мышления (что отображается в употреблении слов и образов в определённой ассоциативной связи). Индикатор креативности — в отдалённости от стереотипов (устоявшихся связях). 4. При диагностике нужно замерять продуктивность (отношение числа ответов к количеству заданий). 5. Оригинальность определяется как число обратных величин с точки зрения частоты встречаемости нестандартных ответов. 6. Замер уникальности осуществляется с точки зрения количества не встречающихся ранее идей по отношению к общему количеству ответов. Инструкция для диагностики: «Вам предлагается ряд утверждений. Отметьте своё согласие или несогласие рядом с номером утверждения соответственно знаками «+» или «-». Утверждения: 1. Мне не нравится работа, где я не могу применить свое творчество. 2.Я не люблю выполнять работу, время на которую ограничено. 3. Мне не нравится ходить в музеи: все они одинаковы. 4. Я люблю фантазировать. 5. Хобби и увлечения полезны для человека. 6. Я могу смотреть один и тот же фильм много раз. При каждом просмотре я замечаю что-то новое. 7. Считаю, что лучше быть инженером, чем строителем. 8. Меня больше волнует процесс работы, чем ее результат 9. Даже к обычному делу я отношусь творчески. 10. Меня не редко ставят под сомнение очевидные вещи. 11. Мне не хотелось бы жить по расписанию. 12. Мне не нравится ходить одной и той же дорогой. Оценивание результатов: «0-2» балла- соответствует низкому уровню; «3-6» баллов- соответствует среднему уровню; «7-12» баллов- соответствует высокому уровню [19]. В диагностике принимало участие 15 человек (весь класс). Работы некоторых учащихся можно увидеть в приложении. [Приложение 5] Результаты оказались следующие: четыре человека получили по 7-9 баллов, что говорит о высоком уровне креативности; 8 человек получили от 4 до 6 баллов, что соответствует среднему уровню, и 3 человека получили по 2 балла, что говорит о низком уровне креативности. Однако, как указано в описании к диагностике, данные тесты не являются абсолютным показателем сформированности креативности. Недостаток тестовых методик в том, что они оценивают творческие проявления в целом, а не в применении к какой-либо конкретной ситуации. Несмотря на этот недостаток, тестовые методики для изучения уровня развития творческих способностей используются учеными, психологами и педагогами. Совмещая несколько вариантов текстов, можно исследовать креативность с разных сторон.
2.2 Интервью с учителями начальной школы на тему: «Применение нестандартных заданий на уроках в начальной школе» Следующим этапом практической работы стало интервью [11] с учителями на тему «Применение нестандартных заданий на уроках в начальной школе». Для этого был заготовлен ряд вопросов для учителей, с целью узнать, используют ли учителя нестандартные задания на своих уроках, и знают ли они само понятие «Нестандартное задание». Результаты интервью [Таблица 3] подтверждают актуальность темы данного исследования, но прежде чем проанализировать ответы, необходимо представить вопросы и ответы учителей на эти вопросы. Таблица 3
И так, таблица вопросов и ответов помогает нам узнать содержание самого интервью, теперь необходимо обобщить результаты и проанализировать ответы. Учителя обоих классов дали достаточно точные определения понятию «нестандартное задание», что подтверждает тот факт, что они применяют такие задания в своей деятельности. Мыслительные операции, которые выделили учителя, так же практически совпадают и подтверждают теоретические основы. Для учителей оказалось проще всего подобрать нестандартное задание к урокам математики, так как этот урок предусматривает темы, которые создают условия для применения нестандартных заданий. Учителя считают, что применять нестандартные задания нужно уже с первого класса, так как процесс развития творческого мышления должен быть непрерывным. Таким образом, можно сделать вывод о том, что нестандартные задания являются актуальными для проведения современных уроков в начальной школе.
|